Родительские собрания в 1 классе
статья (1 класс)
В статью вошли следующие разделы: подготовка и проведение родительских собраний: этапы родительского собрания, правила подготовки классного родительского собрания; родительские собрания в 1 классе: тематика родительских собраний, сценарии родительских собраний для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_roditelskie_sobraniya_v_1_klasse.docx | 101.54 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «Родительские собрания в 1 классе» | 25 марта 2021 | |
В статью вошли следующие разделы: подготовка и проведение родительских собраний: этапы родительского собрания, правила подготовки классного родительского собрания; родительские собрания в 1 классе: тематика родительских собраний, сценарии родительских собраний для 1 класса. | ИВАНОВА Н. В., учитель начальных классов МОУ «Москворецкая гимназия» Воскресенского района Московской области |
Содержание.
- ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
а) Этапы родительского собрания
б) Правила подготовки классного родительского собрания
- РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ
- Введение.
- Тематика родительских собраний.
- Сценарии родительских собраний для 1 класса.
а) ЗДРАВСТВУЙТЕ! (встреча-знакомство в родительском клубе)
б) ВСТРЕЧА ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА (круглый стол, посвященный трудностям адаптационного периода)
в) ХОРОШИЕ ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ (праздник родителей и детей)
- ЛИТЕРАТУРА
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно быть главными организации и проведении родительского собрания.
Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе- педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.
Этапы родительского собрания
- этап. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с другими учителями, работающими в классе. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребе; отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебом процессе не дает.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиад Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.
- этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в xоде персональной встречи.
- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».
- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого- педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Возможно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»
- этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать также персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна 6ыть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Правила подготовки классного родительского собрания
Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.
Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Советы психологов:
перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;
- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о
негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов);
дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;
в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»,
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
- - осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
- сравнивать успехи отдельных учащихся;
- давать негативную оценку всему классу;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать в общении с родителями назидательный тон.
И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ В 1 КЛАССЕ
- Введение.
«Зорко одно лишь сердце», — давным-давно сказал Сент-Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чем-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников — как раз такой случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие, поблескивающие в глазах родителей колючими льдинками, как трудно нащупать тему для разговора, в котором каждый захочет высказаться, поделиться чем-то дорогим... Подготовка к очередному родительскому собранию требует от классного руководителя больших душевных и умственных усилий: разговор о самом главном и дорогом для человека (ведь именно такое место занимают дети в жизни любого родителя) должен быть теплым и искренним. В нем важна каждая мелочь: как обратиться к собеседнику, какие слова подобрать, чтобы похвалить, как сказать о назревающих или, быть может, уже назревших проблемах, не обидев при этом, не подтолкнув к отчаянию или озлобленности. В этом разговоре не может быть противостояния опытных и неопытных, грамотных и незнающих, поучающих и внимающих.
Одна восточная пословица гласит: «Хочешь прибежать первым — беги один». Очень правильные слова. Стоит учителю лишь один раз оступиться, выбрать для общения неправильный тон, проявить бестактность словом, позволить своему сердцу быть слепым и глухим — и ряды соратников, стартовавших с ним в начале учебного года, заметно поредеют. Мудрый учитель не допустит такого. Любая его встреча с родителями — это ступенька на пути поиска истины для каждого из участников диалога. Только сотрудничая и учась друг друга, учитель и родители могут эту истину найти.
Первый класс — время формирования не только детского, но и родительского коллектива. Классному руководителю очень важно не пропустить этот период, постараться сплотить родителей общей идеей.
Только в этом случае собрания не будут каким-то рудиментарным органом системы воспитания.
Наша жизнь стремительно меняется — меняется и школа... Однако, порой, очень современно звучат ело героя Аркадия Райкина из его знаменитой репризы о классном родительском собрании: там все выступают, выступают, советуют, ругают...
И в конце концов растерявшийся отец спрашивает: «Слушайте, а может быть, их бить?»
Задача учителя - уйти от подобных ситуаций. Классному руководителю нужно использовать различные формы родительских собраний: собрания- консультации, круглые столы, праздники, собрания рецептов, лаборатории нерешенных проблем. Эти формы позволяют выбрать то, что актуально для каждого конкретного класса. Прощаясь с собеседниками до новых встреч, учитель не будет ставить точку в конце разговора, а даст пищу для размышления, подтолкнет их к совершению каких-то собственных открытий. Этому способствуют разнообразные педагогические сказки и притчи.
