Консультация для педагогов "Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения"
консультация
Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующего внимания и кропотливой работы воспитателя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kukushkina.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Новодугинский детский сад»
консультация
«Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения»
Выполнила:
воспитатель, Кукушкина С.В.
2024 г.
Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Дошкольный возраст - время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным - художественным словом, задача же воспитателей - убедить их в пользе чтения детям.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели — воспитанию настоящего читателя.
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:
- знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами;
- расширять их представления о детской литературе;
- учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя)», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.
Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С.Михалкова», «Вообразилия Б.Заходера», «Грамматика фантазии Дж.Родари», «Мудрый волшебник С.Маршак», «В мире героев Н.Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.
Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. Далее можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в группе «Вечер семейного чтения», где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом.
Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.
Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах:
- книги не говорят, да правду сказывают;
- с книгой поведешься – ума наберешься.
- хорошая книга – лучший друг.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
- Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
- Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
- Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
- Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
- Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
- Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
- Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
- Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Соберите дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
- Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
- Вместе читайте, покупайте, обсуждайте прочитанные книги. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
- Обязательно запишите ребенка в детскую библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Родительское собрание (семейный совет) "Ребёнок и школа"
Что делать, если ребёнок идёт в школу без желания? Выход есть!Надо об`единиться семье и школе. А для начала провести семейный совет.Цель: активизировать взаимодействие семьи и школы;Задачи: Опр...
Совместное занятие для родителей и детей. "Семейное чтение"
Семейное чтение как толчок к познанию....
Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения"
Семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций.Во‐первых, слушая чтение взрослого, ребёнок ак...
Консультация для родителей: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
laquo;Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». ...
Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Семейные традиции"
Мероприятие «Семейные традиции», организованное совместно с родителями, может быть продолжением изучения темы «Семейные праздники» по предмету «Ос...
Лекторий для родителей о пользе семейного чтения
Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас, наверняка, хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьют...
Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения родителей и ребёнка"
Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе...