ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Наименование программы: «Радуга творчества».

Направленность программы: художественно-музыкальное творчество (общекультурная).

Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до 11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по литературному чтению, художественному труду, музыке и изобразительному искусству. Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант Приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология», Изобразительное искусство», «Музыка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

 «Черногорский техникум отраслевых технологий»

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Выполнила:

Студентка 3го курса группы 3Уч-20

Специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Светлакова Полина

Черногорск, 2023г.


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наименование программы: «Радуга творчества».

Направленность программы: художественно-музыкальное творчество (общекультурная).

  Программа «Радуга творчества» предназначена для детей в возрасте от 9 до 11 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по литературному чтению, художественному труду, музыке и изобразительному искусству. Рабочая программа курса «Радуга творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант Приложение к рабочим программам по учебным предметам «Литературное чтение», «Технология», Изобразительное искусство», «Музыка».

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток, сочинении сказок и стихов, произведениях художественного и декоративно-прикладного творчества.

Курс по декоративно-прикладному искусству и художественному творчеству – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.

Программа «Радуга творчества» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, народные декоративные искусства, дизайн, музыкальное и литературное творчество. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Цели и задачи:

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством разнообразной творческой деятельности.

Задачи:

•        содействовать овладению элементарными навыками и умениями творческой деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях;

•        создавать условия для формирования творческой активности, художественного вкуса;

•        развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер, выразительность;

•        воспитывать выдержку, волевое усилие, способности быстро переключать внимание;

•        содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место).

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Радуга творчества»:

- Раскрытие творческого потенциала школьников.

- Умение воплощать в творческих работах свои собственные впечатления.

- Создавать прекрасное своими руками.

- Ценить свой труд, уважать чужой.

- Уметь применять теоретические знания на практике.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала;

- позитивная оценка своих художественно-творческих способностей.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между произведениями искусства по заданным критериям;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении художественно-творческих задач;

- участие в творческой жизни класса (школы, города);

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, выражениях, изделиях;

- слушать и понимать речь других;

- применять полученные знания и умения вне учебной деятельности.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:

По художественно-творческой деятельности:

- знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;

- уметь реализовывать замысел образа в различных видах творчества.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научатся:  

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства, музыкальных и литературных произведениях (что больше всего понравилось, почему);

- стремиться верно и выразительно передавать простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов, эмоции;

- использовать навыки компоновки; передавать смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

- составлять аппликационные композиции из разных материалов.

Формы и методы подведения итогов реализации программы:

Формами подведения итогов являются выставки, открытые мероприятия, участие в конкурсах школы, района, региона.


2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Художественный труд – 7 часов.

1

Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы.  

1

Зарисовки в различных техниках и разными материалами по выбору.

2

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушки, гжельская посуда.

1

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь.  

Роспись тарелок с помощью техники «Гжель».  

3

Поделки из природных материалов.

1

Изучить приемы изготовления лесных обитателей с помощью природных материалов.

Изготовление ежа с помощью природных материалов.  

4

Приемы работы с пластилином.

Техника работы с пластическими материалами.

1

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином.

Изготовление композиции «Маки».

5

Живопись пластилином.

Контуры рисунка.

Сюжетная лепка.

1

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами, приемы работы с пластилином.

Тематическая лепка.

6

Приемы работы с бумагой.

Оригами.

1

Изучить приемы работать с бумагой. Техника оригами.

Изготовление цветов с помощью техники «Оригами».  

7

Сюжетная работа. Моя любимая сказка.

1

В работе передавать содержание эпизода знакомой сказки.

Иллюстрирование русской народной сказки.

Литературное творчество – 6 часов.

8

Вводное занятие.

1

Беседа, игры «Назови свое имя ласково», «Назови ласково соседа». Игры на коллективизм и согласованность.

Работа с чистоговорками, со скороговорками.

Знакомство друг с другом, с учителем.

Тренировка памяти, внимания, запоминают имена, движения, позы.

9-10

Русские народные сказки.

2

Классификация сказок:

- кроссворд, викторина;

- игра «Отгадай отрывок!»;

- соберите названия сказок;

- игра «Найдите сказочных персонажей»;

- восстанови последовательность событий в сказках;

- викторина «Знаешь ли ты сказки?».

11

Рассказы и сказки В.И. Даля («Старик – годовик», «Девочка Снегурочка»).

1

- просмотр презентации о В.И. Дале;

- чтение сказки и беседа после чтения;

- расшифровать название сказки;

- отгадать загадки;

- восстановление деформированного текста;

- расставьте персонажей по своим сказкам.

12-13

Проект «Сочинение сказки».

2

Виды сказок, их типы, особенности построения, содержания, сюжеты, нравственная основа, язык, герои и т.д. Сочинение сказки по опорным словам. Алгоритм создания сказочного текста: определить тему; главную мысль; героев; сюжет; составить план; записать сказку; редактировать текст.

Графика – 4 часа.

14

Введение. Типы линий.

1

Использование различных кривых линий в графике, декоративно-прикладном искусстве.

15

Линейный рисунок букета.

1

Использование обратного языка искусства: цвет, линию, ритм. Работа цветными карандашами.

Выполнение компоновки и линейного рисунка букета.

16

Декоративное рисование.

1

Знакомство с народным промыслом – филимоновская свистулька.

Рисование элемента филимоновской росписи – «ёлочки» фломастерами и гуашью.

17

Лошади.

1

Рассматривание лучших образцов в книгах.

Рисование лошади в движении. Особенности построения фигуры лошади.

Живопись – 4 часа.

18

Рисование с натуры живых цветов (Оттенки цвета).

1

Рассматривание букетов в вазах. Рисование цветов, осваивание приемов получения живописного пятна. Составление сиреневого цвета.

Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива.

19

Рисование на тему «Весенняя сказка». Работа с палитрой.

1

Рассматривание образцов. Изучить природное явление оттепель.

Рисование природных явлений весны.  

20

Тематическое рисование

«Родной город».

1

Знакомство с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства.

Рисование сюжетов Черногорска.

21

Природа России в живописи.

1

Знакомство с различными художественными средствами, техника: акварель, гуашь. Роль цветов в создании настроения человека.

Тематическое рисование, акварель.

Музыкальное искусство – 5 часов.

22

Основы вокального пения.

1

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания.

Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания.

23

Музыкально-исполнительская работа. Ритм.

1

Развитие навыков уверенного пения. Знакомство с простыми ритмами и размерами.

Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

24

Голосовые игры.

1

Развитие показателей певческого голосообразования и сценической речи.

Интонационно-фонетические упражнения.

25

Музыкальные образы.

1

Развитие показателей певческого голосообразования и сценического образа.

Изображение животных с включением мимики и спонтанных движений.

26

Мини-концерт.

1

Закрепление музыкальных навыков.

Разыграй песню «Львёнок и черепаха». Музыкальные портреты. «Три подружки».

Вокальное пение.

Аппликация – 8 часов.

27

Введение. Виды аппликаций. Технология выполнения обрывной аппликации.

1

Выполнение аппликации «Букет цветов» (технология выполнения обрывной аппликации).

28-29

Сюжетная аппликация.

Сказочный жанр.

2

Осваивать приемы работы с бумагой.

Выполнение творческой работы.

30

Аппликация из птичьих перьев.

1

Осваивать приемы работы с бумагой и перьями.

Выполнение творческой работы.

31

Ажурное вырезание из бумаги. Вытынанки.

1

Освоить приемы работы.

Выполнение творческой работы.

32-33

Симметричная аппликация. Аппликация из бумаги на тему «День Победы».

2

Выполнение творческих работ на тему «День Победы».

34

Подведение итогов года и проведение «Праздника творчества».

1

Презентация работ. Выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.

Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и спос...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей....

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...

Мастер – класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством изучения фразеологизмов»

Считаю данную тему актуальной и важной. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С мо...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей...