Педагогический проект "Никто не забыт, ничто не забыто"
проект (3, 4 класс)
Воспитательная работа с детьми по Великой Отечественной войне. Период работы: январь - май. Методы и формы разнообразны. Проект проводился на параллели 3 классов (330 человек). Итоговое мероприятие: Литературно-музыкальная гостиная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_nikto_ne_zabyt_nichto_ne_zabyto.docx | 31.73 КБ |
stsenariy_itogovogo_meropriyatiya_nikto_ne_zabyt_2024.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 291
Красносельского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Авторы: методическое объединение учителей 3 классов
Агальцова Ю.В., Меркулова Е.Н.,
Иванова Л.В., Семина О.М.,
Кирьянова И.В., Кирьянова А.С., Теплинская О.Н., Кузнецова О.Б.,
Белова Е.Я., Силкова В.А., Закревская Т.А.
Санкт-Петербург
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение стр.3
Основная часть стр.5
Заключение стр. 6
Список используемой литературы стр. 6
Список приложений стр.7
ВВЕДЕНИЕ
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и обучающиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях. Каждое последующее поколение все больше отдаляется во времени от тех ужасных событий. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки обучающихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией. Какие найти слова, чтобы передать ужас и страдания русского народа? Как вызвать осознание значимости подвига русского народа и вызвать чувства патриотизма, сострадания и оставаться гордостью для будущих поколений? Почему нужно знать и говорить о войне, которая была много лет назад, ещё до нашего рождения?
Учителя нашего методического объединения решили создать долгосрочный проект от празднования Дня полного освобождения Ленинграда от блокады до Дня Победы с разнообразным наполнением, чтобы каждый учащийся нашел для себя в изучении темы Великой Отечественной войны интересные факты, вопросы для исследования, формы работы и взаимодействия с другими участниками проекта.
Проект ко Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто» предполагает воспитание патриотических чувств у учащихся, развитие познавательной активности, расширение знаний детей об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Он знакомит учащихся с героическим подвигом наших земляков, кто ковал победу на фронте и в тылу, кто шёл к ней и пал в борьбе за Отечество, с ныне живущими ветеранами Великой Отечественной войны.
Цель проекта :
- патриотическое воспитание школьников на примере героического подвига наших земляков и героев художественных произведений в годы Великой Отечественной войны;
- формирование отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, труженикам тыла, сохранение преемственности поколений;
- расширение знаний учащихся о том, как защищали советские люди свою Родину в годы войны, как потомки помнят о них;
- формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Задачи проекта :
- Обобщить и расширить знания учащихся об истории Великой Отечественной войны; формировать читательский интерес на основе литературных произведений о ВОв.
- Воспитать у учащихся патриотические чувства на ярких примерах героизма наших земляков, их сверстников, храбрости и мужества советского народа; формировать позицию гражданина России, гордиться героизмом нашей страны, быть причастным к нему.
- Дать учащимся представление о том, что потомки помнят и чтут память героев Великой Отечественной войны 1941-1945года.
- Организовать сотрудничество с родителями учащихся, детской библиотекой, Советом ветеранов, школьным библиотекарем, родственниками ветеранов Вов для сбора информации по теме проекта.
- Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
- Совершенствовать навыки проектно - исследовательской деятельности.
Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся : практико-ориентированный (направлен на сбор информации о героях Великой Отечественной войны, изучение истории улиц Санкт-Петербурга, названных в честь них; на изучение художественных произведений (рассказов, повестей, стихов) о ВОв; предполагает общение детей с родственниками и ветеранами войны).
Участники проекта : учащиеся 3 классов ГБОУ СОШ №291 Красносельского района Санкт-Петербурга ( задействованны все дети в количестве 330 учащихся – 11 классов)
Время для выполнения проекта :4 месяца (с января по апрель).
Этапы работы:
- Подготовительный этап:
Определение темы проекта;
Постановка целей и задач;
Планирование этапов работы, обоснование реализуемых мероприятий.
- Основной этап:
Поиск информации, выполнение заданий, подготовка и проведение мероприятий.
- Заключительный этап:
Подведение итогов, анализ проведенной работы.
Ожидаемые результаты: после завершения проекта учащиеся смогут :
- узнать о ходе Великой Отечественной войны, героическом прошлом Родины в годы ВОв;
- познакомиться с ветеранами-блокадниками, героями Великой Отечественной войны;
- находить, анализировать, обрабатывать информацию;
- работать с информацией индивидуально и в составе групп;
- выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения;
- представлять полученную информацию в различных формах (презентации, информационная листовка, чтение наизусть, инсценировка, художественно-музыкальная гостиная)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В преддверии 79-ой годовщины Великой Победы учителям нашего методического объединения важно было поразмышлять об условиях формирования у школьников предпосылок гражданско-патриотической позиции, определить формы, методы, приемы, наиболее эффективные для поставленных перед нами задач. Специалисты в области образования едины во мнении, что воспитывать в детях чувство патриотизма невозможно в отрыве от истории. В работе с младшими школьниками важно подчеркнуть, что без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств, помочь осознать, что в Великой Отечественной войне солдаты вместе со своим народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение фактов, связанных с прошлым нашей страны, родного города даёт возможность ребёнку приблизить его к пониманию исторического значения Победы нашего народа во Второй мировой войне.
