Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
статья (3 класс)

Нови Светлана Лазаревна

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон №122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.) дает следующее определение данному понятию:

          Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

          Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители. 

          Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и  системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

          Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

          В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novi.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон №122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.) дает следующее определение данному понятию:

          Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

          Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители. 

          Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и  системы «родители - ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

          Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультурных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

          В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. 

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это — дети:

   - оставшиеся без попечения родителей;

   - дети-инвалиды;

   - дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

   - дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

   - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

   - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

   - дети — жертвы насилия;

   - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

   - дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

   - дети, проживающие в малоимущих семьях;

   - дети с отклонениями в поведении;

   -дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

         

          Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. Помощь в преодолении данных ситуаций могут оказать учреждения, участвующие  в исполнении закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»

Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, т. к. источниками риска могут быть

   - искусственная среда обитания (экологические аспекты);

   - внутренняя среда (гигиенические и соматические заболевания);

   - естественная среда (несчастные случаи при землетрясениях, наводнениях; ураганах);

   - профессиональная среда (профессиональнее заболевания, несчастные случаи на производстве);

  - непрофессиональная среда (любительская деятельность в местах повышенного риска — горы, пещеры и т. д.; активный спорт);

   - социальная среда (употребление алкоголя, наркотиков, др. психоактивных веществ, суициды и т. п.).

Цель деятельности социального педагога и педагогического коллектива

  снижение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи

- скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой;

- ранее выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь;

- усилить работу по правовой грамотности;

- пропаганда здорового образа жизни.

Направления деятельности

1.     Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

-Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

-Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

2.     Социально-педагогическая защита прав ребёнка:

-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;

-Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.);

-Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии  со стороны взрослых и т.д.

 3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося:

-Раннее выявление неблагополучных семей;

-Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.

-Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование:

-Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

-Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.;

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация:

-Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

-Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);

-Способствование пропаганде здорового образа жизни.

6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности:

-Работа в службах социальной защиты, службе занятости;

7. Организационно- методическая деятельность:

-Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

-Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

-Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.

Основные принципы, которыми должен руководствоваться  социальный педагог в своей деятельности, заключаются:

- в целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

- в налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

        Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:

- на гуманном отношении к личности;

- на уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

- на оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

- на поощрении её творческой самореализации.

       Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

- установление отношений открытости;

- сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.

Ожидаемые результаты

уменьшение количества учащихся, состоящих на внутришкольном учёте;

- снятие с учёта учащихся, состоящих на учете в ОДН; 

- уменьшение количества семей, находящихся в  СОП;

- снижение количества пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины,  учащимися;

- увеличение количества детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.);

- своевременная координация действий с социальными службами по оказанию помощи детям.

Мониторинг

- статистические  отчёты по школе и в разные ведомства;

- аналитические записки в органы социального взаимодействия;

- анкетирование;

- опрос;

наблюдение.

Социальная поддержка, в зависимости от характера проблемы несовершеннолетнего и субъекта ее оказания, может иметь различные формы:

   - эмоциональная;

   - руководящая, основанная на обратной связи;

   - социализирующая;

   - практическая;

  - материальная.

Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

на I этапе:

  • патронатное посещение семей с  целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
  • знакомство с семьями;
  • метод совместного планирования работы с семьей;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации  специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На 2 этапе работы выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности, умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

  • патронатные посещения;
  • индивидуальные и семейные консультации;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

3 этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

  • патронатные посещения;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы считается снятие семьи  с учета как семьи, находящейся в СОП. 

Методы и способы отслеживания результата

  • Анкетирование членов семьи;
  • Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
  • Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д.);
  • Диагностика детско – родительских отношений;
  • Беседы.

Совместный план работы с семьей

- Консультация социального педагога, психолога, классного руководителя и других специалистов;

- Материальное обеспечение ребенка;

- Трудоустройство родителей;

- Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;

- Посещение КДН и ЗП родителями по представлению. 

Консультативная работа

  1. Индивидуальные беседы, консультации детей;                                                                 
  2. Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;                                            
  3. Индивидуальные беседы, консультации педагогов;                                                         
  4. Групповые консультации родителей и членов семьи;                                             
  5. Групповые консультации родителей и детей;                                                          
  6. Групповые консультации педагогов и детей;                                                           
  7. Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2018-2019 учебный год...

План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации...

Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий

Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...