Коррекционно-психологические упражнения для детей с агрессивным поведением
методическая разработка (3, 4 класс)

Барышникова Наталья Васильевна

  Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересное, придают ему эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Охрана и укрепление здоровья воспитанников в коррекционной школе.

  • Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований.
  • Разработка программ сбережения здоровья воспитанников, нормативной базы и механизма реализации этих программ.
  • Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка.
  • Разработка нормативной, правовой и учебной дидактической базы, обеспечивающей деятельность «школ здоровья».
  • Разработка и внедрение технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок.
  • Создание развернутой системы физического воспитания детей и подростков
  • Создание службы консультативной и экстренной психологической помощи детям и их родителям.

Состояние здоровья современных российских школьников.(по материалам научного центра здоровья детей РАМН ).

В России около 30 млн. детей.

Из них – 20 млн. посещают образовательные учреждения.

В том числе – 15 млн. школьников.

За последние 20 лет значительно ухудшилось здоровье российских школьников.

У младших школьников число отклонений и хронических заболеваний увеличилось на 55%,  особенно среди мальчиков.

Среди младших школьников наблюдается рост нарушений сердечно-сосудистой системы, нервно-психических расстройств и нарушений костно-мышечной системы.

В подростковом возрасте на первом месте болезни органов пищеварения, затем хронические болезни нервной системы, болезни костно-мышечной системы и гинекологические патологии у девочек - старшеклассниц.

Факторы, влияющие на ухудшение здоровья школьников.

Агрессивные (негативные):

  1. Высокий объём учебных  и внеучебных нагрузок.
  2. Низкая двигательная активность.
  3. Недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию ЗОЖ.

  Составляющие ЗОЖ:

  • Достаточная двигательная активность.
  • Закаливание.
  • Рациональное питание.
  • Соблюдение режима дня.
  • Грамотное экологическое поведение.
  • Психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями.
  • Отказ от вредных и выработка позитивных привычек.
  • Безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
  • Сексуальная грамотность.

Деятельность по составляющим ЗОЖ:

  • Обучение умению общаться и находить место в обществе (социальный аспект здоровья)
  • Забота о здоровье, включая лечение и профилактику болезней (физический аспект здоровья)
  • Умение учиться и управлять собой, своими эмоциями, принятия себя как личности (психологический аспект здоровья)

Модель выпускника СКОУ, ответственного за свое здоровье и здоровье окружающих его людей

  • Когнитивный компонент:
  1. Ученик имеет знание о здоровье и его составляющих, способах оздоровления и профилактики болезней.
  2. Представление об экологических факторах региона, степени их влияния на регулирование отрицательных воздействий.
  • Ценностный компонент:
  1. Понимает уникальную ценность здоровья, его значение для себя своего благополучия на данном возрастном этапе и во взрослой жизни, для близких людей.
  2. Понимает необходимость ведения здорового образа жизни и освоение компонентов ЗОЖ, следование им на практике.
  • Эмоционально-волевой компонент:
  1. Понимает свои чувства и чувства окружающих, адекватно относится к своим успехам и неудачам, проявляет дисциплинированность, настойчивость при соблюдении режима дня, при возникновении внештатных ситуаций, мобильность в поведении и умение доводить дело до конца.
  2. Способен работать в группе, проявлять доброжелательность и контакт, имеет навыки саморегулирования эмоционального состояния, относится к природе, как к условию эмоционального благополучия.
  • Социальный компонент:
  1. Сформирована система правильного отношения к окружающим, сформированы навыки социально-нормативного поведения.
  2. Развиты трудовые, социально-бытовые, коммуникативные знания и умения, позволяющие успешно вступить в самостоятельную жизнь.
  • Культурный компонент:
  1. Понимает взаимосвязь компонентов ЗОЖ с общей культурой человека, осознанно соблюдает правила поведения в обществе.
  2. Имеет навыки культуры быта.
  3. Проявляет интерес и имеет навыки и привычки культуры проведения досуга, имеет его любимые виды.
  • Физический компонент:
  1. Оптимальный, в соответствии с индивидуальными особенностями, режим двигательной активности.
  2. Освоение доступных форм диагностики физического состояния своих физических качеств.
  3. Осознанное применение средств профилактики болезней, закаливания.
  4. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Деятельностный компонент:
  1. Умение активно включаться во все виды здоровьесберегающей деятельности.
  2. Способен включиться в выполнение индивидуальной программы ЗОЖ, разработанной педагогом.
  3. Способен правильно ценить себя и результаты своей деятельности.

 Методы, наиболее надежные для изучения уровня развития мотивации ЗОЖ воспитанников.

  • Длительное изучение, в т.ч. наблюдение воспитателя за повадками и различными проявлениями интереса воспитанника к ЗОЖ.
  • Индивидуальная работа с воспитанником, помощь при формировании ЗОЖ (индивидуальная работа является самым надежным средством выявления уровня развития мотивации  ЗОЖ).
  • Постановка воспитанника в ситуацию реального нравственного выбора.
  • Индивидуальная работа должна проходить в форме диалога, сотрудничества между педагогом и воспитанником.

Программа мониторинга «Как определить уровень состояния здоровья и физического развития» (для воспитанников СКОУ).

  • Очень высокий уровень:

- все принятые показатели сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола ребенка, здоровья и физического развития, не затрудняют включение ребенка с овз в социум.

  • Высокий уровень:

- физическое развитие соответствует возрасту и полу;

- хронических заболеваний нет;

- соматические заболевания редкие и быстропроходящие;

- осанка, походка, быстрота и точность движения нарушены очень незначительно;

- передвигается самостоятельно;

- мелкая моторика нарушена незначительно;

- часто заботится о своем здоровье, зарядкой занимается регулярно;

- стремится к двигательной и физической активности, любит заниматься спортом;

- в личной гигиене и самообслуживании самостоятелен;

- соблюдает режим питания;

- вредных привычек не имеет.