Задача классного руководителя не давать какие-то рецепты, а подтолкнуть родителей к самостоятельному поиску решений, научить родителя проверять все рекомендации сердцем.
Различные диагностики (анкеты, тесты) не носят чисто научного характера, они являются методиками научно-популярной психологии. Их использование позволяет вооружить родителей простейшими средствами первой психологической помощи, которая может потребоваться ребенку.
- Тематика родительских собраний.
В первом классе родительские собрания должны носить познавательный характер, должны стимулировать интерес родителей к узнаванию своего ребенка каждый раз с иной стороны. Именно в первом классе закладываются хорошие привычки и манеры быть настоящим отцом и матерью: не для галочки и показухи, для пользы своему ребенку и самому себе.
Именно в первом классе родительские собрания носят в первую очередь просветительский характер, наталкивают родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.
При этом, начиная с первого класса, необходимо подчеркивать успехи семей в проявлении положительных родительских умений.
В первом классе классному руководителю уместно провести родительские собрания следующей тематики:
- Традиции и обычаи школы, в которой учится ваш ребенок.
- Права и обязанности младших школьников.
- Об особенностях физиологии и психологии первоклассника. Как определить одаренность ребенка?
- Как помочь гадкому утенку превратиться в прекрасного лебедя?
- Эстетическое развитие ребенка: проблемы и перспективы.
- Особенности учебной деятельности первоклассников.
- Режим дня первоклассника и его влияние на поведение школьника.
- Учебник первоклассника. Как помочь ребенку в трудной учебной ситуации?
- Положительные традиции и обычаи семейного воспитания.
- Леворукость и праворукость. Отклонение или норма?
- Роль семьи в преодолении физических и учебных нагрузок ребенка.
- Художественная литература для первоклассников.
- Первоклассник и игра.
- Недетские увлечения маленьких детей.
- Взаимоотношения в семье и их влияние на поведенческие реакции первоклассников.
- Праздники в жизни ребенка.
- Как научить ребенка быть настоящим другом?
- Детские страхи и пути их преодоления.
- Если ребенок неуверен в себе.
- О единстве родителей в воспитании детей.
- О проблеме взглядов поколений на вопросы воспитания ребенка в семье.
-—- Если ребенком трудно управлять...
- Что там, за дверью класса?
- Как справиться с чрезмерной активностью ребенка?
- Азбучные истины воспитания.
- Особенности обучения ребенка математике и языку.
- Как развить способности ребенка?
В первом классе родители должны «вжиться» в роль быть отцом и матерью школьника, научиться помогать своему ребенку быть хорошим учеником, развить в себе умение быть терпеливым и терпимым, понимающим и принимающим своего ребенка независимо от его учебных достижений. Поэтому так необходимо создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной учителя и родителей по воспитанию детей и сформировать коллектив родителей. На первом собрании я предлагаю создать родительский клуб нашего класса.
III. Сценарии родительских собраний для 1 класса.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
(встреча-знакомство в родительском клубе)
Цели: создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной учителя и родителей по воспитанию детей; выявление проблем и обозначение основных ориентиров в рабе формирование коллектива родителей.
Уча ст ники: родители, классный руководитель, школьный психолог.
Обо руд о в а н и е: анкеты для родителей, ватман, краски, карандаши, фломастеры, бумага для проведения игр; вырезанные из бумаги фигурки елочек с напутствием учителя.
Оформление встречи: для создания более раскрепощенной свободной атмосферы целесообразно организовать встречу с чаепитием, поэтому необходимо продумать и подготовить все необходимое к чайному церемониалу.
Ход встречи
Слово учителя. Здравствуйте, мои новые коллеги... Коллеги, потому что впереди у нас — долгая и непростая дорога, идти по которой нам нужно вместе. Совсем недавно вы привели сюда своих малышей — моих учеников — и теперь вы по праву являетесь членами родительского клуба нашего класса. Я смотрю в ваши такие разные глаза, всматриваюсь в настороженные лица, точь-в-точь как у ваших детей, и снова думаю о том, какое трудное и ответственное дело у нас с вами в руках...
