Содружество ДОУ и семьи в художественно-эстетическом воспитании ребёнка.
статья

Каратаева Ирина Борисовна
Даны понятия: "эстетическое воспитание", "художественное воспитание"; рекомендации по взаимодействию с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Содружество ДОУ и семьи в художественно-эстетическом воспитании ребёнка.

Автор: Каратаева Ирина Борисовна, воспитатель.

        «Эстетическое воспитание — процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.»

  1. Педагогический энциклопедический словарь.

        «Художественное  воспитание — формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Художественное воспитание приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Включённое в образовательный процесс, художественное воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её осмысление.»

Педагогический терминологический словарь.

        «Художественное творчество детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребёнка художественной форме. Художественное творчество — составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности. Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы — выполненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы.»

Российская педагогическая энциклопедия.

        С раннего детства в семье ребёнок приобщается к искусству. Окружающая среда, созданная членами семьи, наличие или отсутствие художественно значимых предметов быта, старины, картин оказывают огромное влияние на первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды ребёнка. Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания, хотя некоторые родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе (научить считать, читать). Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что художественно-эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Следовательно, перед ДОУ встают задачи: повышение педагогической компетенции родителей в сфере художественно-эстетического воспитания дошкольников, вовлечение членов семьи в познавательный, творческий процесс совместно с ребёнком в различных видах деятельности (продуктивная, проектная, участие в практикумах, встречах «семейного клуба» и др.), стимулирование родителей на создание единого образовательного пространства (детский сад — семья). Решение данных задач позволит  развивать творческий потенциал детей, эмоциональную сферу личности, поддерживать их стремление к самовыражению  в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Конечно, родителям, если они не художники и не педагоги, самим бывает трудно руководить изобразительной деятельностью детей, но нужно помнить, что фундамент художественно - эстетического отношения деятельности закладывается в раннем детстве, когда многое и очень многое зависит от родителей. Развивать художественный вкус ребёнка, пробуждать в нём любовь к искусству, учить его внимательно и с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её, - вот главная задача, которая не требует каких – то специальных знаний, а лишь желания, терпение и любви к своему ребёнку. Ведь все, что получает ребёнок в семье до школы, во многом определяет, каким он будет. Именно в эту пору закладываются основы самых разнообразных качеств и свойств личности ребёнка, его интересы и способности.

Организуя работу по взаимодействию с родителями, воспитателям следует придерживаться следующих рекомендаций:

- установить доверительные отношения, проявлять уважение при помощи родителям в самообразовании;

- вовлекать в продуктивные виды деятельности всех участников педагогического процесса (родитель, ребёнок, воспитатель).

- способствовать искренней заинтересованности родителей, развитию их интереса к процессу, методам и приёмам художественно-эстетического воспитания дошкольников.

- изучение семей воспитанников должно быть тактичным и предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

        В нашем дошкольном отделении (МБОУ СОШ №198) художественно-эстетическое направление является приоритетным. Педагогами при поддержке администрации и родителей созданы:

- мини музей «Русская горница»  по приобщению дошкольников к истокам народной культуры;

- стенды для тематических выставок совместных творческих работ (родители, ребёнок);

- стенд «Мы — юные таланты!» для тематических выставок творческих работ дошкольников, изготовленных в группах самостоятельно или совместно с воспитателем;

- стеллаж «музыкальный уголок» с подборкой музыкальных инструментов для НОД, развлечений, праздников;

- подборка методической литературы, наглядных и дидактических пособий;

- в каждой группе оформлены: «полочка красоты», уголок творчества (для самостоятельной продуктивной деятельности детей), уголок «наше творчество» (выставка творческих работ).

        В целях педагогического просвещения родителей в сфере художественно-эстетического воспитания воспитатели подготавливают:

-  для родительских собраний: доклады, сообщения - «Изобразительное искусство как средство воспитания дошкольников», «Особенности восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста», «Изобразительная деятельность в условиях семьи» и др.