  • Средний уровень:

- физическое развитие не соответствует возрасту и полу по одному-двум показателям;

- хронических заболеваний нет;

- соматические заболевания редкие и быстропроходящие;

- осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены незначительно;

- передвигается самостоятельно;

- периодически заботится о своем здоровье, зарядкой занимается нерегулярно;

- периодически самостоятельно проявляет двигательную и физическую активность и интерес к спорту;

- в личной гигиене и самообслуживании самостоятелен;

- соблюдает режим питания, испытывает чувство сытости;

- стремится избавиться от вредных привычек.

  • Низкий уровень:

- физическое развитие не соответствует возрасту и полу;

- имеет хронические заболевания;

- частые соматические заболевания;

- осанка, походка, быстрота и точность движения нарушены;

- передвигается с помощью приспособлений или при помощи посторонних;

- значительно нарушена мелкая моторика;

- редко проявляет заботу о своем здоровье, зарядкой занимается редко;

- иногда двигательно и физически активен, чаще не по своей инициативе;

- с процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется с посторонней помощью;

- самостоятельно с режимом питания не справляется;

- имеет вредные привычки.

  • Очень низкий уровень:

- физическое развитие не соответствует возрасту и полу;

- имеет хронические заболевания;

- частые соматические заболевания;

- осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены;

- не может передвигаться самостоятельно;

- значительно нарушена мелкая моторика;

- о своем здоровье не заботится;

- к двигательной и физической активности не стремится, интереса к спорту не проявляет;

- знания о ЗОЖ отсутствуют;

- с личной гигиеной и самообслуживанием самостоятельно не справляется;

- режим питания не соблюдает, не знает ограничение в количестве пищи, нет чувства сытости;

- имеет вредные привычки.        

Основные навыки здорового образа жизни выпускника СКОУ с интеллектуальной недостаточностью.

  • Навыки соблюдения адекватного двигательного режима и контроля за собственным физическим состоянием:
  1. Навык выполнения утренней гимнастики и релаксирующих  физкультурных пауз.
  2. Навыки участия в подвижных и командных играх.
  3. Тренировка значимых двигательных качеств.
  4. Навыки контроля за пульсом и дыханием при выполнении упражнений.
  5. Определение утомления и переутомления.
  • Навыки рационального и безопасного питания
  1. Навык соблюдения правил приготовления и хранения пищи, режима питания, составление рационального меню.
  2. Навык поддержания домашней диеты.
  3. Навык составления меню с учетом правил домашней диеты.
  4. Умение определять признаки испорченных продуктов.
  • Навыки соблюдения гигиены и опрятности:
  1. Навыки ухода за телом.
  2. Навыки выбора одежды в зависимости от погоды и вида деятельности.
  3. Навыки уборки помещения.
  • Навыки безопасного поведения в быту и на дороге:
  1. Навыки соблюдения тб при занятиях различными видами спорта.
  2. Навыки соблюдения тб в быту.
  3. Навыки соблюдения правил дорожного движения.
  4. Навыки прогнозирования развития ситуации на дороге.
  • Навыки поведения в экстремальных ситуациях:
  1. Навыки эвакуации из помещения при угрозе возникновения пожара.
  2. Навыки оказания первой помощи при ожогах.
  3. Навыки спасения утопающих.
  4. Навыки оказания доврачебной помощи при укусах собак, насекомых, при повреждении глаз, при отравлении.
  5. Навыки оказания доврачебной помощи при порезах, занозах, носовом кровотечении.
  6. Знание номеров телефонов экстренной помощи.
  • Навыки в области сексуального здоровья:
  1. Навыки защиты от насильственных сексуальных действий и знания о контрацепции.
  • Навыки обращения с токсичными веществами:
  1.  Навыки безопасного обращения с клеящими веществами, растворителями и бытовой химией.
  • Навыки обращения за помощью:
  1. Навыки обращения за помощью к окружающим при угрозе жизни, при расстройствах настроения и депрессиях.

Содержание деятельности воспитателя СКОУ по формированию ЗОЖ.

  • Организация и проведение воспитательных и коррекционно - развивающих занятий по формированию ЗОЖ у воспитанников.
  • Организация и проведение подвижных игр и упражнений на всех видах прогулки.
  • Организация и проведение физкультминуток на внеклассных занятиях и во время выполнения режимных моментов.
  • Организация посещения воспитанниками занятий ЛФК по назначению специалиста.
  • Организация посещения воспитанниками секций и кружков дополнительного образования по расписанию, утвержденному директором СКОУ.

Воспитательная работа, связанная с выполнением режимных моментов.

   Охранительный (термин принадлежит Смирновой А.Н., учителю вспомогательной школы) педагогический режим – это деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок дня. Режим предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность воспитанников, определяют их поведения.

   Учение И.П. Павлова раскрывает значение правильно организованного режима. Согласно этому учению неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек. Из учения И.П. Павлова вытекает необходимость создания условий, щадящих неполноценную нервную систему.

   Какие внешние раздражители истощают нервные силы ребенка в школе – интернате? Прежде всего шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Умственно отсталые дети особенно легко возбуждаются в шумных условиях: они с трудом переносят большое скопление людей, тесноту, беготню, повышенный резкий тон. Изменение привычных для ребенка условий, нарушение режима, смена педагога неблагоприятно отражаются на нервной системе детей. Неожиданное и неприятное требование вызывает раздражение и нередко отказ его выполнить. Вызывает утомление непосильная работа, большие объемы заданий, однообразные и отвлеченные уроки и занятия, бездеятельность, недисциплинированность отдельных воспитанников. Все это не дает возможности воспитаннику сосредоточить внимание, затрудняет восприятие необходимых знаний умений и навыков.

   Организация охранительного педагогического режима – важнейшее условие воспитания учащихся вспомогательной школы – интерната и одной из основных средств коррекционно – развивающей работы.

   Четкий, последовательный, привычный и щадящий режим облегчает работу учащегося, создает условия для проявления его здоровых начал: активности, познавательного интереса, работоспособности. Он приучает ребенка к определенному жизненному ритму, создает у него ровное, бодрое настроение. Такой режим сохраняет, экономит, восстанавливает нервные силы ребенка, успокаивает его, способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом. В условиях охранительного режима воспитанник становится более восприимчивым и трудоспособным, у него быстрее и устойчивее воспитываются и закрепляются необходимые в жизни навыки.

   Охранительный педагогический режим является одним из условий создания здорового детского коллектива.