В подготовительный этап вошли определение темы проекта, которая отражает его главную идею – «Никто не забыт, ничто не забыто», целей и задач проекта для педагогов и учащихся, а также выбор мероприятий, форм представления, источников информации и их обоснование с точки зрения информативности, разнообразия, эффективности, мотивации, эмоциональности, формирования собственной гражданской позиции учащихся и чувства гордости и уважения к своей стране.
Мероприятия основного этапа работы над проектом:
- К 80-тилетию Полного освобождения Ленинграда от блокады стендовый доклад ( на дверь класса снаружи, на стены коридоров) к 27.01
- Организация встреч учащихся с блокадниками – ветеранами ВОв 01.02 – 15.02
- Чтение худ.литературы о пионерах-героях до 9.02
- Олимпиада по литературному чтению по прочитанным произведениям в рамках Школьного фестиваля наук и искусств 09.02
- Чтение и анализ стихов о Великой Отечественном войне, выбор стихотворений для чтения наизусть до 23.02
- Конкурс чтецов стихотворений о войне и подвиге русского народа «Этих дней не смолкнет слава..» 26.02
- Сбор информации о героях войны, чьими именами названы улицы Красносельского района Санкт-Петербурга (по группам) до 15.03
- Составление общей презентации по теме «Их именами названы улицы» 15.03
- Знакомство с презентацией в классах, анализ полученной информации
- Изучение художественных, музыкальных произведений о войне, составление сценария литературно-музыкальной гостиной «Никто не забыт, ничто не забыто», репетиции итогового мероприятия к Дню победы до 20.04
- Литературно-музыкальная гостиная «Никто не забыт, ничто не забыто» 23.04
В течение работы по каждому пункту основного этапа учащиеся собирали информацию в сети интернет, у родственников или вместе с ними, изучали историю военных лет нашего города, узнавали о подвигах героев войны. Особенно тронули сердца и души наших ребят встречи с ветеранами-блокадниками. Также третьеклассники ездили на тематические экскурсии на Сестрорецкий рубеж и в Музей-панораму «Прорыв блокады Ленинграда», которые оставили у них глубокий эмоциональный след. Чтение стихов о войне, слушание и исполнение песен, чтение рассказов о пионерах-героях мотивировали учащихся к дальнейшему изучению темы Великой Отечественной войны.
Чтобы собрать информацию о героях, в честь которых названы близлежащие к школе улицы, ученики изучали интернет-ресурсы, ездили с родителями и друзьями на места, где установлены памятные таблички, пополняли свои знания, оформляли слайды для общей презентации. Фильм по этой презентации транслировался на экранах школьных телевизоров к Дню Победы.
Почти 3 недели заняла подготовка праздничного концерта в формате литературно-музыкальной гостиной «Никто не забыт, ничто не забыто». На него были приглашены гости – блокадники из Совета ветеранов. Инсценировки, песни военных лет, стихи о подвигах и о вечной памяти о героях, Майский вальс, выступление с напутственным словом сына героя СССР летчика В.А.Тихомирова, именем которого названа улица недалеко от школы, патриотическая финальная песня «Вперед, Россия!» произвели неизгладимое впечатление на всех участников мероприятия и , главное, надолго мотивировали ребят к изучению темы Великой Отечественной войны.
Заключительным этапом проекта стал классный час с подведением итогов проделанной в течение 4 месяцев работы, приуроченный к празднованию 9 мая (06.05), на котором учащиеся проанализировали свою работу на каждом этапе проекта, выделили особенно запомнившиеся события, указали на недочёты и, конечно, выразили желание расширить свои знания о войне, используя различные формы работы и информационные ресурсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе долгосрочного проекта (4 месяца) у учащихся была возможность детально изучать Великую Отечественную войну в историческом, патриотическом, духовно-нравственном, художественном направлениях, используя разнообразные формы, методы и приемы работы с информацией. Работа велась индивидуально, в группах и коллективно, тем самым формируя у учащихся умение трудиться в команде, ставить общественные интересы выше своих, находить компромисс, распределять обязанности. Каждый ученик нашёл для себя ту сторону работы, которая тронула его, заинтересовала в дальнейшем изучении данной темы, смогла дать почувствовать необходимость беречь нашу историю, заботиться о старшем поколении, помогать ветеранам, уважительно и с благодарностью относиться к ним.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
Патриотическое воспитание младших школьников:
http://festival.1september.ru/articles/611668
https://урок.рф/library/problema_patrioticheskogo_vospitaniya_lichnosti_mladsh_001556.html?ysclid=lxna2ia27j49455088
В работе над каждым этапом каждый класс выбирал доступные ресурсы.
Литература для подготовки к итоговому мероприятию:
Сорок трудный год Р. Рождественский
Это было в мае, на рассвете Г. Рублёв
Рассказ танкиста А.Твардовский
Сашко А.Барто
Сценка «Ожившая фотография» https://solncesvet.ru/book_work/30772/?ysclid=lxna9gnki5767230041
Музыкальные материалы https://muzofond.fm/?ysclid=lxnam229yq513681111
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Список художественных произведений о пионерах-героях
Вопросы олимпиады по произведениям о пионерах-героях
Сценарий итогового мероприятия «Никто не забыт, ничто не забыто»
Фильм «Их именами названы улицы»
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная
«Никто не забыт и ничто не забыто»
Учитель. Великую победу одержал советский народ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко досталась нам она. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Трудно было найти дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Да, победа досталась нам очень дорого. Об этом должны помнить даже самые маленькие граждане нашей страны. Пусть же они растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.
3 В Исполняется песня «С чего начинается Родина» (слова Матусовский М., музыка Баснер В.)
Учитель. Многонациональная, многомиллионная наша страна выступила против агрессора, как единый стальной щит, о который разбилась до зубов вооруженная фашистская армия.
Под Ленинградом, на том месте, где осенью 1941 года Красная Армия остановила фашистские полчища, сейчас стоит памятник. На нем высечена надпись: «Это время навсегда ушло от нас и навсегда осталось с нами».
3 А Инсценировка «Ожившая фотография»
Учитель. 22 июня мирный труд советского народа был нарушен. Началась Великая Отечественная война. Советский народ поднялся на защиту Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь.
3 Ж Инсценировка «Из сорок первого ребята»
Песня. «В далеком тревожном военном году» (музыка-Исаак Шварц, слова- Вадим Коростылев)
Учитель. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны: собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков и детей, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
3 Н, О Инсценировка «Сорок трудный год»
Учитель.
Тогда им было десять лет.
Но помнят ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
3 Е Инсценировка Агния Барто «Сашко"
Учитель. Дети очень быстро повзрослели. Они вместе со взрослыми приближали великую победу, совершали подвиги, хотя зачастую их имена оставались неизвестными.
3 З Инсценировка Александр Твардовский «Рассказ танкиста"
Учитель. Тяжелые испытания война принесла детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
3 Б Представление проекта Пионеры-герои
Учитель. Какими бы страшными не были потери, в семьях всегда продолжали с нетерпением ждать своих близких и родных.
3 А Танец «О той весне»
Учитель. Наша славная армия не только прогнала врага со своей земли, но и освободила от фашистского рабства другие страны. Народы этих стран с благодарностью будут помнить о советских воинах-освободителях.
3 М Г. Рублёв Это было в мае на рассвете
Учитель. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу- это подвиг мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Все- для фронта! Все- для Победы! И этот день пришел. 9 мая –День Победы!
3 Г Песня «Весна 45-го» (слова Ясень М., музыка Лученок И.), вальс
3 Д Песня «Вперёд, Россия» (Олег Газманов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Никто не забыт, ничто не забыто
Сценарий проведения праздника, посвящённого празднованию Дня Победы....
Никто не забыт, ничто не забыто
Велик День Победы. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась битва с фашистами. День Победы – праздник радостный и грустный. В этот день встречаются те, кто вместе во...
Классный час по теме" Никто не забыт- ничто не забыто"
Классный час по гражданско - патриотическому воспитанию, посвящен 9 Мая( 2 класс)...
Внеклассное мероприятие "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Данная разработка состоит из конспекта и мультимедийной презентации внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы, посвящённого дню Победы в Великой Отечественной войне (1941-1954). Это ...
Праздник "Никто не забыт, ничто не забыто"
«Никто не забыт. Ничто не забыто»сценарий праздника к 9 мая.Война – печальней нету слова.Война – святее нету слова.В тоске и славе этих лет,И на устах у нас иногоЕще не может быть и нет!А. Твард...
"Музыкальная гостиная" "Никто не забыт,ничто не забыто"
"Музыкаьная гостиная"презентация о русских народных инструментах"Никто не забыт ,ничто не забыто"-литературная композиция ,посвящёная ВОВ...
Классный час: " Никто не забыт, ничто не забыто". Конспект и презентация.
Разработка содержит конспект классного часа и презентацию. К сожалению в презентацию не удалось поместить звуковое сопровождение, но в конспекте указаны использованные произведения....