«Организация профориентационной работы в начальной школе»
материал

Русенко Асия Джавдатовна

               «Организация  профориентационной работы в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profrabota_moyo.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация  профориентационной работы в начальной школе»

Особенность профориентационной работы в начальной школе заключается в том, что в 1–4 классах не ставится цель подвести детей к выбору определенной профессии, главным является расширение представления о различных профессиях.

В 1 классе мероприятия направлены на знакомство с профессиями;

во 2 классе помимо углубления и расширения знаний о профессиях показывается значимость каждой профессии для общества;

в 3–4 классах представления о мире профессий расширяются, создаются условия для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности.

         Ранняя  профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Поэтому уже с первого года обучения в школе целесообразно создавать  условия для эффективного управления профессиональным развитием обучающихся:

формировать представление о мире профессий;

способствовать пониманию роли труда в жизни человека и общества;

формировать добросовестное отношение к труду; 

предоставить возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности (кружки, факультативы); 

развивать склонности, способности, интерес к будущей профессии.

Основная задача профориентационной работы в начальных классах –

расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

Реализовать данную задачу можно по трем направлениям: через учебные предметы, через внеурочную деятельность и  работу с родителями.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Так, на уроках русского языка и литературного чтения осуществляется:

  • знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;
  • расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий;
  • знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве.

На уроках окружающего мира осуществляется:

  • знакомство с отраслями экономики, первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;
  • изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;
  • изучение профессий, необходимых нашему городу и краю.

На уроках изобразительного искусства и технологии:

  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли  в жизни человека;
  • развитие интереса к профессиям родителей;
  • знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

На уроке математики можно использовать ролевые игры. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы и включает в себя:

  • внеклассные мероприятия: экскурсии на предприятия (пожарная часть, Данон, Кидспейс), классные часы по профориентации;
  • конкурсы рисунков «Профессия моих родителей», «Кем я хочу быть»
  • анкетирование обучающихся с целью выявления их профессиональных интересов и корректировки тематики внеклассных профориентационных мероприятий;
  • вовлечение и посещение обучающимися кружков (в анкете были те, кто по своему кружку выбрал профессию);
  • научно-практические конференции для обучающихся 3-4 и т.д.

 Формы проведения занятий:

  • Беседа («Сколько дел на земле», «Как стать мастером», «Талант и профессия» и др.);
  • Сюжетно-ролевая игра («Магазин», «Библиотека», «Экскурсовод» и др.);
  • Подвижная игра («Калейдоскоп профессий», «Город веселых мастеров», «Найди свое дело» и др.);
  • Конкурс («Труд не в тягость, а в радость», «Дело мастера боится», «Вещи загадывают загадки» и др.)

Работа с родителями включает в себя следующие виды: мастер-классы, беседы на классных часах, «в гости» на работу к маме или папе.

Анкетирование:

   

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

 

Цель профориентации в начальной школе - расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру труда.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

«Необходимость применения в практике работы учителя начальной школы проектной работы».

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данный материал предназначен  для учителей  начальных классов....

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается проблема организации исследовательской работы детей младшего школьного возраста в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется методам, которые можно применять в ...