   В организованном детском коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон. В таком коллективе дети спокойно живут, работают, помогают друг другу. А для склонных к подражанию, внушаемых умственно отсталых детей спокойный и трудолюбивый коллектив служит положительным примером.

   Охранительный педагогический режим нельзя представлять как опеку, тепличность, которые ведут к ограничению самостоятельности ребенка. Этот режим не ограждает от требований школы - интернате и жизни. Напротив, укрепляя нервную систему ребенка, он дает возможность предъявить к нему повышенные требования, которые, в свою очередь, способствуют ослаблению недостатков и продвижению вперед.

   Как показал опыт, дети, воспитанные в условиях охранительного педагогического режима, скорее и правильнее «входят» в жизнь, растут более активными, уравновешенными, трудолюбивыми; они умеют не только преодолевать встающие перед ними трудности, но и благотворно влиять на окружающих.

   Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания, обучения и развития умственно отсталых детей является строгое соблюдение распорядка дня школе - интернате. Для этого необходимо воспитывать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучать их к порядку, вырабатывать у умственно отсталых детей жизненно необходимые привычки. В своем докладе я попытаюсь рассмотреть вопросы организации режимных моментов как определенную систему воспитания обучения и развития некоторых личностных качеств умственно отсталых детей.

   Воспитательная функция режимных моментов в коррекционной школе - интернате приобретает особо важное значение. Настоящее усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы умственно отсталому ребенку доступно лишь через конкретную практическую деятельность.

  Все моменты ежедневной деятельности воспитателя используются для воспитания положительных личностных качеств умственно отсталого ребенка. В этой работе находят отображение принцип дифференцированного подхода с учетом особенностей интеллектуального развития отдельных детей, состояние их эмоционально – волевой сферы, моторики, мыслительных процессов.

   В своем докладе я не ставлю задачу раскрыть все многообразие воспитательных и организационных задач и приемов в повседневной деятельности воспитателя. Я остановлюсь на отдельных моментах распорядка дня школы - интерната.

   Для примера рассмотрим организацию утренних часов.

   Утренняя зарядка, кроме решения оздоровительных и гигиенических задач, является воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во многом определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня.

   Создание необходимых условий для выполнения физкультурной зарядки в первую очередь зависит от воспитателя. Детей готовят к тому, что зарядка необходима для их здоровья, красоты, формирования осанки, гармонии в движениях, правильного дыхания. Детей приучают вставать в одно и то же время, чтобы помочь им самим осознать необходимость выполнения этого режимного момента. Подготовка к организованному выходу на зарядку воспитатель проверяет еще с вечера, т.е. просматривает, готова ли у детей физкультурная форма, напоминает о необходимости проветрить помещение, где проводится зарядка, кто проводит ее.

   Оптимальным вариантом проведения зарядки является такой, когда отдельно собираются воспитанники начальной школы и средних и старших классов. Такая организация выполнения зарядки необходима для учета требований разного уровня физической нагрузки и различной сложности выполняемых упражнений для разных возрастных групп детей.

   Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, воспитатель начинает с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей распорядком дня школы - интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками.

   В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность осуществить на практике контроль за тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на занятиях, инструктажах. Многим детям надо вновь и вновь повторять отдельные требования, показывать рациональные приемы, давать характеристику и оценку выполненного.

   Тщательная подготовка, обучение и контроль за выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно – гигиенических требований осуществляется на начальном этапе пребывания  новых воспитанников в школе - интернате. Воспитателю сразу виден уровень подготовленности детей, различия их возможностей. Поэтому, при организации работы с группой, воспитатель продумывает свои действия с каждым ребенком индивидуально, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей воспитатель держит под непосредственным контролем и оказывает им практическую помощь. Так же необходима помощь в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально – волевой сферы. При этом тех детей, которые легко овладевают необходимыми умениями и навыками, воспитатель привлекает оказание помощи в организации контроля за действиями остальных детей и показа отдельных элементов выполняемой деятельности.

   У старших детей виды и формы при проведении этого режимного момента, изменяются, но их воспитательная значимость не уменьшается. Так, старшие дети наряду с повседневным выполнением собственных действий по утреннему туалету помогают своим младшим соседям. В этом случаи воспитатели решают задачу научить старших детей выполнять свои действия быстро, но не в ущерб их качеству. Воспитатели учат старших воспитанников терпеливо, последовательно приучать малышей к выполнению различных правил, не повышая при этом голоса и не создавая при этом конфликтных ситуаций и вырабатывая при этом чувство ответственности за порученное дело. Поэтому даже в старших классах воспитатель рассматривает повседневную работу по выполнению режимных моментов с решением общих воспитательных задач.  

   В утренние часы воспитатель успевает сделать многое, что возможно лишь при правильной организации. Воспитатель тщательно продумывает организацию этого режимного момента именно с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Он создает такую спокойную рабочую обстановку, когда все дети знают что и как им надо делать. В эти часы воспитатель – это руководитель, умеющий вовремя подсказать, напомнить и практически помочь.

   Воспитатель придерживается спокойного, доброжелательного тона и разумного участия в действиях детей. Тон воспитателя очень важен в утренние часы. Среди умственно отсталых определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. К тому же, состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных воспитанников. Поэтому я подчеркиваю особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки с самого начала дня. Дети должны видеть, что воспитатель не просто присматривает за ними в это время, а работает вместе с ними, что он искренне заинтересован в том, чтобы они делали все быстро и хорошо.

   Основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется самими воспитанниками. Однако воспитатели соблюдают установленные возрастные нормативы при проведении общественно полезного труда и учитывают возможности детей. Например, младших детей в течении продолжительного времени терпеливо учат самостоятельно аккуратно стелить постель. В это время даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитатель отмечает и положительно оценивает. Наряду с обучением практическим приемам обслуживающего труда проводится воспитательная работа, направленная на привитие детям уважения к чужому труду.

