Урок Мужества "Они защищали Родину"
классный час (4 класс)
Материал содержит сценарий классного часа "Они защищали Родину", посвящённый «Дню защитников Отечества». Данное занятие спланировано для учащихся 4 класса.
Классный час содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к историческому прошлому своего народа и чувства гордости за свою страну.
Этот праздник с богатой историей, не забытый на долгое время. Классный час посвящен героям Отечества, великим полководцам. Праздник тесно связан с историей страны и направлен на воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, увековечение памяти защитников Отечества, воспитание чувства уважения и благодарности. А патриотическое воспитание детей – важнейший элемент формирования здорового общества.
Классный час построен на основе технологии деятельностного подхода, технологии развития критического мышления. Технология развития критического мышления формирует культуру сотрудничества, культуру общения, культуру работы с информацией, с книгами. Материал можно использовать при проведении мероприятий познавательной и патриотической направленности, а также как обобщение по разделу «Родина» на уроках литературного чтения или окружающего мира по разделу «Страницы истории России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchitniki.docx | 539.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «СОШ№ 3 г. Порхова» - «Павская СОШ» |
Классный час «Они защищали Родину» |
4 класс |
Наталья Сергеевна Богданова, учитель начальных классов |
Павы, 2019 |
Тема: Они защищали Родину
Форма: урок мужества
Направление: гражданско-патриотическое
Класс: 4
Цели:
- расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества;
- воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Задачи:
- формировать у воспитанников чувство патриотизма;
- развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;
- сохранять память о подвигах Героев Отечества;
- активизировать интерес к изучению истории России, символам государства;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование и материалы к занятию:
Карточки со словами, портреты полководцев.
Подготовительная работа:
- повторить пословицы и поговорки о Родине, подготовить сообщения о богатырях;
- чтение книг:
Алексеев С. Рассказы о маршале Жукове. М.: Малыш, 1977.
Алексеев С. Рассказы о Суворове. М.: Детская литература, 1986.
Воскобойников В. Девятьсот дней мужества. М.: Малыш, 1987.
Твардовский А. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1983.
Внуков Н. На чужих крыльях. М.: Детская литература, 1983.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
- Совсем скоро наша страна будет отмечать великий праздник – День защитника Отечества. Поэтому и поговорим мы, сегодня о тех далеких военных годах, когда весь русский народ сражался за Родину.
Тема занятия: «Они защищали Родину».
- А что такое Родина?
- Это все, что нас окружает, что нам дорого - Родина.
- Подберите синонимы к слову Родина (Отечество, отчизна-матушка, родная земля). (Карточки появляются на доске)
- Какие чувства мы испытываем к Родине? ( Любовь, уважение, гордость). (Карточки со словами вывешиваются на доску)
- Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать, защищает нас от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о Родине, о России. Знаете ли вы какие-нибудь из них? Давайте проверим. Я начну, а вы продолжайте:
-Человек без Родины (что соловей без песни.)
-На чужой стороне (и весна не красна.)
-Где родился, (там и пригодился.)
-Одна у человека мать, (одна у него и Родина.)
-Родина-мать - (умей за неё постоять.)
-Для Родины своей ни сил, (ни жизни не жалей.)
Основная часть.
- Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
- Какие жанры литературы могут быть посвящены Родине? (Былины, сказки, рассказы, и т.д.)
- Мы с вами много знаем о защитниках нашей Родины. В старину их называли богатырями. С ними можно встретиться в сказках, былинах. Эти чудо – богатыри любили свою Родину, защищали её в беде. Так несли службу верную Иван – крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Посмотрите, как выглядели русские богатыри – воины – защитники Земли русской. (Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»). Рис.1
Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. На картине изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин (выступают трое учеников).
1 ученик
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря.
2 ученик
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким, как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою родину.
3 ученик
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Учитель:
- К уроку вы читали произведения разных жанров: рассказы, стихи, сказки, былины, исторические повести. Из них вы узнали о давнишних и недавних победах русского оружия над врагом, об отдельных сражениях, о полководцах, которых знают все, о рядовых бойцах и их подвигах.
1. Портреты и имена
Перед вами на доске портреты известных полководцев и карточки с их именами и фамилиями. Найдите соответствия.
Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 | Александр Невский Дмитрий Донской Александр Васильевич Суворов Михаил Илларионович Кутузов Георгий Константинович Жуков |
2. События и даты
Перед вами два столбика карточек. В одном даты, а в другом события. Найдите соответствия.
Куликовская битва | 1380 г. |
Бородинская битва | 1812 г. |
Ледовое побоище | 1242 г. |
Сталинградская битва | 1942 г. |
Взятие крепости Измаил | 1790 г. |
Начало Великой Отечественной войны | 1941 г. |
Окончание Великой Отечественной войны | 1945 г. |
3. Узнай по описанию.
- Смотрят офицеры на нового командующего. Роста невысокого. Коренаст. Плечист. Голова большая. Глаза острые. Бои идут у города Юхнова, у Медыни, возле Калуги, докладывают штабные офицеры новому командующему боевую обстановку. Находят офицеры на карте Юхнов. Вот тут, докладывают, у Юхнова, западнее города... И сообщают, где и как расположены фашистские войска у города Юхнова. Нет, нет, не здесь они, а вот тут, поправляет офицеров …(Жуков)
- Он с детства мечтал стать военным. Однако был слабым и болезненным мальчиком. Над ним часто смеялся отец. Он решил закаляться. В зимние холода ходил в лёгкой куртке, а весной купался в студёной воде. В шестнадцать лет поступил на военную службу. (Суворов)
- Он правил в непростое время. Вступил на престол, когда ему исполнилось 9 лет. По его приказу возвели надёжный Кремль из белого камня. За 30 дней собрал огромное войско для борьбы с монголами. На битву благословил Сергий Радонежский. (Дмитрий Донской)
- Он получил образование, обычное для отрока княжеского рода. Изучал военное дело. Он сказал « Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». За победу на берегу реки он получил своё прозвище. (А. Невский)
- Он рос любознательным, трудолюбивым, много читал. Был ранен в голову, врачи посчитали рану смертельной, но он выжил, однако ослеп на правый глаз. (М. Кутузов)
4. Беседа по прочитанным книгам.
- Перед нами книга Валерия Воскобойникова «Девятьсот дней мужества». Отправимся в путешествие по ней.
- Расскажите о первых часах войны семьи Пахомовых. (Примерный ответ. В воскресенье 22 июня 1941 г. Иван Семенович пришел вместе с сыном Алешей и дочкой Дашей в зоосад. Они стояли в очереди на карусели, ели мороженое... И вдруг по радио объявили, что началась война. Фашистская Германия напала на нашу страну. С этой минуты изменилась жизнь советских людей. Прежние дни стали казаться светлыми, беззаботными, их называли «до войны». Новые дни обещали трудности и горе.)
- Как город готовился к обороне? (Примерный ответ. Через несколько дней маме Валентине Егоровне пришла повестка. Она собрала еды на день, взяла кружку, ложку, ватник, лопату и поехала строить военные укрепления. Даша тоже готовилась к обороне Ленинграда. Отведет братишку Алешу в детский сад и вместе со старшими школьниками строит в городе огневые укрепления: в домах - гнезда для пулеметов, на улицах — баррикады.)
- А как же с памятниками быть? Ведь в Ленинграде столько знаменитых памятников! Взрывы их могут изуродовать. (Примерный ответ. Недалеко от памятников рыли глубокие ямы, памятники аккуратно заворачивали в полотно и опускали в эти ямы. Другие памятники обкладывали мешками с песком, обшивали досками. А вот памятники полководцам — Суворову и Кутузову — оставили неукрытыми. Они так и стояли, словно демонстрировали свое бесстрашие перед вражескими снарядами. И удивительно, ни один осколок не задел их!)
- В городе есть улица имени Алексея Севастьянова. Кто он и что сделал для города? (Примерный ответ. Он летчик. Охранял город на своем самолете. Однажды в бою у него закончились боеприпасы. Фашист легко мог разделаться с ним, а потом сбросить бомбы на город. И тогда Алексей Севастьянов разогнал свою машину, приблизился к врагу вплотную и пропеллером отрубил фашистскому самолету хвост. Вражеский бомбардировщик закувыркался в воздухе и с ревом полетел к земле. Он воткнулся в нее носом на краю Таврического сада, в самом центре города. Летчик выпрыгнул с парашютом. Трое ребят взяли его в плен.)
