Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.
учебно-методический материал
Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Размещенный материал программы рассчитан на 4 года обучения. В нем представлены педагогические авторские методики по выявлению и развитию способностей у обучающихся, формы работы с одаренными и способными детьми, методы и способы выявления наклонностей, а также план работы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития. Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся. Она призвана помочь всем участникам образовательного процесса в выявлении и развитии способностей детей. Эта проблема очень актуальна в настоящее время, потому что наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Направить их интересы в нужное русло, скоординировать общеобразовательную поведенческую линию – задача школы, родителей и общественности. Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д. Основная работа по выявлению развитию и способностей лежит на учителе.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом или ее отдельные способности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, стимулирующие этот процесс, а также оценивать результаты.
Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском.
Выявление и развитие одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Современная школа, выполняя социальный заказ общества, призвана не только давать определенную сумму знаний и компетенций школьнику, но и максимально развивать творческие способности детей, открывать и развивать их интеллектуальные потребности, таланты и предпочтения. Мы должны научить школьника мыслить, анализировать, синтезировать материал, побуждать их к творчеству и самостоятельности в принятии решений, выстраивать гипотезы, принимать нестандартные решения, работать в команде, быть креативным, творческим, толерантным.
Цель программы – создание системы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Реализуемая цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе, а также во внеурочное время.
Задачи программы:
- Осуществление дифференцированного подхода в выявлении творческого потенциала у всех детей.
- Выявление способных обучающихся.
- Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
- Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе.
- Создание максимально благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей;
- Проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих школьникам проявить свои способности.
- Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем вовлечения детей в творческую деятельность (проектную деятельность, исследовательскую деятельность, участие в предметных олимпиадах, различных конкурсах, творческих выставках).
Программа рассчитана на 4 года обучения (2017-2021 гг)
Методические принципы в работе с одаренными и способными детьми
1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
4. Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя.
5. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях.
6. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся.
Наименование педагогических методик, авторы:
- «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая);
- «Прогрессивные матрицы Равена», исследование логического мышления;
- Исследование словесно-логического мышления» (Э.Ф.Замбацявичене и др.);
- Диагностика по методике Дж.Брунера (Тест на мышление.Опросник «Определение типов мышления (творческих способностей) » позволяет определить базовый тип мышления у ребёнка(предметное, образное, знаковое и символическое);
- Диагностика точности и скорости восприятия (автор Л.Ф.Тихомирова);
- Методика диагностики объёма восприятия (А.Д.Чернобай, Ю.Ю.Федотова);
- Методика «Нарисуй что-нибудь» - изучение воображения, автор Т.Д.Марцинковская;
- Методика «Изучение типа памяти», автор О.Н.Истратова;
- Изучение зрительной памяти» по методике Д.Векслера;
- Методика оценки речи (О.С.Газман, Н.Е.Харитонова)
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности, анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.
Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:
- экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
- анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.
Методы и способы развития наклонностей обучающихся:
- Активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам
( привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);
- Рассмотрение комплексных проблем, которые по своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов;
- Исследовательский метод предполагает умение учащимися сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применять совместно выработанные учебные умения.
Формы работы с одарёнными и способными обучающимися:
- групповые занятия с одарёнными и способными школьниками;
- предметные кружки;
- предметные недели;
- кружки по интересам;
- участие в олимпиадах, конкурсах разного уровня, выставках;
- проектная и исследовательская деятельность;
- интеллектуальные марафоны и др.
Показатели результативности:
- Уровни развития внимания
- Уровни развития мышления
- Уровни развития восприятия
- Уровни развития воображения
- Уровни развития памяти
- Развитие речи
Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации.
2. Быстрое пополнение активного словаря.
3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.
4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематиза-ция).
6. Развитие элементов критического мышления.
Диагностические этапы:
1.Педагогическая диагностика
2.Психологическая диагностика
3.Специальная углубленная диагностика
4.Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
- определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
- аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
- быстрота реакции и легкость ассоциирования;
- нестандартность мышления;
- творческие способности;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Требования к работе по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся:
Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.
Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.
Основные этапы реализации программы
1 этап
- Разработка программы работы по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических условий реализации программы.
- Создание банка данных по способностям школьников.
- Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
2 этап
- Диагностика склонностей обучающихся.
- Создание банка творческих работ обучающихся.
3 этап
- Участие в олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах.
- Проведение выставок художественного творчества.
- Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
- Анализ и корректировка программы.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого развития детей
Работа с родителями
- Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.
- Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности родителей. Укрепление сотрудничества родителей с учителем.
Формы работы с родителями:
- Творческие и проблемные родительские собрания;
- Групповые и индивидуальные консультации;
- Привлечение родителей к проведению мероприятий;
- Выполнение рекомендаций литературы.
Ожидаемые результаты программы
- формирование системы работы с одаренными и способными обучающимися;
- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
- создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
- создание банка тестов для диагностики обучающихся;
- увеличение и качественное обновление фонда научно-методического обеспечения работы с талантливыми детьми;
- объективная оценка индивидуальных возможностей обучающихся;
- повышение качества знаний обучающихся по предметам;
- улучшение результатов разного рода диагностических работ, ВПР.;
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- увеличение количества участников в предложенных проектах, конкурсах, олимпиадах, исследовательских работах, рост числа призеров и победителей.
- повышение уровня владения общепредметными навыками;
- повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
- повышение эффективности самостоятельной работы.
Система по отбору и выявлению у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей
Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора | |
1 | Предварительный этап выявления способностей |
|
2 | Углубленная проверка выявленных способностей |
|
3 | Систематическое изучение каждого обучающегося |
|
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
План работы по выявлению и развитию
интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения |
1 | Выявление способных обучающихся. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей обучающихся (анкетирование, тестирование): «Проба на внимание» (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая); «Прогрессивные матрицы Равена», исследование логического мышления; Методика Дж.Брунера (Диагностика мышления); Диагностика «Мои предпочтения и интересы». Диагностика точности и скорости восприятия (автор Л.Ф.Тихомирова); Методика диагностики объёма восприятия (А.Д.Чернобай, Ю.Ю.Федотова); Методика «Нарисуй что-нибудь» - изучение воображения, автор Т.Д.Марцинковская; Методика «Изучение типа памяти», автор О.Н.Истратова; Изучение зрительной памяти» по методике Д.Векслера; Методика оценки речи (О.С.Газман, Н.Е.Харитонова) Диагностика уровней познавательных способностей (методика Рыбаковой Т.Е.) Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов «Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер) | Сентябрь, октябрь ежегодно |
2 | Классификация способных обучающихся. | Сентябрь 2017г. |
3 | Составление плана работы со способными обучающимися. | Сентябрь 2017г. |
4 | Привлечение способных обучающихся к работе в предметных кружках, творческих конкурсах | Сентябрь, ежегодно |
5 | Проведение нестандартных уроков(урок – интервью, урок – беседа, урок- игра, урок – путешествие, урок – экскурсия, видео – урок…) | В течение года |
6 | Планирование и проведение уроков. Создание банка нестандартных разноуровневых заданий по предмету | В течение года |
7 | Разработка нестандартных заданий. Создание банка олимпиадных заданий и исследовательских работ обучающихся. | В течение года |
8 | Составление банка дифференцированных заданий повышенной трудности в рамках работы над творческими и учебными проектами, создания учебных презентаций. | В течении года |
9 | Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам и участию по математике, русскому языку | Согласно плану школы |
10 | Предметные недели. Тематические классные часы | Согласно плану школы |
11 | Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках. | В течение года |
12 | Участие в конкурсах разного уровня | В течение года |
13 | Организация проектной деятельности. Индивидуальные и групповые консультации. | В течение года |
14 | Участие в муниципальной конференции «Старт в науку», в региональной конференции «Шаг в науку» | Март 2020,2021 |
15 | Поощрение победителей олимпиад дипломами, грамотами. | По итогам |
Литература
- Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
- Кон И.С. Психология младшего школьника. – М., «Просвещение»,1994.
- Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.
- Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
- Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.
- Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.
- Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах.- М.: Педагогика. 1982.
- Матюшкин Л. М. Загадка одаренности.- М.: Школа-Пресс. 1993.
- Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс. 1991.
- Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. -Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее обучение)//Вопросы психологии – 1998г. - №5
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций – М.: Прометей, 1992.-528с.
- Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения// Школьные технологии – 1997г. - №4
- Штерн В. Умственная одаренность – С-П. –1997г.
- Дружинин В.Н. Психология способностей: избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.:А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с. .
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС «Путешествие в страну Каллиграфия»».
Каллиграфия - это искусство, требующее зоркости "ума" и упорства......
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей....
Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...
Мастер – класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством изучения фразеологизмов»
Считаю данную тему актуальной и важной. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С мо...
Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "
Программа содержит методики для выявления способностей и пути, средства для развития логического мышления и творческих способностей детей...
Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.
Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....