   Значительна роль воспитателя в подготовке детского коллектива к учебным занятиям. С этой целью работа организовывается так, чтобы после завтрака у детей оставалось 5 – 10 минут. В это время воспитатель организует класс для последующей учебной деятельности. Не допускается  опоздание на уроки, установлено твердое правило, что во время учебных занятий, нет ничего более важного, чем урок. Практикой доказано, что при правильной организации работы всего педагогического коллектива дети вполне могут справиться со всеми внешкольными делами вовремя. Если этого не происходит, то причину следует искать в слабой организационной и воспитательной работе всего коллектива сотрудников  школы - интерната.

   При организации внеучебной деятельности воспитанников важен дифференцированный подход. Учитываются возрастные особенности и возможности умственно отсталых школьников, а также глубина и объем содержания воспитательных мероприятий, которые проводятся с детьми разных возрастов. Поэтому организация работы коррекционного детского дома – школы проходит не по единому распорядку дня, а по двум: для учащихся 1 – 4 классов и 5 – 9 классов. В двух вариантах режима дня отражается принцип учета особенностей возрастных групп детей.  

     В послеобеденное время для младших школьников проводится тихий час. Старшеклассники в это время могут заниматься общественно – полезным трудом. Также в это время дети заняты кружковой работой в центре дополнительного образования «Фантазеры».

   До начала подготовки домашних заданий, воспитанники проводят время на свежем воздухе. Воспитатель учитывает, что в это время детям надо дать отдохнуть от действий в рамках обязательной организации. Он помогает умственно отсталым детям организовать свое свободное время так, чтобы оно прошло для них с пользой, а не стала просто бесцельным или даже вредным времяпрепровождением. Воспитатель предлагает детям, какой то интересный вид деятельности. Воспитанники могут сами выбирать интересующее их занятие. Одни могут играть в мяч, другие бегать, кататься на качелях, а кто-то захочет спокойно походить или посидеть. Это совершенно естественно, и воспитатель не заставляет принимать участие в организованных играх детей, которые не проявляют такого желания. Игры, организуемые на воздухе простые по содержанию и доступны детям. Воспитатель при организации игр учитывает возможности и склонности детей по возрастам, выбирает такие игры, которые способствуют коррекции отдельных недостатков развития умственно отсталых детей. Это игры на развитие внимания, памяти, координации движений, игры, развивающие ловкость, быстроту, реакцию. В идеале, не одно мероприятие, не одно занятие не должны проводиться за счет пребывания детей на воздухе. Самоподготовка начинается по двум разным временным этапам для младших и старших школьников с разницей в 15 минут. Создание условий для правильной организации подготовки домашних заданий – это забота всего нашего педагогического коллектива. Учителя четко знают возможности класса и отдельных учащихся, учитывают время, необходимое ученикам для выполнения заданий.

   В нашей школе - интернате практикуется правильный и эффективный вид взаимосвязи воспитателя с учителем – ежедневное личное общение и совместное обсуждение форм и методов организации самоподготовки. Так же используется тетрадь взаимосвязи учителя с воспитателем, где записываются домашние задания, индивидуальные задания отдельным ученикам и необходимые рекомендации.

   Педагоги школы приучают детей к тому, что учебный труд для них самое главное дело, их основная обязанность. Учение для большинства умственно отсталых детей – один из самых трудных видов деятельности. Поэтому при организации самоподготовки воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и на основе этих знаний рационально определяет меры воспитательного воздействия. Одного ребенка надо заставить подумать и выполнить все самостоятельно, другой нуждается в незначительной помощи, а третий не может обойтись без того, чтобы все этапы выполнения им домашнего задания были проведены под руководством воспитателя. И, конечно, воспитатель во время подготовки домашних заданий работает не фронтально со всем классом, а индивидуально.

   По окончании подготовки домашних заданий у учащихся младших классов должен оставаться примерно час свободного времени до ужина. По мере возможности, воспитатель использует это время  для спокойных бесед, занятий по интересам. В этот час дети могут посетить библиотеку или физкультурный зал. Если позволяет погода, организовывается прогулка на воздухе.

   За несколько минут до ужина воспитатель проводит подготовку к приему пищи. Время после ужина используется для работы, не связанной с физическим и эмоциональным напряжением: просмотр телевизионных передач, чтение книг, тихие игры. Вечерние часы – подходящее время для практических занятий по домоводству. Воспитатель учит или контролирует самостоятельное выполнение таких работ, как стирка, глажение, мелкий ремонт. Подобную же работу проводят старшие воспитанники с малышами. В вечернее время особое внимание уделяется воспитателем гигиеническим процедурам. В это время, так же как и утром, воспитатель стремится создать такую обстановку, которая максимально исключала бы возникновение конфликтных ситуаций, лишнего шума. Так как младшие дети засыпают раньше, то воспитатель работает над выработкой у старших воспитанников привычки проводить свои приготовления ко сну тихо, не мешая малышам.

   Хочу подчеркнуть, что возможности в воспитании умственно отсталых детей обширны, если воспитательная работа осуществляется всем коллективом школы. Единство требований, единство педагогических влияний – необходимое условие воспитания. Сплоченный педагогический коллектив – это могучая сила воспитания, обучения и развития личности ребенка.  

     

Методическое обеспечение:

1.         «Дефектология» №4, 2006., с. 46-49. «Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида».

2.        «Дефектология» №5, 2006., «Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида».

3.        Павлова Т.Л. Беседы про ЗОЖ для старшеклассников. – М., 2006.

4.        Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. – М.: Дрофа, 2003.

5.        Шмидт В.Р. Классные часы и беседы для старшеклассников.– М.: Творческий Центр, 2006.

6.        Интернет-ресурс сайт: Сеть творческих учителей http://www

В воспитательной работе, провожу занятия с элементами арттерапии. Арттерапия является одним из наиболее эффективных методов помощи при эмоциональных нарушениях у детей с неустойчивой эмоционально-волевой сферой, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапевтические занятия позволяют ребенку через рисунок решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира, решить личностные проблемы, проблемы эмоционального неблагополучия.

Опираясь на  результаты психодиагностического обследования, проводимого психологом, наблюдаются положительные аспекты арт-терапевтических занятий.