- папки-передвижки: «Учим понимать живопись», «Формируем эмоционально-личностное отношение к содержанию картин», «Что такое натюрморт?», « Условия для художественного развития в семье», «Прогулки выходного дня: музеи города Новосибирска», «Прогулки выходного дня: театральный Новосибирск», «Проведение совместного познавательно-развлекательного досуга с детьми в городе Новосибирске».  Многие папки включают список рекомендуемой педагогической литературой по теме.

- картотеку репродукций, рекомендованных для просмотра и обсуждения с дошкольниками (по возрастам).

- подборку книг для НОД, проектной деятельности, семейного чтения (книгу можно взять домой, рассмотреть репродукции картин, прочитать, обсудить и вернуть в дошкольное отделение): издательство «Белый город», серия «сказки о художниках» (например, «Сказка о сказочнике» - Васнецов, «Сказка о волне и художнике» - Айвазовский, «Сказка о лесном художнике» - Шишкин и др.).

        Теоретические знания, понимание того, в какой последовательности, с помощью каких средств и методов организовывать познавательную, продуктивную деятельность дошкольника является важным аспектом художественно-эстетического воспитания детей. Вместе с тем огромное значение имеют практические умения и навыки родителей для совместной творческой деятельности с детьми. Чтобы разнообразить и обогатить продуктивную «семейную» деятельность, дать толчок к новым идеям и задумкам, воспитатели организуют:

- мастер классы для родителей: «Украсим группу своими руками», «Рождественские фантазии», «Роспись яиц при помощи восковых свечей», «Брошь канзаши» и др.

- совместные мастер классы (родитель и ребёнок выполняют совместную работу): «Цветочные композиции из семян», «Радужные брызги» (техника рисования «набрызг», «Игрушки из помпонов» и др..

- участие в семейном клубе «Жаконя» (на базе филиала районной библиотеки им. Ю. М. Магалифа»): один раз в месяц в читальном зале библиотеки проходят семейные встречи в ходе которых библиотекарь представляет обзор книжной выставки, воспитатели - «познавательную страничку» и все вместе изготавливают поделки (народная игрушка «зайчик на пальчик», «оберег — веничек», «мешочек саше» и др.).

- конкурсы чтецов: «Мой край», «Росписи России», «Волшебный мир цветов» и др. .

- выставки творческих работ дошкольников и творческих совместных работ родителей и детей.

- совместную проектную деятельность (воспитатель — ребёнок — родитель): «Петушок — золотой гребешок», «Русская берёзка», «Неофициальные символы России. Батюшка-самовар», «Красавица-матрёшка» и др.

        В рамках сотрудничества воспитатели побуждают, заинтересовывают родителей и детей принимать участие:

- в творческих конкурсах различного уровня. Например, работы воспитанников дошкольного отделения СОШ №198 и их родителей на протяжении нескольких лет являются участниками конкурса «Я родом из Сибири».

- в праздниках, развлечениях, театральных постановках.

        Таким образом, художественно-эстетическое воспитание дошкольников в рамках сотрудничества с семьёй осуществляется с помощью разнообразных форм: посещение художественных музеев, галерей, экскурсии в природу, просмотр кинофильмов по изобразительному искусству; оформление квартиры к празднику; занятия продуктивными видами деятельности, посещение библиотеки, семейные вечера чтения и т.д. Очень важно при этом поощрять инициативу ребёнка, его даже самые незначительные «личные находки», создавать «ситуацию успеха», атмосферу радости и понимания. Совместная позитивная деятельность способствует развитию у детей чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и воспитателей в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка.

Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт.........

Роль семьи в обучении и воспитании ребёнка.

Статья о значении семьи в полнценном развитии ребёнка. Отношение родителей к школе....

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Роль семьи в развитии и воспитании ребёнка.

Данная статья может быть полезна как педагогам, так и родителям. В ней раскрыта роль семьи в  формировании ребёнка, даются рекомендации для достижения  данной цели....

Сотрудничество семьи и школы в воспитании ребёнка

Беседа на родительском собрании...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...

Художественно-эстетическое воспитание ребёнка: пути развития

Статья посвящена вопросам поиска единого подхода к решению задач художественно-эстетического развития и социокультурной адаптации ребёнка в системе школьного образования в условиях реализации ФГО...