Что ж, давайте возьмемся за него вместе.
А для начала... Позвольте прочитать вам небольшой рассказ В. Астафьева. Очень хочется, чтобы наш путь начался именно с него. (Я читаю рассказ. Для удобства, листы с текстом рассказа следует предложить родителям.)
В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! — таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: Вот в чем дело!..
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить печь корешком, пока она доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с лица земли, там, в глубине, еще долго будут преть корт родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
В. Астафьев
Учи тел ь. Вы, конечно, поняли, в чем состоит иносказательный смысл этой истории. Ваши любимые ребятишки пришли в школу, где их ожидает много трудностей, испытаний, обид и поражений, взлетов и падений. Они — как хрупкие беззащитные елочки, которым нужно выжить в новом мире, найти свое месте нем и закрепиться... Нам же, дорогие коллеги, предстоит выполнять роль того самого прародителя, который должен дать силы новому растению... Трудная, порою неблагодарная, но очень почетная миссия. Согласитесь.
Что ж, пора браться за работу. Помните, один мудрец говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека.) Предлагаю обозначить наш маршрут. Сейчас вам будут предложены анкеты, цель которых выяснить круг родительских интересов.
Варианты анкет
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.
- Как помочь ребенку адаптироваться к школе.
- Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.
- Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.
- Как учитывать при воспитании темперамент ребенка.
- В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.
—... Что-то еще.
- Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических родительских собраний?
- Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из вариантов ответов.)
Да.
Скорее да.
Если будет возможность.
Скорее нет.
Нет.
- Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.
- Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон:
- Поставьте цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2—рядом с чуть менее интересной и т. д
Благодарим вас за помощь и готовность к сотрудничеству!
Рекомендации к проведению анкетирования.
Желательно, чтобы его проводил психолог.
В анкете должны быть предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке. Это будет своеобразным «посланием» психолога родителям, приглашением к сотрудничеству и признанием их права на участие в определении содержания совместных встреч.
Полезно предложить родителям проранжировать выбранные темы по степени интереса, который они вызывают, тогда психологу будет легче выбрать наиболее важные, а также установить их очередность.
При составлении анкеты следует обратить внимание на несколько существенных моментов: четкость и однозначность формулировок; ясность инструкции; доброжелательный тон; наличие приглашения к сотрудничеству; соблюдение принципов безопасности и конфиденциальности. Важно, чтобы родителям была понятна цель проводимого анкетирования.
Смысл заполнения анкеты психолог разъясняет устно или письменно, во вступительном тексте анкеты. Обработка и анализ результатов анкетирования.
Ориентируясь на частоту выбора темы родителями, а также на уровень их интереса, психолог составляет список тем и устанавливает последовательность встреч. Темы, не вошедшие в число отобранных, но важные с точки зрения психолога, можно обсудить на общих родительских собраниях, представив их в виде тематических сообщений.
Ответы родителей на вопросы анкеты помогут педагогам сориентироваться в ожиданиях родителей. Если они не вполне реалистичны или не относятся к содержанию деятельности классного руководителя, то следует начать планируемое собрание с уточнения того, какие вопросы можно решить в ходе встречи на родительском собрании, а какие — в процессе индивидуальной работы с психологом, классным руководителем.
Информация о наиболее удобном времени встреч дает возможность выбрать оптимальный для проведения собрания день, тем самым повысить посещаемость.
У ч и т е л ь. Путешествие всегда складывается удачно, если те, кто идут рядом, хорошо понимают друг друга. Но для начала нам с вами нужно поближе познакомиться. Предлагаю чуть-чуть передохнуть, принять участие в игре «Весь покрытый зеленью». (Для проведения игры необходимо приготовить 2—3 листа ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши.)
Задание. Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Все (повторяю и подчеркиваю), все, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова — и за дело.
Суть игры: это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать «на острове», и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность. Обратите внимание на реплики, которыми обмениваются участники: приказы, просьбы, предложения, советы, наставления...
Кроме того, выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины — тоже неплохо... А есть ли на вашем острове театр? Библиотека? Школа, наконец?
Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.
У ч и те л ь. Отдохнули? Я очень внимательно наблюдала за вашими действиями и... Мне кажется, пришло время выбора родительского комитета, думаю, после игры вам будет это сделать несколько проще. Мне очень нужны помощники- координаторы нашей работы.
