Проект внеурочного занятия "Пешеходные переходы"
план-конспект занятия (2, 3, 4 класс)
Внеурочное занятие по правилам дорожного движения. Здесть рассматриваются виды пешеходных перехоов и соответствующие знаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suhih_vneklassnoe_zanyatie_po_pdd.docx | 137.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Кемеровская область, 654032, г. Новокузнецк, ул. Филиппова,10, тел/факс: (3843)466544
Проект
внеклассного занятия по ПДД
ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
Составила: Сухих Наталья Ивановна,
учитель начальных классов,
1 категория
МБОУ «СОШ №2
Новокузнецкий городской округ, 2023 г.
Содержание
Введение...................................................................................................................... 3
Проект внеклассного занятия по правилам дорожного движения «Пешеходные переходы»................................................................................................................... 4
Самоанализ .................................................................................................................8
Список литературы ....................................................................................................9
Приложение................................................................................................................10.
Введение
Модернизация стандартов образования в наше время предполагает, что современные школы могут выпускать не просто человека знающего, но и успешного, который сможет быть готов к условиям будущей жизни. В связи с этим система школьного обучения опирается на новые социальные требования.
Приходя в первый класс, социализация ребёнка ограничена пределами семьи. По мере взросления пределы пространства, отведенного ученику для осуществления различных видов деятельности, существенно расширяются.
Взаимодействие с учеником в воспитательном процессе, как в урочной, так и во внеклассной деятельности в большей степени идёт через разные виды практической работы. В свою очередь каждая практическая деятельность естественно взаимосвязана с потребностями ученика, в том числе и социальными. Программы, темы и беседы по правилам дорожного движения в рамках социального направления можно считать одним из наиболее приоритетных направлений. Поэтому акцент на практическую деятельность в данном направлении в большей степени регламентирует результат становления личности, как грамотного пешехода, думающего о своей безопасности и безопасности водителей и окружающих.
В методической разработке внеклассного занятия по правилам дорожного движения акцент идёт на понятия «пешеход», «переход», «надземный переход», «наземный переход», «подземный переход». Предложенные проблемные ситуации и задачи опираются на жизненный опыт ребёнка.
Данный дидактический материал составляется на основе возрастных особенностей учащихся в соответствии с ФГОС в рамках системно-деятельностного подхода.
Проект внеклассного занятия по правилам дорожного движения
«Пешеходные переходы»
Цель: расширение представлений о видах пешеходных переходов и дорожных знаках, их обозначающих.
Задачи:
- формировать позицию грамотного пешехода на пешеходных переходах;
- развивать умение узнавать дорожные знаки пешеходных переходов;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.
Дидактическое обеспечение: видеоматериал «Переход проезжей части в неположенном месте», карточка с учебной задачей, карточки с заданием «Ситуация», «Соответствие», карточки с названием пешеходных переходов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран и проектор.
Ход урока.
Ι. Организационный момент
- Прозвенел звонок для вас на мероприятие,
Садитесь, ножки вместе,
Спина ровная, руки на столе.
Начнём сейчас по ПДД занятие.
ΙΙ. Актуализация имеющихся знаний
2.1. Видеопросмотр
(Учитель вывешивает изображение мальчика)
- К нам на занятие пришёл Вася. Он только собирается пойти в школу. И Вася не знает правил дорожного движения. Ему нужна ваша помощь! Он не понимает, почему ему по почте пришёл штраф?
- Как вы понимаете, что такое штраф? (законное наказание за нарушение)
- Сейчас мы с вами посмотрим, что произошло с Васей? (включение видеоматериала «Переход проезжей части в неположенном месте»)
2.2. Фронтальная беседа
- Ребята, как вы думаете, о чём мог беседовать водитель с мальчиком Васей? (о том, что мальчик перешёл в неположенном месте и создал опасную ситуацию на дороге, о том, что могло произойти ДТП)
- Что произошло с Васей? Объясните, что вы увидели и что поняли. (Вася нарушил правило безопасного пешеходного перехода)
- А что такое пешеходный переход? (зона, место, часть дороги (проезжей части), где можно переходить пешеходам на другую сторону улицы)
- Выберите из предложенных знаков на доске обозначения пешеходного перехода, которого не знал Вася в нашей ситуации. ( )
- Расскажите, что вы знаете об этом знаке. (дорожный знак устанавливается по диагонали разметки в виде «зебры», это определяет границу перехода, а также существуют два вида знака «Пешеходный переход», где человечек, указывает на направление при переходе)
- Так почему Вася получил штраф? (он не знал обозначения пешеходного перехода и создал на проезжей части опасную, аварийную ситуацию)
- Предположите, как называется вид пешеходного перехода с таким знаком.
