«Дружба народов — сила страны, залог поступательного развития»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Россия – многонациональное государство. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba_narodov_-_sila_strany_zalog_postupatelnogo_razvitiya.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дружба народов — сила страны, залог поступательного развития»
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
Дружба – не переходящее состояние души человека, прекрасное чувство, делающее нас лучше. Хотя в современном мире это понятие, это великое слово - "ДРУЖБА" всячески искажается. Остались люди, для которых может быть, это не пустой звук. С давних пор людей объединяла природа, делая их уязвимыми поодиночке. Человек в те времена понимал уже, что одному не выстоять, а если выстоять, то дальше животного не уйдет в своем развитии. Поэтому создавались племена, потом государства. В основе лежало взаимное доверие, вера на слово, проверка суровыми испытаниями, временем.
Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами. Серьезные нарушения ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность – вражду.
Россия – многонациональное государство. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, (в наших классах есть русские, татары, чуваши, азербайджанцы, узбеки). мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с начальных классов, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Начальная школа нашего лицея работает по программе «Перспектива».
В образовательную область «Окружающий мир» включены темы: «Мы и наш мир. Культура. Как мы общаемся с миром. Наш класс в школе. Мы — союз народов России. Мы — жители Вселенной. Наш «космический корабль» — Земля. Родной дом – уголок Отчизны. Побываем в гостях. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Мы дружный класс. Учитель – наставник и друг. Мы в семье. Моя семья – часть моего народа. Красота любимого города и родного села. Россия – наша Родина Взгляни на человека. Я часть мира. Мы — союз народов России». В 4 классе целые разделы «Мы – граждане единого Отечества» и «Мы строим будущее России»
В образовательной области «Литературное чтение» по программе дети знакомятся с различными сказками, потешками, поговорками, закличками, песнями и танцами разных народов России, активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В программу включён целый раздел «Жить по совести, любя друг друга».
В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России, с традициями и праздниками народов, населяющих Россию. Учитель должен побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества. Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.
В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Здесь идёт формирование представлений о музыкальной культуре разных народов России, их традиционных музыкальных инструментах, развитие познавательного интереса к игре на музыкальных инструментах. На уроках музыки мы стараемся воспитывать толерантность, интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов. «Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. «О России петь — что стремиться в храм». Это темы программы начальной школы.
На уроках физической культуры это различные подвижные игры:
• «Серый волк» Татарская
• «Горелки» Русская народная
• «Юрта» Башкирская
• «Ловля оленей» Чукотская
• «Подними платок» Дагестанская
Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дают возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того, игры способствуют развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Во внеклассной работе мы обобщаем и расширяем знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России. Стараемся формировать культуру межличностного взаимодействия детей в классе, развивать творческие способности школьников посредством приобщения к различным видам деятельности.
Это и организация совместных мероприятий, организация совместных театральных постановок, участие родителей в проведении Масленицы, выставка художественно- творческой деятельности рисунков и коллажа «Мы разные, но мы вместе», спортивное развлечение «Ярмарка народных игр», презентация книги «Рецепты блюд народов России», беседы «Россия – многонациональная страна», «Ты и я мы друзья» и другие.
Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате у детей будут формироваться элементы гражданственности и патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе обучения в начальной школе дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что наша цель выполнена
Давайте учиться жить так, чтобы всем было хорошо под одной крышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В дружбе наша сила"
В ходе беседы раскрываются понятия "дружба", "единение", "терпимость", "общечеловеческие ценности". Классный час способствует воспитанию взаимопонимания между людьми разных национальностей ....
Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"
Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...
Фестиваль дружбы народов "Народы Самарского края"
Данный материал включает в себя положение о проведении в ГБОУ СОШ №2 Фестиваля дружбы народов, сценарии проведения разных этапов мероприятия....
Сценарий выступления на Фестивале Дружбы народов. Народ - цыгане.
Фестиваль Дружбы народов является традиционным во многих школах. Благодаря такому мероприятию дети узнают о языках, культуре, обычаях, традициях разных народов. Данная разработка поможет предста...
Презентация "Дружба народов - сила страны"
Мероприятие - Классный час на тему "Дружба народов - сила страны"Цель: воспитание уважения к людям различных национальностей, стремления жить в мире и дружбе со всеми народами, чувства любви...
Классный час "Дружба народов - сила страны"
Мероприятие - Классный час на тему "Дружба народов - сила страны"Презентация содержит гиперссылки на видео, размещённые в интернет-пространстве, а также интерактивное задание для обучающихся...
Классный час во 2 классе «В дружбе народов – сила России»
Конспект классного часа во 2 классе...