Выбор членов родительского комитета.
У ч и т е л ь. К сожалению, наша встреча в родительском клубе подходит к концу. Очень рада была знакомству с вами. Хочется верить, что это чувство взаимно. Приятно видеть, что совсем небольшое количество времени, проведенное нами вместе, сделало атмосферу в нашем клубе чуть-чуть теплее и доброжелательней. Чтобы закрепить, оставить в вашей памяти это настроение, предлагаю всем вам «закружиться в карусели». Карусели добрых слов и пожеланий. (Родителям предлагается принять участие в игре «Карусель». Для проведения необходимы бумага и ручка для каждого участника.)
Задание. Сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из вас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но прежде подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия как вам захочется) и передайте его соседу справа.
У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку; добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.
Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. Затем этот листок передается соседу справа. Вы же получаете новый лист, на котором можете написать короткое послание следующему участнику игры. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственными именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.
В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».
У ч и те л ь. Советую вам сохранить этот листочек и в трудные моменты своей родительской жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким вы были в самом начале школьной жизни вашего ребенка, в самом начале своего членства в школьном родительском клубе. И еще — на память о нашей первой встрече хочу подарить каждому из вас символ, смысл которого вам, наверняка, будет понятен. (Учитель дарит каждому родителю вырезанную из плотной бумаги елочку - символ ребенка, пришедшего в школу, нуждающегося в совете, помощи, заботе.) На обратной стороне фигурки можно написать напутствие учителя:
- Будьте взрослым и ребенком; будьте мудрым и непредсказуемым.
- Не скупитесь на добрые слова своим детям, но и не заискивайте перед ними.
- Не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали.
- Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружится, что ваши дети хотят вас чему-то научить.
- Не бойтесь ошибиться.
- Пусть вам будет интересно с вашими детьми.
У ч и те л ь. А сейчас, дорогие коллеги, я говорю вам: До свиданья. До новых встреч.
ВСТРЕЧА ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА
(круглый стол, посвященный трудностям
адаптационного периода)
Цели: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации; предложить практические советы по адаптации ребенка в школе.
Обо руд о в а н и е: выставка рисунков учащихся класса «Я в школе»; анкеты для родителей; вопросы родителей специалистам (собраны заранее).
Ход встречи
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое,
Я в этом мире не для того,
Чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
А ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты есть ты, а я есть я.
Если нам случится найти друг друга —
Это прекрасно,
Если нет, этому нельзя помочь.
Э. Н. Гусинский. Образование личности
У ч и те л ь. Здравствуйте, коллеги! Рада приветствовать вас. «Встреча Взрослого и Ребенка» — так я решила назвать сегодняшний разговор. Встреча Взрослого и Ребенка в один из самых сложных моментов жизни обоих. Я говорю о периоде адаптации ребенка к первому году обучения в школе.
В качестве отправной точки нашего круглого стола будут слова известного современного педагога Э. Н. Гусинского (чтение эпиграфа). «Ты есть ты, а я есть я», — могут с полным правом сказать друг другу Взрослый и Ребенок. Никто не должен соответствовать ожиданиям другого. Главное — «найти друг друга». Цель нашего разговора — помочь случиться этой встрече. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход малыша из дошкольника в школьника - сложный и ответственный момент, оттого как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребенка.
Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Сегодня у нас будет возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидеть наших детей глазами психолога, школьного врача.
Выступление психолога, школьного врача.
Учитель. Итак, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели)
посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания, дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Учитель. Родители должны знать, насколько ребенок готов к школе.
Анкета для родителей
Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы.
№п/п | Вопрос | Вариант ответа (да, нет) |
1 | Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен? | |
2 | Способен ли ребенок выполнить устное поручение? | |
3 | Может ли он заниматься каким-либо делом самостоятельно? | |
4 | Убирает ли ребёнок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания? | |
5 | Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем-либо, обратится ли он за помощью? | |
6 | Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи и пр.) | |
7 | Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая? | — |
8 | Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности? | |
9 | Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте (на детской площадке, в детском саду п т. д.) | |
10 | Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели? | |
11 | Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками? | |
12 | Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью? | |
13 | Есть ли у вашего ребенка друзья? | |
14 | Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры с другими детьми? | |
15 | Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми? | |
16 | Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес? |
За каждый положительный ответ начисляется 1 балл.