Результаты психодиагностики: тест тревожности (Дорки, Амен) среднее значение индекса тревожности понизился на 11%; количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 74%. На основе методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан наблюдается повышение уровня самооценки на 37% По результатам рисуночных тестов (проективная методика «Дом, дерево, человек», проективная методика «Несуществующее животное») у воспитанников наблюдается снижение эмоционального напряжения, внутреннего дискомфорта у детей. По результатам наблюдения можно отметить стабилизацию и гармонизацию эмоциональных проявлений. С воспитанниками своей группы занимаюсь бумагопластикой, куда входят: занятия оригами, аппликацией, квиллингом. На занятиях каждый ребенок пробует свои силы в увлекательных способах складывания из квадратного листа бумаги различных фигур и моделей. Занятие оригами приносит радость и вдохновение. Творческий процесс в оригами недолог. За небольшой промежуток времени дети могут увидеть результат своего труда.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.  

Для эффективности воспитательной работы в этом направлении использую разнообразные формы и методы: игровые уроки, занятия-практикумы, динамические часы, физкультурно-оздоровительные модули, праздники, подвижные игры, соревнования. При организации и проведении мероприятий по ЗОЖ, строго соблюдаю охранительно-педагогический режим. На самоподготовках и воспитательных занятиях использую физкультминутки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.

Проводимая мною работа с использованием здоровьесберегающих технологий позволила зафиксировать положительные результаты: у детей снизилась заболеваемость, повысилась мотивация на ведение здорового образа жизни.

Подводя итог, можно сделать вывод, что владение современными образовательными технологиями и их активное использование в педагогической деятельности позволяет добиваться высоких результатов у воспитанников и всего образовательного процесса.

Методическое обеспечение.

        1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997.

2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М., Аланс, 1995.

3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996.

        4. Добров Г.М. Прогнозирование науки и техники. – М.: Наука, 1977.

        5. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-ое изд. – М.: Мир,1986.

        6. Йеннекенс Ж. Осуществление преобразований. В кн. Менеджмент в условиях рыночной экономики. – Минск: ЭНИС, 1992.

7. Занковский А.Н. Организационная психология. - М., Флинта, 2000.

        8. Моисеев А.М. Проектирование систем внутришкольного управления. – М., Педагогическое общество России,2001.

9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии .- М., Наука, 1984.

10. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. – Томск,1998.

11. Пономарева Г.М. Развитие образовательных систем и проблема реформирования образования.- М., Академический вестник, № 6, АПКиПРО, 2001.

12. Саймон Г. Науки об искусственном. – М.: Мир,1972

13. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры.// Вопросы философии, 1984. - №10. с.87-99.

14. Системный подход к отбору содержания, методов, организационных форм и средств обучения. - М., 1991.

Программа по формированию здорового и безопасного образа жизни предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это в настоящий момент является одним из приоритетов государственной политики в области образования. Показатели здоровья российских школьников далеки от идеальных.

Становление ценностей здорового образа жизни у подрастающего поколения является одним из приоритетов государственной политики в области российского образования. Это особо отмечено в основных законодательных актах РФ, таких как Конституция РФ, закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и  законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка и о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Стандарт направлен, в том числе, на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование общей культуры, обеспечивающей разносторонней развитие личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает пробуждение в детях желания заботится о своем здоровье, путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной и внеучебной деятельности; формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов с учетом возрастных и психофизических особенностей; развитие потребностей в занятиях физкультурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровья обучающихся; становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя; формирование потребности у ребенка безбоязненно обращаться к специалистам по любым вопросам состояния здоровья; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ситуациях.

Традиционное содержание работы воспитателя по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из организации и проведения воспитательных и коррекционно-развивающих занятий соответственной тематики, подвижных игр и упражнений на всех видах прогулок, физкультминуток на внеклассных занятиях и в выполнении режимных моментов. Воспитатель организует посещение занятий ЛФК по назначению специалиста и секций дополнительного образования по утвержденному расписанию учреждения.

Программа внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное, которые реализуются через формы – индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно-полезные (трудовые) практики.  

По материалам научного Центра здоровья детей РАМН в России около 30 млн. детей, из них 20 млн. посещают образовательные учреждения, в том числе школьников – 15 млн. За последние 10 лет произошло значительное ухудшение состояния здоровья российских школьников. В младших классах число отклонений от нормы и хронических заболеваний увеличилось на 55%. Если в 1988 году абсолютно здоровых (1 группа здоровья) было 5 % учащихся младших классов, в 2008 году - менее 2% здоровых детей, в 2013 году менее 1% здоровых детей. Среди младших школьников замечен рост, во-первых, нарушений сердечно-сосудистой системы, во-вторых, нервно-психических расстройств, в-третьих, нарушений костно-мышечной системы.

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения, хотя охрана материнства и детства, защита прав и охрана здоровья детей являются одними из стратегических направлений государственной политики России. В настоящее время при общей положительной динамике наиболее социально значимых показателей сохраняется ряд негативных тенденций. Растут показатели заболеваемости, инвалидности детей. Стабильно высокими остаются показатели смертности в группе детей старшего возраста, ухудшается качество здоровья детей (6.1.Основные законодательные и нормативные методические документы).

По данным физиолого – гигиенического мониторинга число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Только 10% молодежи имеет состояние  здоровья близкое к норме. За последнее 20 лет увеличилось число детей биологически не соответствующих  6-7 годам, 30% из них нуждаются в реабилитации.

 По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние 10 лет обучения в школе ухудшается на 9,3 процента, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания. (Эксперт журнала «Региональная Россия», помощник президента РФ Голикова Т.А.).   

К факторам, влияющим на ухудшение здоровья младших школьников, относятся: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, низкая двигательная активность, недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию основ здорового образа жизни у современных школьников. Работа педагога  по формированию положительной мотивации к ведению здорового  образа жизни состоит из следующих компонентов: создавать условия для достаточной двигательной активности детей; учить основам закаливания и рационального питания; соблюдать режим дня; обучать грамотному экологическому поведению; осваивать основы психогигиены, направленной на формирование умения управлять своими эмоциями; вырабатывать позитивные привычки и навыки безопасного поведения дома, на улице, в любых жизненных ситуациях; давать основы сексуальной грамотности.

Для коррекционных школ, где учатся дети с ОВЗ, проблема здоровья является наиболее актуальной. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. И очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье.