( наземный)
- Почему вы переход так назвали? (находится на земле)
Наземные
ΙΙΙ. Определение темы и учебной задачи
3.1. Определение темы
- Так о чём на нашем занятии пойдет сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего занятия. (сегодня речь пойдет о пешеходных переходах)
Пешеходные переходы
Наземные
- А знаете ли вы другие пешеходные переходы и знаки, их обозначающие? (нет, затрудняемся ответить)
3.2. Формулирование учебной задачи
- Какой может быть учебная задача на нашем занятии сегодня? (нам надо узнать какие еще пешеходные переходы и знаки, их обозначающие, существуют)
- Зафиксируем эту учебную задачу на доске.
ΙV. Открытие новых знаний, умений
4.1. Распределение ролей в группе
(дети заранее распределены по группам)
- Сейчас поработаем в группах. Чтобы группы заработали, нам надо распределить роли:
1) кто будет читать текст, который записан на карточке;
2) кто будет следить за временем (я дам на работу 5 мин.);
3) кто будет записывать результат;
4) кто будет докладывать результат.
- Все роли распределены.
4.2. Правила работы в группе
- Правила работы в группе даны на слайде.
- Прочитайте их.
Правила работы:
А) работаем тихо;
Б) обсуждаем сообща;
В) выслушиваем мнение каждого;
Г) принимаем общее решение.
4.3. Работа в группе.
- Каждой группе предлагается выполнить задания в карточке.
- Время работы - 5 минут. (учитель определяет время по песочным часам)
Карточка для группы №1.
Задания:
1. Прочитайте текст (ситуацию).
Вася шёл из школы. На его пути расположена железная дорога. Он не задумываясь начал быстро перебегать железнодорожные пути. Машинист издалека подал резкий сигнал, который помог остановить мальчика Васю.
2. Обсудите в группе поведение мальчика, который создал аварийную ситуацию.
3. Вспомните название пешеходного перехода.
4. Выберите нужный знак, обозначающий место перехода.
5. Заполните таблицу:
Нарушение (поведение мальчика) | Название пешеходного перехода | Дорожный знак (его изображение) |
Карточка для группы №2.
Задания:
1. Прочитайте текст (ситуацию).
Вася пошёл в магазин. Чтобы добраться до магазина, надо было перейти широкую проезжую часть с быстрым потоком машин. Вася начал перебегать проезжую часть. Инспектор, стоявший неподалёку, свистнул и остановил мальчика.
2. Обсудите в группе поведение мальчика, который создал аварийную ситуацию.
3. Вспомните название пешеходного перехода.
4. Выберите нужный знак, обозначающий место перехода.
5. Заполните таблицу:
Нарушение (поведение мальчика) | Название пешеходного перехода | Дорожный знак (его изображение) |
4.3. Предъявление результата работы.
- Сейчас группа №1 представит свой результат, а другие будут внимательно слушать.(по ходу идёт фронтальное обсуждение)
- Зафиксируем название пешеходного перехода на доске.
- Какие знаки вы выбрали?
Пешеходные переходы
Наземные Надземные
- Сейчас группа №2 представит свой результат.
(по ходу идёт фронтальное обсуждение)
- Зафиксируем ваш результат на доске.
Пешеходные переходы
Наземные Надземные Подземные
- Общий вывод
- Итак, сколько же видов пешеходных переходов существуют и знаков, их обозначающих? (три вида, и у каждого по два знака)
- Почему? (человек на дорожном знаке указывает направление движения)
V. Физическая минутка
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход:
Надземный, подземный,
Наземный, похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.
VΙ. Парная самостоятельная работа
6.1. Задание-ловушка
- Вы будете работать в паре.
- Выполните задание (учитель раздает задание для пары)
Задание:
1. внимательно рассмотрите иллюстрации пешеходных переходов;
2. прочитайте их названия;
3.приведите в соответствие название перехода с картинкой, соединив их стрелочками.
Подземный Надземный Наземный | |
- Почему к наземному пешеходному переходу вы отнесли две картинки?