Интерпретация ответов.
10—15 баллов — достаточно (хороший—высокий) уровень личностной готовности к школе.
6—9 баллов — средний уровень личностной готовности к обучению.
О—5 баллов — низкий уровень личностной готовности к поступлению в школу.
У ч и те л ь. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя
требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнен стоящих перед ним задач, помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий и т. д. Несмотря на то, выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые неизбежные.
Что привлекает ребенка в школе? Как правило, это внешние моменты школьной жизни: ранец, тетради, учебники, сама школа-гимназия, новые дети, новые друзья. Все это, конечно, еще не отношение к новому виду деятельности, к учебе, как таковой, не желание учиться ради получения знания, но в то же время это основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание малыша далеко не всегда совпадает с его возможностями: ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация в новых условиях во многом определяются уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной работы необходимо, чтобы ребёнок сумел безболезненно принять новые требования, понять и принять специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, чтобы мог отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать. Ребенку нужно помочь понять и принять относительную условность общения, правила и нормы поведения. Малышу необходимо включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе.
Какую практическую помощь может оказать родитель первокласснику? Послушаем специалиста.
Психолог (логопед). Как быть, если ваш малыш не видит клеточки, не может отсчитать их, не может поместить цифру в клетку (строчку)? Рисуйте дома вместе с ребенком ежедневно.
В п о н еде л ь н и к, например, фломастером — толстым и тонким сначала «кривулечки», потом дорисовывайте, чтобы получился смешной или просто узнаваемый рисунок. Так малыш научится видеть не только плоскость, но и линии.
Во вторник карандашами, тоже толстыми и тонкими. Надо заштриховать рисунок то густо, то бледно (шариковая ручка, как известно, напрягает мышцы кисти, а наши работы помогут их расслабить).
В среду возьмем акварельные краски или гуашь и тонкой кисточкой обведем рисунок. Сначала крупные (большие ромашки, фигурки), а потом мелкие (ягодки или кружочки). Зачем? Ведь ребенку придется в прописях повторять рисунок, значит, нужна предварительная тренировка. Если кружочки не получаются, купите волчок или юлу и крутите их правой и левой рукой, развивая пальчики.
В четверг будем закрашивать рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Причем закрашивать нужно самым кончиком кисточки, не прижимая его к бумаге. Так рука и глаз приучаются работать вместе.
О чтении. Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы сразу и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребенком (две книжечки за неделю — достаточно).
О математике. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут происходит как бы стыковка математики и русского языка, в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»). А что такое кроссворд? Это столбики и сама клеточка, в которую все вписывают.
Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машинки. Играя, они освоят счет и задачи.
Учитель. Родители хотят, чтобы их ребенок был хорош. Он обязательно таким и будет, если крепко дружить со школой, то есть полностью вникнуть в интересы ребенка на данный момент. Это трудно, но нужно. Не стесняйтесь приходить в школу. Только добрая помощь детям, только терпение дадут нужный результат.
Накануне собрания родителям учащихся было предложено в письменной форме задать вопросы, волнующие их больше всего. Классный руководитель систематизирует вопросы, просит ответить на них психолога, логопеда или других специалистов. Поскольку вопросы поступили заранее, ответы должны быть глубокими, подготовленными.
Учитель. Все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего круглого стола. Что сами дети думают о своей школьной жизни? Насколько они удовлетворены ею? Мы провели соответствующее исследование.
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ
(по методике А. А. Андреева)
Учащимся предлагается оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
- Я иду утром в школу с радостью.
- В школе у меня обычно хорошее настроение.
- В нашем классе хороший классный руководитель.
- К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
- У меня есть любимый учитель.
- В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
- Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
- У меня есть любимые школьные предметы.
Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количества ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенность, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
У ч и те л ь. А сейчас приглашаем вас посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы детей. Может, кто-то из родителей сумеет угадать рисунок своего ребенка. (Родители знакомятся с выставкой и получают расшифровку рисунков с точки зрения психолога.)
Пришло время заканчивать работу нашего круглого стола. Осталось только дать рекомендации, как пережить первокласснику адаптационный период.
Памятка родителям первоклассников
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Ecли у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
У ч и те л ь. Помните о советах, полученных сегодня, и тогда Взрослому и Ребенку обязательно «случится найти друг друга». А чтобы эта встреча оказалась счастливой, прислушайтесь к притче, которую я приберегла для вас. (Текст следует размножить и раздать родителям.)
ПРИТЧА «СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ»
Некий купец отправил своего сына к самому главному мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил Мудрец, которого он разыскивал.
Против ожиданий, замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посреди зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было сыскать в этом краю.
Мудрец не спеша обходил гостей, и юноше пришлось два часа дожидаться своей очереди.
Наконец Мудрец выслушал, зачем тот пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Пусть-ка юноша побродит по замку и вернется в этот зал через два часа.
«И вот еще какая у меня к тебе просьба, — сказал он, протягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. — Возьми с собой эту ложечку и смотри, не разлей масло».
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, а через два часа вновь предстал перед Мудрецом.
«Ну, — молвил тот, - понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале? Деревья и цветы в саду, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет? Старинные фолианты и пергаменты в моей библиотеке?»
Пристыженный юноша признался, что ничего этого не видел, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
«Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, — сказал тогда Мудрец. Нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет».
С ложечкой в руке юноша вновь двинулся по залам и коридорам. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости ; диковины, все произведения искусства, украшавшие комнаты.
Он осмотрел сады и окружавшие замок горы, оценил прелесть цветов и искусное расположение картин и статуй. Вернувшись к Мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.
«А где две капли масла, которые я просил донести и не пролить?», — спросил Мудрец.
И тут юноша увидел, что капли пролиты.
«Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, — сказал ему мудрейший из мудрых. — Секрет счастья с том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».
У ч и те л ь. Пусть вам и вашим детям удастся стать счастливыми в период обучения в школе: пусть трудности и опасные переходы этого времени не закроют собой радости и яркости детства, общения, учеб! Удачи вам!
КАКИЕ ХОРОШИЕ ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ
(праздник родителей и детей)
Цели: подведение итогов развития коллектива учащихся в 1 классе; создание условий для дальнейшего совершенствования коллектива.
Оборудование: оформление кабинете: шарики, плакаты, фотоколлаж, шуточные призы, посуда дл чаепития, реквизит для концертной программы.
Предварительная подготовка:
- Подготовка фотоколлажа «Это — мы!».
- Шутливая викторина для родителей «Знаете ли вы?..»
- Плакат «Прошу слова».
Суть: все учащиеся дополняют предложения:
- В моем классе меня радует...
огорчает...
- Самый радостный день в прошедшем учебном году...
- Мое главное достижение,,.
- Мое самое большое поражение...
- Мое пожелание нашему классу...
(Учитель может дополнить список предложений.)
Ход праздника
Гости занимают свои места, звучит в записи песня «Маленькая страна» в исполнении Н. Королевой. Учитель. Вот и закончился наш с вами первый год школьной жизни. Совсем недавно вы, ребята, пришли в этот класс, крепко держась за руку пап и мам, а вы, родители, настороженно смотрели на меня: «Поможет ли? Не обидит ли?», придирчиво скользили взглядом по ставшему совсем уже родным кабинету: «Светло ли? Тепло ли? Уютно ли будет моему ребенку тут?». Промчался год. И малыши выросли, стали старше на год, знаете... Хорошие растут у вас ребятишки. Светлые и радостные. Совсем как в их любимой сказке. (Учите, читает сказку из книги: В. А. Сухомлинский. Родина в сердце.)
ИСКОРКИ СОЛНЦА
Рано утром жаворонок вылетел из гнезда и взлетел высоко в небо. Запел жаворонок. А из гнезда смотрят птенцы. Видят они, на крылышках у матери горят солнечные искорки. Просят они маму: принеси и нам искорку. А она и говорит: вырастете, взлетите в небо, сами принесете искорку солнца на землю (Виталий В., 1 класс).
Мне кажется, в маленькой чудесной стране, которую нам удалось создать в рамках нашего класса, так светло и уютно, потому что каждый из присутствующих здесь не скупится на искорку добра, радости. Уважаемые родители, помните, на нашем первом родительском собрании я рассказала вам о маленьких елочках, которым так трудно прижиться на земле. Я даже подарила вам картонные фигурки елочек, чтобы не забывали о том, какой трудный год предстоит пережить вашим детям. Вы, действительно, помнили об этом. Вот почему все «елочки», попавши волею судьбы в наш класс, успешно преодолели трудности первого класса и прижились. (Учитель сообщает родителям о достижениях учащихся в учебной и внеклассной деятельности.)
Дети подготовили для вас, родители, фотоколлаж «Это — мы», высказали свои пожелания и впечатлениях о школьной жизни, оформив их на плакате «Прошу слова». У вас была возможность ознакомиться с мнениями детей, их мыслями и мечтами.
Для вас же мы приготовили концерт и шуточную викторину. Не подведите своих ребят!
Вопросы викторины для родителей «Знаете ли вы?..»
- Сколько в классе мальчиков (девочек)?
- Кто из ребят самый высокий?
- Сколько весит школьный портфель?
- Какой документ регламентирует жизнь ученика?
- На какой улице находится школа?
- Сколько этажей в нашей школе?
- Как зовут директора школы?
Учитель О том, что ваши ребята растут умными и смышлеными, я вам уже рассказала. А то, что они достойные дети достойных родителей, вы только что доказали сами. Значит, пришло время интеллектуального турнира. (Учитель предлагает участникам вопросы, желающие отвечают и зарабатывают шуточные призы.)
Вопросы для интеллектуального турнира:
- Вы пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту? (Столько, сколько вам.)
- Обычно месяц заканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть 28-е число? (Во всех.)
- Вы входите в малознакомую комнату, которая затемнена. В ней есть две лампы: газовая и бензиновая. Что вы зажжете в первую очередь? (Спичку.)
- Один поезд идет из Москвы в Санкт-Петербург, другой из Санкт-Петербурга в Москву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше Москвы в момент их встречи? (Одинаково, в момент встречи они находятся в одной точке.)
- Палку нужно распилить на 12 частей. Сколько потребуется распилов? (11 распилов.)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50.)
- Сколько цифр «9» в ряду чисел от 1 до 100? (20.)
- Горело 7 свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось? (Три: три погасли, остальные сгорели.)
- Под каким кустом сидит заяц во время дождя? (Под мокрым.)
- Без чего нельзя испечь хлеб? (Без корки.)
- Как сварить вкусную кашу без масла? (С великой любовью.)
Учитель Молодцы, эрудиты!Даже рецепт каши с великой любовью смогли разгадать. А теперь для всех присутствующих — парад талантов, приготовленный детьми также с великой любовью. (Программу собрания продолжает концерт, составленный из номеров детской художественной самодеятельности.)
Учитель. Вот и подошел к концу наш праздник. Грустно прощаться с вами, но я знаю, что это ненадолго... Пробегут летние месяцы, и мы вновь увидимся. Но прежде чем проститься с вами, я хочу предложить вам тему для размышления. Пусть это будет летним домашним заданием. (Учитель рассказывает очередную притчу.)
О МЕЧТАХ
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
- Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
- Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
—А о чем мечтаешь ты?
Ответил проситель:
- Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
- Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
Добавил еще царь:
- Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймешь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
- Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
И ответил царь:
- Да.
У ч и те л ь. Вы много целей достигли в этом году, многие ваши мечты осуществились. Загадайте другую, новую...
До скорой встречи!
ЛИТЕРАТУРА
1 .Ануфриев, А. Ф., Костромича, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Ось-89, 1999.
- Вергелес, Г И., Матвеева, Л. А., Раев, А. И. Младший школьник: помоги ему учиться: кн. для учителей и родителей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2000.
- Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2005.
- . Детский портал «Coлнышко»/www.solnet/ee.
- Журнал «Классный руководитель». 1999
- Журнал «Воспитание школьников». 1998
- Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. — М., 2001.
- Портал «Няня.Py»/www.7ya.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские собрания (1 класс)
"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....
Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс
Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания 3класса ....
Тематика родительских собраний 1 класс
Тематика родительских собраний 1 класс...
родительское собрание 1 класс
Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...
родительское собрание 1 класс
1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как формируются у детей навыки самоконтроля....
Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".
Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....
Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"
В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....