 В основе вышеперечисленных проблем лежит, в том числе, отсутствие у ребёнка понимания необходимости стремиться быть здоровым духовно и физически. С раннего детства нужно воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью.  Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

         Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.  Этому поможет использование в воспитательной работе  разнообразия педагогических средств, как один  из вариантов по формированию здорового образа жизни воспитанника.

Используя наблюдение за  деятельностью ребёнка, можно выяснить, как у него формируется положительная мотивация к здоровому образу жизни; знает ли он о собственных возможностях; как овладевает социально-бытовыми умениями; владеет ли навыками коммуникации; умеет ли соблюдать элементарные правила безопасного поведения; как осваивает двигательные навыки; проявляет ли познавательную активность и самостоятельность; умеет ли определять своё самочувствие при физических нагрузках; как осваивает доступные виды физкультурно-спортивной деятельности. Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

  Выделяется ряд недостатков в результатах профессиональной деятельности:

- однообразие применяемых педагогических средств;

- слабая мотивация детей;

- не может контролировать свои движения (не подчиняется правилам игры);

- не сформированы волевые качества;

- ребенок не обладает развитым двигательным творчеством( не может прыгать как зайчик, стоять как цапля);

Недостатки в основном процессе:

- педагог слабо владеет информационно-коммуникационными технологиями и не умеет применять их на практике, что не позволяет разнообразить виды двигательной деятельности;

- не проводится работы с родителями по их знакомству с подвижными играми;

-несоответствие тематике выбранной игры для места проведения игры, подготовленности детей, их индивидуальных особенностей;

- нерегулярное вовлечение родителей в образовательную  деятельность по овладению подвижными играми;

Недостатки в условиях:

- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных методических пособий;

- недостаточно оснащение материальной базы: спортивной площадки, спортивного  инвентаря для проведения подвижных игр на прогулке;

- в организации подвижных игр не созданы условия для индивидуальной работы с детьми ОВЗ;

- рассогласование требований к физическому развитию  ребенка со стороны педагога и родителей.

Из всего этого определяется противоречие:

  • создание  психолого-педагогических условий овладения детьми дошкольного возраста подвижными играми  должно осуществляться посредством  организованной в группах развивающей среды по данному направлению, однако в ДОУ не в полной мере обеспечены  различные виды условий.
  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Становление ценностей здорового образа жизни у современных школьников очень важно, особенно для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Но в практической воспитательной деятельности по выработке положительной мотивации к здоровому образу жизни, чаще всего используются традиционные однообразные педагогические средства. Необходимо отобрать наиболее эффективные активные педагогические средства для использования их в решении вышестоящей проблемы.

Формирование норм и правил здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает мотивационный компонент, однако в практической воспитательной деятельности (в образовательном процессе) не всегда педагогические средства, направленные на формирование этой мотивации, используются эффективно.

Формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) норм и правил (ценностей) здорового образа жизни предполагает наличие у детей сформированных познавательных интересов (мотивации), однако, особенности обучающихся с у о (и н), не позволяет реализовать эту цель в образовательном процессе в полной мере.

Развитие положительной мотивации к здоровому образу жизни у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит в различных видах деятельности, однако однообразие применяемых при этом педагогических средств, делает этот процесс затруднительным. Назрела необходимость отбора эффективных педагогических средств, с учетом особенностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Проблема заключается в определении наиболее эффективных педагогических средств становления у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ценностей здорового образа жизни.

На основании проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях реализации  образования,  можно сформулировать проблему: использование эффективных педагогических средств для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  положительной мотивации к здоровому образу жизни.

2.        Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Целевой ориентир

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок проявляет способность контролировать свои движения в игре, умеет находить общие интересы.

Владеет умением организовать самостоятельно игру.

.

Игра «Совушка», « Два мороза». Игра « Волк во рву».

Игра « Кто скорее добежит до флажка».

 Владеет состязательными отношениями между сверстниками.

 Соблюдает правила игры, владеет состязательными отношениями  между сверстниками.

Умеет подбирать участников для подвижной игры.

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 Достаточная степень физической подготовленности детей.

Умеет  выполнять различные ОВД и регулировать ими.

 

Эстафета « Веселые ребята».

 Игра « Ловишки».

Умение двигаться в заданном направлении.

Игра - эстафета «Дорожка препятствий». « По мостику».

Выполняет основными видами общих развивающих упражнений.

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Способен выполнять задание, связанные с обязательными для всех правилами.

Овладевает нормами безопасного поведения в подвижных играх и умение управлять ими.

Умеет подчиняться правилам игры, играть дружно.

Игра « Охотники и звери».

Интересуется результатом двигательных действий в подвижной игре.

Игровое упражнение

 « Самый меткий».

Способен выполнять движения в изменяющихся условиях.

Действовать по сигналу и выполнять двигательные движения в подвижных играх по правилам.

Способен проявлять свои волевые качества.

3.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешной реализации проблемы по обеспечению организованных и психолого-педагогических условий для детей дошкольного возраста с целью формирования у дошкольников среднего возраста первичных представлений об объектах живой природы необходимо произвести изменения во всех составляющих образовательного процесса: содержании, средствах обучения и воспитания, а также в контроле образовательных результатов.

В содержании:

  • перспективное планирование по ознакомлению с подвижными играми с правилами с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их проведение и в каком месте (приусадебный участок, на улице или в группе);
  •  организация подвижных игр разного содержания по классификации: сюжетные, бессюжетные, игры - соревнования, спортивные игры.
  • Разработка конспектов итоговых мероприятий совместно с родителями.
  • Совместные праздники с участием родителей.
  • Семинары-практикумы с родителями « подвижные игры на улице», « народные подвижные игры»

В средствах обучения и воспитания:

В средства обучения необходимо включить:

- Проектная деятельность (по физическому развитию) « Любимые подвижные игры нашей семьи»

- Мультимедийные дидактические игры по образовательной деятельности « Физическое развитие».

