ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Наименование программы: «Радуга творчества».
Направленность программы: художественно-музыкальное творчество (общекультурная).
Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до 11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по литературному чтению, художественному труду, музыке и изобразительному искусству. Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант Приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология», Изобразительное искусство», «Музыка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский техникум отраслевых технологий»
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выполнила:
Студентка 3го курса группы 3Уч-20
Специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Светлакова Полина
Черногорск, 2023г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наименование программы: «Радуга творчества».
Направленность программы: художественно-музыкальное творчество (общекультурная).
Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до 11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по литературному чтению, художественному труду, музыке и изобразительному искусству. Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант Приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология», Изобразительное искусство», «Музыка».
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток, сочинении сказок и стихов, произведениях художественного и декоративно-прикладного творчества.
Курс по декоративно-прикладному искусству и художественному творчеству – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Программа «Радуга творчества» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, народные декоративные искусства, дизайн, музыкальное и литературное творчество. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Цели и задачи:
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством разнообразной творческой деятельности.
Задачи:
• содействовать овладению элементарными навыками и умениями творческой деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;
• создавать условия для формирования творческой активности, художественного вкуса;
• развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер, выразительность;
• воспитывать выдержку, волевое усилие, способности быстро переключать внимание;
• содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место).
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Радуга творчества»:
- Раскрытие творческого потенциала школьников.
- Умение воплощать в творческих работах свои собственные впечатления.
- Создавать прекрасное своими руками.
- Ценить свой труд, уважать чужой.
- Уметь применять теоретические знания на практике.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала;
- позитивная оценка своих художественно-творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию);
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между произведениями искусства по заданным критериям;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении художественно-творческих задач;
- участие в творческой жизни класса (школы, города);
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, выражениях, изделиях;
- слушать и понимать речь других;
- применять полученные знания и умения вне учебной деятельности.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:
По художественно-творческой деятельности:
- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;
- уметь реализовывать замысел образа в различных видах творчества.
По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научатся:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства, музыкальных и литературных произведениях (что больше всего понравилось, почему);
- стремиться верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, эмоции;
- использовать навыки компоновки; передавать смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Формы и методы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, региона.
2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание деятельности |
Художественный труд – 7 часов. | ||||
1 | Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. | 1 | Зарисовки в различных техниках и разными материалами по выбору. | |
2 | Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушки, гжельская посуда. | 1 | Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь. Роспись тарелок с помощью техники «Гжель». | |
3 | Поделки из природных материалов. | 1 | Изучить приемы изготовления лесных обитателей с помощью природных материалов. Изготовление ежа с помощью природных материалов. | |
4 | Приемы работы с пластилином. Техника работы с пластическими материалами. | 1 | Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином. Изготовление композиции «Маки». | |
5 | Живопись пластилином. Контуры рисунка. Сюжетная лепка. | 1 | Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином. Тематическая лепка. | |
6 | Приемы работы с бумагой. Оригами. | 1 | Изучить приемы работать с бумагой. Техника оригами. Изготовление цветов с помощью техники «Оригами». | |
7 | Сюжетная работа. Моя любимая сказка. | 1 | В работе передавать содержание эпизода знакомой сказки. Иллюстрирование русской народной сказки. | |
Литературное творчество – 6 часов. | ||||
8 | Вводное занятие. | 1 | Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность. Работа с чистоговорками, со скороговорками. Знакомство друг с другом, с учителем. Тренировка памяти, внимания, запоминают имена, движения, позы. | |
9-10 | Русские народные сказки. | 2 | Классификация сказок: - кроссворд, викторина; - игра «Отгадай отрывок!»; - соберите названия сказок; - игра «Найдите сказочных персонажей»; - восстанови последовательность событий в сказках; - викторина «Знаешь ли ты сказки?». | |
11 | Рассказы и сказки В.И. Даля («Старик – годовик», «Девочка Снегурочка»). | 1 | - просмотр презентации о В.И. Дале; - чтение сказки и беседа после чтения; - расшифровать название сказки; - отгадать загадки; - восстановление деформированного текста; - расставьте персонажей по своим сказкам. | |
12-13 | Проект «Сочинение сказки». | 2 | Виды сказок, их типы, особенности построения, содержания, сюжеты, нравственная основа, язык, герои и т.д. Сочинение сказки по опорным словам. Алгоритм создания сказочного текста: определить тему; главную мысль; героев; сюжет; составить план; записать сказку; редактировать текст. | |
Графика – 4 часа. | ||||
14 | Введение. Типы линий. | 1 | Использование различных кривых линий в графике, декоративно-прикладном искусстве. | |
15 | Линейный рисунок букета. | 1 | Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм. Работа цветными карандашами. Выполнение компоновки и линейного рисунка букета. | |
16 | Декоративное рисование. | 1 | Знакомство с народным промыслом – филимоновская свистулька. Рисование элемента филимоновской росписи – «ёлочки» фломастерами и гуашью. | |
17 | Лошади. | 1 | Рассматривание лучших образцов в книгах. Рисование лошади в движении. Особенности построения фигуры лошади. | |
Живопись – 4 часа. | ||||
18 | Рисование с натуры живых цветов (Оттенки цвета). | 1 | Рассматривание букетов в вазах. Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Составление сиреневого цвета. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. | |
19 | Рисование на тему «Весенняя сказка». Работа с палитрой. | 1 | Рассматривание образцов. Изучить природное явление оттепель. Рисование природных явлений весны. | |
20 | Тематическое рисование «Родной город». | 1 | Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Рисование сюжетов Черногорска. | |
21 | Природа России в живописи. | 1 | Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь. Роль цветов в создании настроения человека. Тематическое рисование, акварель. | |
Музыкальное искусство – 5 часов. | ||||
22 | Основы вокального пения. | 1 | Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. | |
23 | Музыкально-исполнительская работа. Ритм. | 1 | Развитие навыков уверенного пения. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». | |
24 | Голосовые игры. | 1 | Развитие показателей певческого голосообразования и сценической речи. Интонационно-фонетические упражнения. | |
25 | Музыкальные образы. | 1 | Развитие показателей певческого голосообразования и сценического образа. Изображение животных с включением мимики и спонтанных движений. | |
26 | Мини-концерт. | 1 | Закрепление музыкальных навыков. Разыграй песню «Львёнок и черепаха». Музыкальные портреты. «Три подружки». Вокальное пение. | |
Аппликация – 8 часов. | ||||
27 | Введение. Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации. | 1 | Выполнение аппликации «Букет цветов» (технология выполнения обрывной аппликации). | |
28-29 | Сюжетная аппликация. Сказочный жанр. | 2 | Осваивать приемы работы с бумагой. Выполнение творческой работы. | |
30 | Аппликация из птичьих перьев. | 1 | Осваивать приемы работы с бумагой и перьями. Выполнение творческой работы. | |
31 | Ажурное вырезание из бумаги. Вытынанки. | 1 | Освоить приемы работы. Выполнение творческой работы. | |
32-33 | Симметричная аппликация. Аппликация из бумаги на тему «День Победы». | 2 | Выполнение творческих работ на тему «День Победы». | |
34 | Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества». | 1 | Презентация работ. Выставка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС «Путешествие в страну Каллиграфия»».
Каллиграфия - это искусство, требующее зоркости "ума" и упорства......
Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.
Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и спос...
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей....
Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...
Мастер – класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством изучения фразеологизмов»
Считаю данную тему актуальной и важной. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С мо...
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей...