Успешность адаптации школьника.
статья
Пути успешной адаптации школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnost_adaptatsii_shkolnika_1.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Нередко при обучении в 5 классах у учащихся происходит снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования на основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь учащимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, работающих в начальных классах и приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:
- иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
- наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);
- знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.
Адаптация школьная - процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от возраста, состояния здоровья, индивидуальных качеств, физического развития, и от внешних социальных факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.). В 1 и 5 классах - адаптация к школе происходит наиболее напряженно и продолжается . Физиологическую адаптацию в 1 классе разделяют на три этапа (фазы). Острая адаптация характеризуется выраженным напряжением и неустойчивостью деятельности всех систем организма. В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после кратковременных каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по развитию нервно-психических и соматических заболеваний и нередко нуждаются в педагогической, психологической и медицинской помощи.
Адаптация учащихся в 5-х классов может проходить в три этапа. Первый этап позволяет создать информационное поле и психологическую готовность учащихся 4-х классов и их родителей к изменению условий. Закладывается преемственность через проведение подготовительных организационных мероприятий. Это могут быть беседы с родителями на собраниях о физиологических и психологических особенностях развития их детей. В процессе обучения вырабатываются единые требования учителей начального и среднего звена. Такая работа требует постоянного сотрудничества учителей. Необходимо воспитание самостоятельности учащихся. Условия средней школы предъявляют требования большего умения самостоятельного принятия решения.
Следующий этап проходит с 1-й четверти 5-го класса. Неотъемлемой частью является выработка единства требований в системе семья- школа-ребёнок. Необходим учёт индивидуальных особенностей учащихся. Преподаватель среднего звена узнаёт особенности психологического климата класса и каждого в отдельности, пользуясь информацией классного руководителя нач. классов. Для сравнения, того как ребёнок чувствует себя, можно предложить анкету в конце 4 класса и такую же- в период адаптации пятиклассников. Адаптационный этап не ограничен четкими временными рамками и связан с индивидуальными особенностями учеников.
Третий этап- этап стабилизации определяется результативностью в обучении , устойчивостью психологического состояния учащихся . Результативность обучения отслеживается графиками индивудуальной и классной успеваемости.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.
Программа адаптационного периода
для учащихся 5-х классов
1) Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности ; ребятам важно предоставить возможность выработать самим правила на новом этапе школьной жизни, основываясь на собственном опыте.
2) Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству с новыми учителями. Единство требований начального звена и среднего обеспечит спокойную психологическую обстановку.
Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
3) В сентябре целесообразно постоянное общение с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков, формированием коллективов с учетом полученных данных.
В сентябре-октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.
Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-го класса в 5-й:
• Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
• Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий.
• Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
• В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.
• При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
• Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Для боле быстрой и безболезненной адаптации учащихся 5 классов в условиях современной школы необходима совместная длительная работа учителей начального и среднего звена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"
Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......
Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.
Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....
Условия успешной адаптации первоклассника к школе
Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие адаптации в современных исследованияхАдаптация и дезадаптация ребенка к школеИгра как средства обученияКомпьютерные игры в игровой деятельности младших школьниковОбщая характ...
Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.
Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....
Медиативный подход как ресурс успешной адаптации младших школьников.
Это подход, основанный на менталитете сотрудничества. В основу медиативного подхода ложатся принципы медиации: уважение к человеку, конфиденциальность, добровольность, ...