- Как вы думаете, с чем это связано? (на одной иллюстрации регулируемый переход, а на другой нерегулируемый)
- Зафиксируем на доске.
- Чем они схожи, а чем различны?
Пешеходные переходы
Подземные Надземные Наземные
Нерегулируемые Регулируемые
VΙΙI. Рефлексивное оценивание
8.1. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую учебную задачу ставили перед собой? (нам надо было узнать какие еще пешеходные переходы и знаки, их обозначающие, существуют)
- Продолжите предложение:
1. Теперь я знаю, что ...
2. Мне это пригодится ...
8.2. Самооценка.
Самоанализ
Мне надо было, чтобы дети знали существующие пешеходные переходы, и дорожные знаки, их обозначающие. Это актуально, потому что на пути по своему маршруту «Дом-школа-дом», или на пути в магазин ученикам приходится переходить проезжую часть. Однако к третьему классу дети уже имеют представление о наземном пешеходном переходе. Поэтому я поставила перед собой цель: расширение представлений о видах пешеходных переходов и дорожных знаках, их обозначающих. Задачи: 1. формировать позицию грамотного пешехода на пешеходных переходах; 2. развивать умение узнавать дорожные знаки пешеходных переходов; 3. воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.
Организация занятия началось с сообщения о том, что занятие будет по ПДД. Дидактическое обеспечение, которое я подобрала для актуализации имеющихся знаний это видео материал. В ходе этой работы была создана проблемная ситуация. На этом этапе мы поработали над лексическим значением понятий «штраф» и «пешеходный переход». Через фронтальную беседу с опорой на наглядность, мы выявили, что ребята знают про наземный пешеходный переход. Далее дети попробовали определить тему сами и сформулировали учебную задачу. Работа в группе осуществлялась на этапе открытия новых знаний и умений. Дети развивали свои коммуникативные умения, начиная уже с распределения ролей в группе и заканчивая предъявлением результата. Регулятивные умения развивались в ходе решения учебной ситуации, записанной на карточке. С помощью знаково-символических средств мы представили информацию в виде схемы-кластер. Физическая минутка была представлена в стихотворной форме, закрепляющая выявленную информацию детьми. Самостоятельную работу ученики выполняли парами. На этом этапе было предложено задание с ловушкой. Дети, в ходе выполнения, приходят к выводу о том, что наземные переходы бывают двух видов по способу регулирования. Это фиксируется на доске. Развитие критического мышления проходило на этапе рефлексивного оценивания.
На протяжении всего занятия дети удерживали учебную задачу, включались в диалоговые формы общения. Дети получали знания не в готовом виде, а самостоятельно осваивали новые знания, взаимодействовали друг с другом. На занятии воспринималось мнение каждого, царила атмосфера сотрудничества, ученикам было комфортно.
Подбирая материал для занятия, учитывались возрастные особенности учащихся. Занятие составлялось в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.
Считаю, что цель и задачи урока достигнуты.
Список литературы
- Автайкина Т.О., Демчук Н.А. Формирование универсальных учебных действий средствами предметов начальной школы: учебно-методическое пособие/ Т.О. Автайкина, Н.А. Демчук; под общей редакцией кандидата педагогических наук Нагрелли Е. А. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014.-94с.
- Как переходить дорогу Пешеходный переход ПДД Правила дор движения для детей. Малыш и дорога ТВ [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=lEbszEuDDGk;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге», занятия, акции [Текст] / Т.В. Фролова . - Волгоград: Учитель, 2014. – 100с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учусь создавать проект. Внеурочная деятельность
Пояснительная записка...
Учусть создавать проект. Внеурочная деятельность
Программа кружка...
Проект внеурочной деятельности "Ритмика"
Проект внеурочной деятельности "Ритмика"...
Учусь создавать проекты - внеурочная исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
проект ученика Надземный переход"
Презентация проекта ученика 3 класса "Надземный переход""...
Индивидуальный проект внеурочной деятельности. Внеклассное мероприятие "Сказочная математика"
Тема: «Сказочная математика» Форма занятия: игровая Цели: активировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы....
Индивидуальный проект мультимедийного урока « Переходим через разряд. Складываем двузначные числа с переходом через десяток»; УМК « Планета знаний» 2 класс
Тема урока: « Переходим через разряд. Складываем двузначные числа с переходом через десяток» Цель: исследовать особенности сложения двузначных чисел в сто...