Эмоциональный след от экскускурсии в контексте исторического просвещения
учебно-методический материал (4 класс)

Лютая Оксана Ивановна

В современной системе образования историческое просвещение младших школьников является неотъемлемой частью. Перед учителем начальной школы стоит главная задача: сформировать у младшего школьника осознанное отношение к ценностям родного края, через знакомство с выдающимися людьми, природой, историей и культурой. Только показав то достояние, которое есть у нашей Ростовской области, школьникам можно привить любовь к Родине, родному краю.

Велика роль экскурсии, но ещё важнее дать ученику возможность извлечь самое главное и существенное, поразмышлять над своими впечатлениями и чувствами, проанализировать увиденное, выразить субъективное мнение и эмоции  от увиденного - главная цель, которая стоит передо мной как педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

В современной системе образования историческое просвещение младших школьников является неотъемлемой частью. Перед учителем начальной школы стоит главная задача: сформировать у младшего школьника осознанное отношение к ценностям родного края, через знакомство с выдающимися людьми, природой, историей и культурой. Только показав то достояние, которое есть у нашей Ростовской области, школьникам можно привить любовь к Родине, родному краю.

Одним из важнейших  видов деятельности в этом направлении являются экскурсии , которые  формируют гармоничную, всесторонне развитую  и исторически грамотную  личность ребёнка. (слайд)

 Велика роль экскурсии, но ещё важнее дать ученику возможность извлечь самое главное и существенное, поразмышлять над своими впечатлениями и чувствами, проанализировать увиденное, выразить субъективное мнение и эмоции  от увиденного - главная цель, которая стоит передо мной как педагогом.

Посетив новое место,  учителю важно понимать, что именно оставило эмоциональный след в душе ребенка. В этом случае мы используем различные приемы рефлексии.

Вспомним, рефлексия это...

  • В переводе с латинского  «обращение назад».
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или  как склонность к анализу своих переживаний (по Ефремовой).
  • В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 

В своем опыте работы я предлагаю рассмотреть несколько рефлексивных приемов после экскурсий.

Так например, после обзорной экскурсии «Колокольный звон Ростова-на –Дону», во время которой мой класс побывали в  нескольких  храмах  и соборах   нашего города, были поражены величием и красотой, убранством мест богослужений христиан.  А  самым ярким впечатлением для детей стало посещение Храма мученика Иоанна Воина, где ребятам был дан мастер-класс в иконописной мастерской.  (слайд)И, как результат - предложение от третьеклассников-изготовление икон из алмазной мозаики. (слайд)

Итогом посещения Ростовского зоопарка стали лэпбуки (слайд), в которых ребята рассказали о видах животных , которые заинтересовали их больше всего, их особенностях, местах  обитания,  об уходе за ними, о Красной книге, об истории зоопарка. (Слайд)

Ярким весенним солнечным днем мы отправились в самое экзотическое место нашего города-ботанический сад.  (слайд)Дети были очарованы многообразием растений зеленого островка.  Эмоциональную   реакцию  на экскурсию каждый участник оставил на фотосушке - выставке-галерее,  просто повесив свои работы на веревки с помощью бельевых прищепок.(слайд)

В своей практике очень удачно я использую сетевое «облако слов»- визуализацию мероприятия через ассоциативный ряд  .Этот прием мы применили, используя сеть «В контакте»  после Масленичных гуляний , ознакомивших нас с  традицией народов Дона,  а так же  просмотра театрального представления «Мы с тобой, брат, Ростовчане!» во  Дворце Культуры Железнодорожников  . Дети, каждый со своего аккаунта, оставили слово-ассоциацию о прошедших мероприятиях(слайд)

Большая веха истории, гордость русского народа- освоение космического пространства. Большинство моих учеников проживают на улицах микрорайона Северный, которые отражают историю космонавтики. Поэтому эта тема нас тоже не обошла стороной. Мы посетили космоцентр «Астрон» в городе Новочеркасске(слайд)   и  Ростовский музей  «Россия моя история» , (слайд) уникальный  мультимедийный комплекс, охвативший всю историю  развития космоса  в 3-D реконструкциях, декорациях, «оживающих книгах», исторических викторинах. После этого ребята оформили выставку –моделирование. (слайд)

Иногда после экскурсии хочется просто понять,  насколько удалось затронуть душу ребенка. К примеру, после посещения  исторического комплекса «Затерянный мир» в хуторе Пухляковский своих детей я попросила оценить экскурсию одним словом в  гугл-форме. Результатом ответов стала диаграмма. (слайд)

Все дальше уходят о нас годы Великой Отечественной войны, все меньше и меньше остается живых свидетелей этих ужасных событий. И как напоминание нам, живущим, о тех  жестоких деяниях фашистских захватчиков на территории нашей огромной Родины стоят памятники, обелиски, монументы  тем, кто ценой своей жизни отстоял наше право на свободу и независимость,  Один  из таких « узелков памяти»- Змеевская балка, мемориальный комплекс, памятник 27 тысячам мирных граждан Ростова- на-Дону и советским военнопленным, место захоронения жертв холокоста. Энергетика этого места не оставляет людей равнодушными даже спустя столько лет после бесчеловечной трагедии, которая произошла на второй год войны. Вот и мои ученики, побывав  вместе с родителями на этом месте скорби и печали в преддверии Дня Победы,  в память о своих предках поработали над проектом «Эта память  верьте ,люди, всей Земле нужна».  Результатом работы стал видеоролик. (Нужно о убрать 2020 год)

 Все экскурсии, а так же рефлексивные формы работы после них направлены на воспитание:

  любознательных и заинтересованно познающих историю своей Родины школьников любящих свой народ, свой край;

уважающих ценности  семьи и общества;

 готовых самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

достойно   сохраняющих  российское духовно –нравственное  и культурно- историческое  наследие.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

Конкурсный урок литературного чтения. Тема: "Все в этой жизни оставляет след" (по рассказу В.В.Бианки «По следам»).

Технологическая карта урокаФ.И.О. Ткачева Наталья Владимировна,  учитель начальных классов.Предмет: литературное чтениеТип урока: урок открытия нового знанияТема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ...

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный и отечественный опыт)...

Анализ работы учителей начальных классов МОУ «Гимназия № 34» города Саратова в просветительской медиапрограмме экологического просвещения детей младшего школьного возраста «Мои зелёные сказки», в рамках федерального проекта «Экологическое просвещение дошк

Цель проекта – экологическое просвещение, развитие творческой, познавательной и исследо¬вательской деятельности детей в области экологической безопасности, ресурсосбережения, охраны окружающей среды и...

Проект развития исторической культуры и исторической памяти "По линии обороны Сталинграда"

В 2023 году в России отмечали 80-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Двести героических дней и ночей обороны Сталинграда сыграли решающую роль в историю...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...