  •    Информация для родителей « В какие игры играем дома»;
  •     анкетирование «Опросник для педагогов»;
  •      проект:   «Любимые подвижные игры нашей семьи».
  • проведение с детьми мультимедийных игр  «Подвижные игры с правилами» с целью определения сформированности знаний по ознакомлению детей с разными подвижными играми с правилами.
  • проведение бесед, наблюдение и рассматривание рисунков;
  •  использование обыгрывания конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них;
  • проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Поможем ближнему», «Что можно сделать для друга»;
  • проведение мимических и пантомимических упражнений: «Тренируем эмоции» (нахмурься, как осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций», «Азбука настроения»;

Педагогические средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован педагогом и обучающимся для усвоения новых знаний. К предметам материальной культуры относятся: натуральные объекты (объекты растительного и животного мира); изобразительная наглядность; игрушки (сюжетные, дидактические, спортивные, музыкальные, технические, театрализованные, строительные и конструктивные, самоделки); оборудование для опытов; учебно-игровые пособия; дидактический  материал (раздаточный).

К техническим средствам обучения относятся технические устройства экранной проекции; звуковая аппаратура; экранно-звуковая аппаратура; вспомогательные технические средства (экраны, панели, электронные доски). К дидактическим средствам обучения относятся экранные (диафильмы, анимационные фильмы); звуковые (магнитофонные, цифровые записи); экранно-звуковые (звуковое и учебное кино, телепередачи).

Учебно – методическое обеспечение (учебные пособия, методические разработки).

К идеальным средствам обучения относятся: художественные средства (произведения искусства); средства наглядности (картины, фотографии, предметно – схематические и графические модели); средства общения (вербальные и невербальные); средства стимулирования познавательной деятельности (помощь в обучении, противодействие обучению).

Выбор средств зависит от: закономерностей и принципов обучения; общих целей обучения, воспитания и развития; конкретных образовательных задач; уровня мотивации обучаемых; содержания материала; времени; объема и сложности материала; уровня подготовленности обучаемых; возрастных и индивидуальных особенностей; тупа и структуры занятия; интереса обучаемых; взаимодействия между педагогом и детьми; материально-технического обеспечения; особенностей личности педагога, его квалификации.

4. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые изменения:

  • курсы повышения квалификации педагогов по теме: «Спортивное воспитание детей дошкольного возраста в системе их гуманистического воспитания»;
  • повышение компетентности и профессионализма педагога;
  • семинар по теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»;
  • овладение педагогами новыми инновационными технологиями;
  •  педагогический совет «Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей»;
  • привлечение к работе музыкального руководителя, воспитателя (инструктора по физической культуре).

Научно-методические изменения:

  • составление картотеки дидактических игр;
  • разработка методических рекомендаций для воспитателей по ознакомлению дошкольников с различными подвижными играми с правилами и по развитию эмоциональной сферы дошкольников;
  • составление перспективных планов по ознакомлению дошкольников с различными подвижными играми для разных возрастных групп.
  •  Подборка методической литературы о различных видах подвижных игр с правилами усложнённого характера;
  • разработка методических рекомендаций для родителей, способствующих к совместному приобщению с детьми к подвижным играм с правилами и способствующих развитию коммуникативных качеств дошкольников;
  • создание картотеки подвижных игр в группе на прогулке.

Материально-технические изменения:

  • Обогащение предметно-развивающей среды в группах: увеличение раздаточного материала, материальное обеспечение спортивных уголков;

- спортивные уголки с различным спортинвентарём и игрушками, предметами и пособиями для снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- приобретение интерактивной техники;

- электронная презентация;

- пополнение библиотеки справочной и методической литературой по теме социально-личностного развития дошкольников;

- пополнение медиатеки современными цифровыми ресурсами.

Нормативно-правовые изменения: 

  • ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Основная образовательная программа ДОО;
  • Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.);
  • Концепция содержания непрерывного образования     (от17.06.2003 г.).

Информационные изменения:

 - электронная презентация по ознакомлению с видами подвижных игр;

- создание электронных образовательных пособий, использование ИКТ в работе;

- подключение Интернет в группу;

- пополнение медиатеки (использование подвижных игр в образовательной деятельности).

Организационные изменения:

  • Проведение открытых мероприятий в ОУ для родителей по физическому воспитанию;
  • организация педсоветов по теме: «Эмоциональное благополучие как фактор успешного развития детей», «Развитие коммуникативных качеств детей в игре», семинаров-практикумов, мастер-классов, открытых мероприятий в ДОУ с целью закрепления практических навыков педагогов в организации НОД по данной теме.

Информационные источники:

Литература для руководителя.

  1. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. Волгоград, 2010.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2011.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.2010.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ, 2010.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение. СПб.,2010.
  6. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2012
  7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 2012.
  8. Образовательные программы дополнительного образования. М., 2013.
  9. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-5 класс. М., 2013.
  10. Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 2011.

                               Литература для воспитанников.

  1. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. 2012
  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 2012.
  3. www/igraemsa/ru



Предварительный просмотр:

Коррекционно-психологические упражнения для детей с агрессивным поведением.

  Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. Во многом краски и звуки мира, его формы и ароматы познаются ими через игру, которая приятна и близка каждому ребенку. В игре легко выверить симпатии и антипатии детей. Игры раскрывают их организаторские, творческие, интеллектуальные и физические способности. Они делают любое детское мероприятие более интересное, придают ему эмоциональную окраску. Методически правильно организованная игра может стать средством профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, школой поддержки, одобрения и ободрения любого ребенка.

  Я работаю с детьми, у которых ограничены возможности. У них наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. В основном, коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. С первых занятий ребята с интересом включаются в самостоятельную работу, учатся анализировать и оценивать результаты своей деятельности, отмечают успехи и исправляют недостатки, приобретают чувство уверенности в себе, повышают свою самооценку, развивают мышление, речь, память и внимание.

  Для того чтобы узнать, какие у ребенка есть нарушения, проводится психодиагностика. По сути это своего рода контрольная работа.  Если представить этот процесс в виде игровых заданий, то ребенок быстрее «раскрывается», и наши шансы на успех возрастают, например, тест на выявление симпатий и антипатий ребенка «Два домика». Конечно, можно напрямую спросить у ребенка, кто ему нравится из класса, группы, а кто – нет. Но нет гарантии, что он ответит честно из-за страха перед тем, кого он не любит, или по другим причинам. Поэтому лучше предложить ему «поселить» своих знакомых в два домика. В первом живет он сам и тот, кото он возьмет к себе, а во втором домике – все остальные. Ясно, что его друзья и те дети, которые ему нравятся, окажутся в первом домике, а те, которых он недолюбливает или к кому относится безразлично, - во втором.

