Работа с детьми из неблагополучных семей и детьми «группы риска».
материал
Становление человека в определенной степени является долгим социальным проектом, от успеха которого зависит не только жизнь определенных людей, но и процветание страны и человечества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми из неблагополучных семей и детьми «группы риска».
Сегодня в системе образования происходят изменения регламентированные требованиями современного общества. Это:
- умения делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия;
- общественная активность и творческая инициатива;
- рационализм и эффективность;
- видение ключевых проблем общественной жизни и стремление решать их,
- устанавливая взаимодействие с окружающими людьми;
- умение адаптироваться в условиях постоянных общественных изменений;
- владение ценностями демократического общества.(слайд 2)
Становление человека в определенной степени является долгим социальным проектом, от успеха которого зависит не только жизнь определенных людей, но и процветание страны и человечества в целом.
Ребенок, приходя в школу, уже имеет некоторое представление о нравственном, духовном начале в человеке будь-то положительным или негативным, узнавая, перенимая это от окружающего его социума. Но зачастую ребёнок чувствует себя одиноким в окружающем его обществе.(слайд 3)
Но условия развития детей в современных семьях - различны. Одни дети воспитываются в полных семьях, где царит гармония взаимоотношений, другие – в семьях, где родители далеки от правильного понимания духовного и нравственного в человеке, поэтому в школе мы должны показать детям увлекательный мир взаимоотношений между людьми, раскрыть перед ними нравственный смысл их мотивов и поступков. Ребенок должен получить возможность задуматься о последствиях различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнениями окружающих, учиться осознавать собственные побуждения и понимать других людей.
ЧТО ТАКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ?
Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:
*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.
*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты.
*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка
*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Основная идея системы работы школы с детьми из неблагополучных семей и детьми группы риска заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Цели работы:
(слайд 4)
-- включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей;
-- нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в КДН.
Единое пространство по работе с детьми из неблагополучных семей составляют:
Отдел образования, КДН, ОВД, ДК, администрация сельского поселения, участковая больница, соседи, родственники и школа.(слайд 5)
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями (работа в микрогруппах)
Участникам предлагается в соответствии с типом проблемных семей записать задачи классного руководителя.
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Основными этапами работы школы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.(слайд 6)
Ожидаемый результат:
- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества всех субъектов по работе с неблагополучными семьями.
- Разработка с субъектами по работе совместного проекта действий.
- Оздоровление внутрисемейных взаимоотношений в неблагополучных семьях.
- Защита прав и создание комфортных условий для проживания и развития несовершеннолетних детей из неблагополучных семей в социуме и развитие как личности.(слайд 7)
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
- составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
- проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
- установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
- определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
- изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений. (слайд 8)
Для этого необходимым условием являются рейды в семьи «трудных» детей.(слайд 9)
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.(слайд 10)
Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки. (слайд 11)
После сбора материалов и составления диагностической карты необходимо разработать систему мероприятий, помогающих реализовать поставленные цели и задачи в работе с «трудными» детьми. (презентация опыта работы – слайды )
Заключение (слайд )
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта | |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми | |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей | |
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют | |
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»
В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-133032-1369673836.jpg)
ПЛАН РАБОТЫ ПРОБЛЕМНОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ".
МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/21/picture-366777-1387621710.jpg)
Справка о работе учителя начальных классов Никовской Н.Д с детьми «группы риска», дезадаптационными детьми и детьми с низким уровнем воспитанности
Работа педагога с детьми "группы риска"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/19/picture-79403.jpg)
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794681-1464706974.jpg)
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Институт семьи представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Сегодня семья, как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/22/picture-395536-1577014331.jpg)
Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов
Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...