Эмоциональный след от экскускурсии в контексте исторического просвещения
учебно-методический материал (4 класс)
В современной системе образования историческое просвещение младших школьников является неотъемлемой частью. Перед учителем начальной школы стоит главная задача: сформировать у младшего школьника осознанное отношение к ценностям родного края, через знакомство с выдающимися людьми, природой, историей и культурой. Только показав то достояние, которое есть у нашей Ростовской области, школьникам можно привить любовь к Родине, родному краю.
Велика роль экскурсии, но ещё важнее дать ученику возможность извлечь самое главное и существенное, поразмышлять над своими впечатлениями и чувствами, проанализировать увиденное, выразить субъективное мнение и эмоции от увиденного - главная цель, которая стоит передо мной как педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
В современной системе образования историческое просвещение младших школьников является неотъемлемой частью. Перед учителем начальной школы стоит главная задача: сформировать у младшего школьника осознанное отношение к ценностям родного края, через знакомство с выдающимися людьми, природой, историей и культурой. Только показав то достояние, которое есть у нашей Ростовской области, школьникам можно привить любовь к Родине, родному краю.
Одним из важнейших видов деятельности в этом направлении являются экскурсии , которые формируют гармоничную, всесторонне развитую и исторически грамотную личность ребёнка. (слайд)
Велика роль экскурсии, но ещё важнее дать ученику возможность извлечь самое главное и существенное, поразмышлять над своими впечатлениями и чувствами, проанализировать увиденное, выразить субъективное мнение и эмоции от увиденного - главная цель, которая стоит передо мной как педагогом.
Посетив новое место, учителю важно понимать, что именно оставило эмоциональный след в душе ребенка. В этом случае мы используем различные приемы рефлексии.
Вспомним, рефлексия это...
- В переводе с латинского – «обращение назад».
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний (по Ефремовой).
- В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В своем опыте работы я предлагаю рассмотреть несколько рефлексивных приемов после экскурсий.
Так например, после обзорной экскурсии «Колокольный звон Ростова-на –Дону», во время которой мой класс побывали в нескольких храмах и соборах нашего города, были поражены величием и красотой, убранством мест богослужений христиан. А самым ярким впечатлением для детей стало посещение Храма мученика Иоанна Воина, где ребятам был дан мастер-класс в иконописной мастерской. (слайд)И, как результат - предложение от третьеклассников-изготовление икон из алмазной мозаики. (слайд)
Итогом посещения Ростовского зоопарка стали лэпбуки (слайд), в которых ребята рассказали о видах животных , которые заинтересовали их больше всего, их особенностях, местах обитания, об уходе за ними, о Красной книге, об истории зоопарка. (Слайд)
Ярким весенним солнечным днем мы отправились в самое экзотическое место нашего города-ботанический сад. (слайд)Дети были очарованы многообразием растений зеленого островка. Эмоциональную реакцию на экскурсию каждый участник оставил на фотосушке - выставке-галерее, просто повесив свои работы на веревки с помощью бельевых прищепок.(слайд)
В своей практике очень удачно я использую сетевое «облако слов»- визуализацию мероприятия через ассоциативный ряд .Этот прием мы применили, используя сеть «В контакте» после Масленичных гуляний , ознакомивших нас с традицией народов Дона, а так же просмотра театрального представления «Мы с тобой, брат, Ростовчане!» во Дворце Культуры Железнодорожников . Дети, каждый со своего аккаунта, оставили слово-ассоциацию о прошедших мероприятиях(слайд)
Большая веха истории, гордость русского народа- освоение космического пространства. Большинство моих учеников проживают на улицах микрорайона Северный, которые отражают историю космонавтики. Поэтому эта тема нас тоже не обошла стороной. Мы посетили космоцентр «Астрон» в городе Новочеркасске(слайд) и Ростовский музей «Россия моя история» , (слайд) уникальный мультимедийный комплекс, охвативший всю историю развития космоса в 3-D реконструкциях, декорациях, «оживающих книгах», исторических викторинах. После этого ребята оформили выставку –моделирование. (слайд)
Иногда после экскурсии хочется просто понять, насколько удалось затронуть душу ребенка. К примеру, после посещения исторического комплекса «Затерянный мир» в хуторе Пухляковский своих детей я попросила оценить экскурсию одним словом в гугл-форме. Результатом ответов стала диаграмма. (слайд)
Все дальше уходят о нас годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается живых свидетелей этих ужасных событий. И как напоминание нам, живущим, о тех жестоких деяниях фашистских захватчиков на территории нашей огромной Родины стоят памятники, обелиски, монументы тем, кто ценой своей жизни отстоял наше право на свободу и независимость, Один из таких « узелков памяти»- Змеевская балка, мемориальный комплекс, памятник 27 тысячам мирных граждан Ростова- на-Дону и советским военнопленным, место захоронения жертв холокоста. Энергетика этого места не оставляет людей равнодушными даже спустя столько лет после бесчеловечной трагедии, которая произошла на второй год войны. Вот и мои ученики, побывав вместе с родителями на этом месте скорби и печали в преддверии Дня Победы, в память о своих предках поработали над проектом «Эта память верьте ,люди, всей Земле нужна». Результатом работы стал видеоролик. (Нужно о убрать 2020 год)
Все экскурсии, а так же рефлексивные формы работы после них направлены на воспитание:
любознательных и заинтересованно познающих историю своей Родины школьников любящих свой народ, свой край;
уважающих ценности семьи и общества;
готовых самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
достойно сохраняющих российское духовно –нравственное и культурно- историческое наследие.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 - 4 класса на 2014 – 2018 учебные годы. Б.М.Неменский ( М.: «Просвещение», 2012г), стандарты второго поколения (М.:Просвещение, 2011г.)
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:·...
Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).
Технологическая карта урокаФ.И.О. Ткачева Наталья Владимировна, учитель начальных классов.Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знанияТема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ...
Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)
Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)...
Анализ работы учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 34» города Саратова в просветительской медиапрограмме экологического просвещения детей младшего школьного возраста «Мои зелёные сказки», в рамках федерального проекта «Экологическое просвещение дошк
Цель проекта – экологическое просвещение, развитие творческой, познавательной и исследо¬вательской деятельности детей в области экологической безопасности, ресурсосбережения, охраны окружающей среды и...
Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"
В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2
Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...