  Детям с ограниченными возможностями часто бывает свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистом сне и т.п.

  Для достижения ожидаемого результата надо точно определить возможности той или иной игры, к какому типу она относится, учесть основные требования к организации и проведению различных игр. В работе с детьми можно использовать шесть методов организации игровой деятельности.

  1. Метод игрового тренинга.  К нему относятся такие игры, как «Съедобное – несъедобное», «Паровоз», «Ниточка – иголочка».
  2. Метод театрализации. Он основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей. Игра «У медведя во бору» является примером этого метода. Сюда же можно отнести и все инсценировки различных сказок, рассказов и т.п.
  3. Метод состязательности. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперед?»
  4. Метод равноправного духовного контакта. Он основан на совместной равноправной деятельности взрослых и детей. Когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника и т.п.).
  5. Метод воспитывающих ситуаций, т.е. ситуаций организованного успеха, доверия и т.п.
  6.  Метод импровизации. Он выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала.

  Необходимо помнить, что игра должна исключать малейшую возможность угрозы здоровью играющих. Нарушения моторики и координации движений могут стать причиной травм даже в тех играх, которые для здоровых детей вполне приемлемы.

  Опят показывает, что при подготовке к игре и во время её проведения нужно помнить:

  • Прежде чем провести игру, необходимо выработать её правила и критерии;
  • Надо заранее позаботиться о месте, где будет проводить игра. Оно должно быть обустроено так, чтобы каждому было комфортно;
  • Иногда следует привлекать к подготовке игры детей;
  • Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
  • В любой игре детям должна предоставляться возможность для импровизации.

  Очень важно, чтобы организатор игры помнил о том, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

  КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми. Предлагаются некоторые из них.

Упражнение 1

Цели: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Процедура: ведущий доводит до сведения участников следующую информацию: «В каждом человеке от природы заложена агрессивность. Однако люди используют её по-разному. Одни, чтобы созидать, и тогда агрессию, напор можно назвать конструктивной энергией. Другие, чтобы уничтожать или разрушать, и тогда агрессия деструктивна.

Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости.

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть, недоброжелательность, злоба. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит очень важно распознать свои агрессивные импульсы и направить их в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим». Далее участникам предлагается проанализировать свое поведение и ответить на следующие вопросы:

  1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего проявляется ваша агрессивность?
  2. Как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход или стараетесь сдерживать?
  3. Как вы относитесь к собственной агрессивности: боитесь её, наслаждаетесь ею?

В процессе выполнения упражнения необходимо предоставить возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа.

Упражнения 2

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и т.п.).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть. Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать.

Упражнение 3

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности.

Сначала ведущий рассказывает притчу: «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому. Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать её за хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их!» Урок! Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ».

Далее участникам предлагают рассмотреть фотографии людей, которые вызывают у них злость, ненависть, желание обидеть. Затем им дается установка мысленным взором увидеть, как они выражают свои чувства к человеку, на которого разгневаны: не сдерживать себя и делать все, что захочется. Когда упражнение заканчивается, проводится групповая беседа, в ходе которой выясняется, что было легко выполнить, а что – трудно. Что понравилось, а что нет.

Таким образом, детям демонстрируются модели агрессивного поведения, которые не приносят вреда, а приводят к разрядке накопившейся негативной энергии по отношению к человеку, вызывающему неприязнь.

Данные упражнения применимы для работы с подростковыми группами, потому что подростки воспринимают свои агрессивные действия более осознанно. Для младших школьников они не подходят, так как дети в этом возрасте действуют импульсивно и неосознанно. Для них в книге Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога» предлагается схема занятий по психодиагностике, которая проходит четыре фазы.

  1. Мимические и пантомимические этюды. Их цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием психического довольства и недовольства.
  2. Этюды и игры на выражение отдельных качеств эмоций. Их цели – выразительное изображение чувств, порожденных социальной средой, их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных детьми сведений, относящихся к их социальной компетенции. Для достижения этих целей можно использовать модели поведения сказочных персонажей (Баба Яга, Сестрица-Аленушка, Змей Горыныч, Иван-царевич и т.п.)
  3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Их цели – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка (группы), моделирование ситуаций, способствующих коррекции качеств личности младших школьников. Например, таких.
  • Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два ребенка. Разними их и помири.
  • Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как и у мальчика. Попроси её у него.
  • Ты обидел своего друга. Попытайся помириться с ним.

С младшими школьниками можно провести следующие коррекционные игры.

Игра «Баба Яга»

Цели: коррекция отрицательных эмоций, отработка умений воздействовать друг на друга.

Ход игры: дети садятся на стулья, расставленные по кругу, лицом друг к другу. Психолог просит их показать, какие бывают выражения лица, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей. (Дети рассказывают и показывают).

Затем ведущий спрашивает: «Как ругают вас старшие, когда вы чего-то боитесь? Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, сердитесь?» (Дети разыгрывают две-три сценки).

Игра «Мальчик (девочка) - наоборот»

Цели: развитие произвольного самоконтроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает различные действия (встает, садится, поднимает руку, поворачивает голову направо и т.п.), все повторяют за ним. «Мальчик (девочка) – наоборот» должен делать не так, как все.

Данные упражнения и игры помогут при коррекции агрессивного поведения детей. Но, кроме специальных занятий, проводимых психологом, необходима помощь педагогов и родителей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...

Причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации.

Статья  позволяет  выявить причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации....

Тревожность, как одна из причин агрессивного поведения депривированных детей.

Если выбирать из детской среды  группу детей,  наиболее подверженных  риску нарушений психического состояния, то вероятно это будут дети, жизнь которых протекает в условиях  эмоцио...

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

Рекомендации родителям по устранению агрессивного поведения детей

Агрессия детей: её причины и предупреждения...

"Формы работы с родителями детей с агрессивным поведением"

Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб.Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесну...