Семейное воспитание ребенка и его значение
консультация

Гомелевская Валентина Владиславовна

Семейное воспитание ребенка и его значение

 

Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

Более того, учёные считают, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления.

Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie_rebenka_i_ego_znachenie.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание ребенка и его значение

Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

Более того, учёные считают, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления.

Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности.

Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

Родительская любовь с одной стороны, доверие ребёнка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.

Персидский поэт, который жил в 13 веке писал:

Покинут счастьем будет тот,

кого ребёнком плохо воспитали,

Побег зелёный выпрямить легко,

сухую ветвь один огонь исправит.

В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». 

В чём же состоит мудрость родительского воспитания?

Главная задача родителей - создание в семье таких условий, которые позволили бы их детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться. Правильно поставленное семейное воспитание, должно сформировать ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т.п.

Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Неизмерима заслуга родителей  в тех случаях, когда они своим трудом, умом, волей, тактом, способностью  понять пробудили в ребёнке любовь к себе, людям, обществу. Мы часто слышим и цитируем строки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример тому».

Склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка.
Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье, и это, в общем-то, не очень трудное дело. Родители своим поведением, отношениями к событиям, реакцией на них воспитывают ребенка. «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Так представлял влияние родителей на своих детей известный педагог современности А.С. Макаренко. Таким образом, по отношению к детям родители «...должны быть на какой-то высоте, на высоте естественной, человеческой, а не созданной искусственно для детского потребления», — писал А.С. Макаренко, не уставая напоминать родителям об их родительском и человеческом долге перед своими детьми. Безусловно, это гораздо сложнее, чем просто приказывать и повелевать.


Родители должны показывать своим детям, что их радуют их хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, постарайся быть ко мне снисходительным".
Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души.

Семья - школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве:  положительные или отрицательные. Важно помнить, что ребёнок наблюдает за поступками взрослых. Что он видит: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица?  Это своеобразная азбука чувств- первый кирпичик в будущем становлении личности человека. Резкий тон, недобрые слова по отношению к другим, непременно оставят след в поведении ребёнка, послужат примером для невольного подражания, хотим мы этого или нет.

Будет ли первоначальный опыт общения ребёнка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Если же ребёнок не получает необходимого внимания, ласки, понимания, он может начать добиваться этого, используя разные способы, в том числе упрямство, капризы. Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции.

Сэнт-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Родители дали жизнь детям, а, значит, они ответственны за их настоящее и будущее.  

Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое трудное в воспитании человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалось чуткость сердца к окружающему миру.

Как сочетать требовательность взрослых к ребенку с заботой, вниманием, чуткостью и уважением. Прежде всего, важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка.
Каждый ребенок должен получить достаточно разумной родительской любви – она является своего рода прививкой от возникновения в будущем комплексов, трудностей в общении, необоснованной ревности и нездоровых отношений в его собственной семье. Детские обиды никуда не уходят – они остаются с человеком на всю жизнь. Ведь чаще всего они получены от самых родных людей, родителей, которым ребенок доверяет безоговорочно и каждое слово которых считает истиной априори. Конечно, взрослеющий человек многое переосмысливает, некоторые мотивы родительских поступков становятся понятны, и ко многому он начинает относиться иначе. Конечно, психологами придумано множество методик моральной реанимации человеческой души. Однако психологическая травма, полученная в детстве, - та же болезнь, которую, как известно, предупредить легче, чем лечить. А душу излечить еще сложнее, чем тело.

Родительская любовь – прекрасное чувство. Она воспитывает у человека высшие нравственные качества. Но здесь тоже должна быть мера. Во многих семьях дети освобождаются от обязанностей  по дому, даже от самообслуживания, от любой нагрузки.

Понимая роль образования, желая успеха в учёбе, родители ограждают детей от всего: лишь бы учился хорошо, оценки были хорошие. Но такое отношение не даёт хороших результатов. Такие дети, как в жизни, так и в учёбе ничего самостоятельно без подсказок сделать не могут. Они привыкают, что их постоянно выручают, что всё делается для них, а от них ничего не требуют взамен. Обычно в таких семьях оправдывают и нарушение дисциплины, и невыполнение задания, объясняя это объективными причинами. Родители видят в детях только достоинства и не замечают недостатков. Мнение родителей должно быть объективным и учитывать как достоинства, так и недостатки. Избалованный ребёнок всегда будет уверен, что родители выполнят все его прихоти, капризы и не будут сердиться за грубость, дерзость, непослушание. Такие дети привыкают только брать, не отдавая ничего взамен, и начинают с пренебрежением относиться к родителям, а потом своё отношение будут переносить на других людей. Помните об этом и не ограждайте детей от обязанностей, будьте объективны к своим детям, требуйте от них самостоятельности и серьёзного выполнения любого дела.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Уважаемые родители уделяйте больше внимание своим детям и будьте для них во всём примером!

Помните

  • Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.
  • Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются.
  • Верная указка не кулак, а ласка.
  • Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын всегда шатун.
  • Хорошему надо учиться года, а плохому и часа хватит.

Тест для родителей «Какие мы родители"


Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? 
Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

3. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примите ли вы её, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

4. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, а попросить о чем –либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам «отделываться» от ребенка фразой типа «У меня нет времени» или «Подождите, пока я закончу работу»? 

Ключ к тесту. За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла, за ответы:  «иногда» и «нет» – 0 баллов. 
Менее 6 баллов. 
О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. 
И, хотя говорят, что начинать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая заняться повышением своего образования в этой области. 
От 7 до 14 баллов. 
Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. 
А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. 
И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят. 
Более 15 баллов. 
Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли ещё кое-что немного улучшить?

Использованная литература:

  1. Родительские собрания: 2 класс/Авт.-сост. О.П.Варенька. – М.:ВАКО, 2008
  2. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы/ Л.И. Саляхова- М.: Глобус, 2008
  3. Себастьян Брант "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
  4. Интернет-ресурсы:

https://gigabaza.ru/doc/47869.html

https://millionstatusov.ru/aut/brant.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест - диагностика "Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье"

Решение десяти обычных жизненых ситуаций определит стиль воспитания в семье. Дается анализ результатов теста....

Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале содержится информация о стилях воспитания, ошибках, которые допускают родители в процессе воспитания детей с ОВЗ....

ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"

Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...

ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ

Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...

Роль игры в семейном воспитании ребенка

Игра - очень важная составляющая в жизни  ребёнка...

Статья "Особенности семейного воспитания ребенка"

Статья на тему  воспитание ребенка. Стили семейного воспитания...