Успешность адаптации школьника.
статья

Галова Светлана Вадимовна

Пути успешной адаптации школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeshnost_adaptatsii_shkolnika_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Нередко при  обучении в 5 классах у учащихся происходит снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования на основную не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности педагогического коллектива. Помощь учащимся в этот трудный период связана с серьезной подготовительной работой учителей, работающих в начальных классах и  приступающих к работе с пятиклассниками. Необходимо:

  • иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях;
  • наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5-6 класс);
  • знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Психофизиология. Словарь

Адаптация школьная - процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением.

Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от  возраста, состояния здоровья, индивидуальных качеств, физического развития,  и от внешних социальных  факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.). В 1 и 5 классах - адаптация к школе происходит наиболее напряженно и продолжается . Физиологическую адаптацию в 1 классе разделяют на три этапа (фазы). Острая адаптация характеризуется выраженным напряжением и неустойчивостью деятельности всех систем организма. В начале каждого учебного года наблюдается временная дезадаптация учащихся, обычный рабочий стереотип восстанавливается через 3-6 недель, а после кратковременных каникул - в течение недели. В периоды дезадаптации снижается работоспособность, быстро наступает утомление, преобладает неблагоприятный тип биологических ритмов недельной и дневной динамики показателей умственной работоспособности, отмечается низкая точность выполнения заданий. Школьники, имеющие признаки дезадаптации или отсутствия А., составляют группу риска по развитию нервно-психических и соматических заболеваний и нередко нуждаются в педагогической, психологической и медицинской помощи.

 

Адаптация учащихся в 5-х классов может проходить в три этапа.              Первый этап  позволяет создать информационное поле и психологическую готовность учащихся 4-х классов и их родителей к изменению условий. Закладывается преемственность через проведение подготовительных  организационных  мероприятий. Это могут быть беседы с родителями на собраниях о физиологических и психологических особенностях развития их детей. В процессе обучения вырабатываются единые требования учителей начального и среднего звена. Такая работа требует постоянного сотрудничества учителей. Необходимо воспитание самостоятельности учащихся. Условия средней школы предъявляют требования большего умения самостоятельного принятия решения.
Следующий этап проходит с 1-й четверти 5-го класса.  Неотъемлемой частью является выработка единства требований  в системе семья- школа-ребёнок. Необходим учёт индивидуальных особенностей учащихся. Преподаватель среднего звена узнаёт особенности психологического климата класса и каждого в отдельности, пользуясь информацией классного руководителя нач. классов. Для сравнения, того как ребёнок чувствует себя, можно предложить анкету в конце 4 класса и такую же- в период адаптации пятиклассников. Адаптационный этап не ограничен четкими временными рамками   и связан с индивидуальными особенностями учеников. 
Третий этап- этап стабилизации  определяется результативностью в обучении , устойчивостью психологического состояния учащихся . Результативность обучения отслеживается графиками индивудуальной  и классн
ой успеваемости.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
• учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
1. Разработка педагогами и психологом школы программы адаптации учащихся.
2. Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
3. Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
4. Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.п.).
5. Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков) для помощи ученикам в их адаптации к средней школе.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.

Программа адаптационного периода
для учащихся 5-х классов

1) Логика развития адаптационного периода пятиклассников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности ; ребятам важно предоставить возможность  выработать самим правила на новом этапе школьной жизни, основываясь на собственном опыте.
2) Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству с новыми учителями. Единство требований начального звена и среднего обеспечит спокойную психологическую обстановку.
Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого.  На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
3) В сентябре целесообразно постоянное общение с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, по проблемам, связанным с особенностями младших подростков, формированием коллективов с учетом полученных данных.
В сентябре-октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.
Помимо названных мероприятий классному руководителю необходимо организовать следующие мероприятия по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-го класса в 5-й:
• Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
• Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий.
• Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
• В рамках воспитательной работы нужно предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественных организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т.п.
• При организации воспитательной работы использовать возможности включения пятиклассников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
• Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Для боле быстрой и безболезненной адаптации учащихся 5 классов в условиях современной школы необходима совместная  длительная работа учителей начального и среднего звена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"

Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Условия успешной адаптации первоклассника к школе

Для сохранение физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника....

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие  адаптации в современных  исследованияхАдаптация и дезадаптация ребенка к школеИгра как средства обученияКомпьютерные игры в игровой деятельности младших  школьниковОбщая характ...

Создание условий успешной адаптации к учебному процессу при сохранении психического и физического здоровья младшего школьника.

Эмоциональный настрой, устойчивый познавательный интерес, похвала, занимательность – всё это является основой для успешной адаптации. Дети, умеющие слушать и отвечать, приспособленные к режиму учебной...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность....

Медиативный подход как ресурс успешной адаптации младших школьников.

     Это подход, основанный на менталитете сотрудничества. В основу медиативного подхода ложатся принципы медиации: уважение к человеку, конфиденциальность, добровольность, ...