— Город в блокаде. 28 августа в Ленинград пробился последний поезд с хлебом. С 10 ноября многие получали в день 125 г хлеба. Что вы знаете о дневнике Тани Савичевой?
(Примерный ответ. Тане было одиннадцать лет. Она вела дневник. Вот страницы из дневника Тани Савичевой: «Женя умерла 28 дек. в 12—30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13апр. в2ч. ночи 1942г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7—30 час. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую Таню удалось увезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее было нельзя.)
— Кто такой немой мальчик? (Примерный ответ. После одного из сильных обстрелов военный привез в детский дом мальчика. От сильного испуга он молчал. Это оказался Алеша. Даша случайно увидела его потом на вокзале, когда детский дом эвакуировали. Она записала адрес, куда они отправлялись. Алеша узнал сестру и заговорил.)
— Даша стала бойцом бытового отряда. Чем она занималась? (Примерный ответ. Бойцы бытового отряда должны были помочь больным ленинградцам пережить страшные месяцы. Утром Даша обходила жителей дома. Подниматься по лестнице было трудно: пройдет несколько ступенек — и отдыхает. Во многих квартирах лежали больные люди. От голода они ослабели, не могли подняться и ждали Дашу. Придет Даша, принесет немного дров, маленькую печку затопит - станет теплее.
Даша получала для них по карточкам хлеб, аккуратно заворачивала в бумагу и несла в дом. Больные люди верили Даше, знали — Даша честная. Никогда в жизни Даша не отщипнула бы от чужого хлеба даже крошечки, хотя есть хотелось очень.
Однажды в холодной квартире на четвертом этаже она обнаружила двоих детей. Мальчик и девочка сидели и ждали маму, которая не вернулась домой. Скорее всего, она погибла или умерла от голода.
Даша спустила детей вниз, в дежурную комнату, где кипятилась вода для всех жильцов и было тепло. Посмотрела Даша на свой маленький остаток хлеба, разделила его на две части и отдала детям. А потом уложила их спать.)
— Мальчик Паша на Новый год получил мандарин с дырочкой, почему? (Когда на Ладожском озере встал лёд, многие шофёры отправились в путь по нему. Они привозили в блокадный город продукты. К Новому году для детей везли мандарины. Нужно было доехать очень быстро, чтобы они не смерзли по дороге. Автомобиль постоянно обстреливал неприятель. Когда раненый шофёр доехал, то в машине насчитали 48пулевых отверстий. Поэтому Паше достался мандарин через который прошла пуля.)
- Вы читали стихотворение Александра Твардовского «Рассказ Танкиста», которое тронуло меня до глубины души, так же как и строчки книги, о которой вы сейчас рассказали.
- Какой подвиг совершил мальчик? (Примерный ответ. Шёл бой за улицу. Солдаты прорывались к площади, но впереди бил немецкий пулемёт и удерживал оборону. Мальчику было примерно 10-12 лет. Он разведал, где стояла пушка неприятеля, и подбежал к командиру. Мальчик показал бойцам, как зайти в тыл неприятеля.)
Обратите внимание на книгу Н. Внукова «На чужих крыльях» Для чего лётчика капитана Кузнецова Вызвали в штаб. (Примерный ответ. Разведка донесла, что недалеко от аэродрома замечена большая колонна фашистских танков. Нужно первыми нанести удар.)
- Что случилось во время атаки? (Примерный ответ. Во время атаки самолёт Кузнецова был подбит. Он увидел в роще замаскированные немецкие самолёты, готовые к вылету. Ему пришлось приземлиться на поляне, чтобы не погибнуть.)
- Как Кузнецов оказался на борту «мессершмитта»? (Примерный ответ. Кузнецов приземлился на подбитом самолете на поляну, на которой был готов к вылету немецкий самолёт. К нему со всех сторон бежали немцы. Пилот немецкого самолёта находился с противоположной стороны, пока он его оббегал, Кузнецов не растерялся, запрыгнул в кабину и улетел.)
- Как встретили лётчика «свои»? (Примерный ответ. Когда Кузнецов приземлился на своём аэродроме, его не узнали, арестовали, хотели расстрелять. Его узнал непосредственный командир, пригласил в штаб. Кузнецов рассказал о замаскированном немецком аэродроме.)
- Как Г.К. Жуков узнал, где точно находятся войска неприятеля? (Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновым, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем прибыть в штаб, поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения.)
- Для чего приезжал Жуков под Сталинград? (Понимают солдаты, если прибыл под Сталинград генерал Жуков, что-то большое должно свершиться. Не ошибались солдаты. Не зря приезжали под Сталинград Жуков, Василевский и другие видные советские генералы. Ставка Верховного Главнокомандования так в годы Великой Отечественной войны называлось высшее командование Советской Армии разрабатывала план грандиозного разгрома фашистов под Сталинградом. Жуков, Василевский и другие советские генералы и приезжали под Сталинград для того, чтобы подготовить этот план. Определяли место, где лучше всего ударить по фашистам. Выбирали время, когда лучше всего ударить. Решали, каким армиям первыми идти в наступление. Вот как выглядел план советского наступления. Ударами советских войск с севера и с юга от Сталинграда окружить фашистов, штурмующих Сталинград, зажать их в огромное кольцо, а затем разгромить или заставить сдаться в плен. Торопят солдаты время: Скорей бы, скорей бы уже в наступление. И вот день наступления.)
Блиц опрос
- Под каким названием в историю вошла битва на льду Чудского озера? (Ледовое побоище)
- Как строились крестоносцы? (Клином)
- Почему Кутузов решил отступить? (Чтобы сохранить армию)
- Почему Наполеон оставил Москву? (Начался голод)
- Кто получил звание Маршала Советского Союза? (Жуков К.Г.)
- Где подписали документ о безоговорочной капитуляции. (Карлсхорст)
- Чьи слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (А. Невский)
- Кто написал книгу «Наука побеждать» (А. Суворов)
- Когда началась вторая мировая война? (В1939 г.)
- Когда фашистская Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941г.)
- Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле? (Дмитрий)
- Кто из военачальников стал генералиссимусом? (Суворов)
- Кто принимал парад победы 1945 года? (Парад принимал Маршал Советского Союза прославленный полководец Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков.)
— Какие они, наши герои - защитники Родины? (Все они храбрые, смелые, готовы прийти на помощь товарищам.)
— Что же поддерживало дух героев, когда они выполняли свой долг или шли на подвиг? Легко ли им это давалось? Как вы думаете, было ли им страшно? (Ответы учеников.)
Итог занятия.
Рассказывая о великих полководцах России, очень трудно выделить самых значимых из них.
Сколько всего существовало их за многовековую историю страны? Скорее всего, не одна тысяча. Кто-то постоянно сражался за страну, но их имена не сохранило время. А кто-то совершил один великий подвиг, и прославился в веках. И были огромное количество замечательных и смелых князей, воевод и офицеров, чей единственный подвиг так и остался незамеченным.
Литература:
- Лубченков Ю. Н. Русские полководцы. – М.: Белый город, 2002.
- Алексеев С.П. Исторические повести. – М.: Сов. Россия, 1988.
Приложение.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Ссылки
cont.ws/@achbims1949/911257
hrono.ru/biograf/bio_a/alex_nev.php
artsandculture.google.com/asset/heroes-bogatyri/
ru.wikipedia.org/wiki/Жуков,_Георгий_Константинович
ru.wikipedia.org/wiki/Кутузов,_Михаил_Илларионович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально значимый проект " Мой прадед защищал родину!"
Социально значимый проект...
"Они защищали Родину"
Презентация -женщины на войне...
Они защищали Родину
Презентация в празднику 9 мая "Они сражались за Родину" Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Н...
Они защищали Родину. Зина Портнова
Они защищали Родину. Зина Портнова...
" Что значит защищать Родину"
Классный час, посвящённый Дню защитника отечества....
Урок мужества "Они защищали Родину"
Презентация о подвигах наших предков, о героических битвах, о военоначальниках Великой Отечественной войны...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе «Они защищали Родину»
На уроке ребята знакомятся с событиями, связанными с героями ВО войны. Этот урок проводится после изучения раздела "О Родине, героические страницы истории". Вид урока: работа над проектом, з...