РП Умелые ручки
рабочая программа (1 класс)
РП Умелые ручки - внеклассная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruchki_rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_umelye_ruchki.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОБУРЕЙСКАЯ СОШ № 3
Рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов Протокол от 30.08.2020 № 1 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________В.П.Рыжевская | «Утверждаю» директор МОБУ Новобурейской СОШ № 3 _______Д.Н.Туманов Приказ от 31.08.2020 № 271 |
Образовательная программа курса
внеурочной деятельности в начальных классах
«Умелые ручки»
Срок реализации 4 года
Возраст учащихся 7-11 лет
Автор: Рогудеева Лилия Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 год.
Паспорт программы
Наименование программы | «Умелые ручки» |
Тип программы | Модифицированная |
Направление деятельности | Художественно-эстетическая |
Возраст | 7-11 лет |
Составитель программы | Рогудеева Лилия Анатольевна учитель начальных классов |
Цель программы | Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся |
Задачи курса | - развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы; - формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных; - создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, бумагопластики, дизайна; - развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Срок реализации программы | 4 года |
Основные разделы программы | 1.Пояснительная записка. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Личностные, метапредметные, предметные результаты образовательного процесса
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа «Художественное творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
- реализовывать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации,
- уважительному отношению к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
- планированию последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
- отбору наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
- самоконтролю и корректировки хода практической работы.
- самоконтролю результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
- оцениванию результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
- чтению графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
- моделировать несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
- конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбора соответствующих материалов и инструментов.
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
- сравнивать различные виды конструкций и способов их сборки.
- анализу конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
- выполнению инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
- проектированию изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
- учитывать позицию собеседника (соседа по парте).
- умению договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов.
- умению задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
- осуществлению взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
6. Содержание изучаемого курса
Программа обучения состоит из нескольких блоков:
1 год обучения:
І. Аппликация и моделирование
ІІ. Работа с пластическими материалами
ІІІ. Аппликация из деталей оригами
2 год обучения:
І. Аппликация и моделирование
ІІ. Работа с пластическими материалами
ІІІ. Поделки из цветной бумаги.
ІV. Модульное оригами.
3 год обучения:
І. Работа с природными материалами.
ІІ. Объёмные и плоские аппликации.
ІІІ. Работа с пластическими материалами.
ІV. Модульное оригами.
4 год обучения:
І. Работа с природными материалами.
ІІ. Объёмные и плоские аппликации.
ІІІ. Поделки на основе нитяного кокона.
3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения 34 часов)
№ | Тема занятия | Основных виды образовательной деятельности учащихся | Основные виды учебной деятельности УУД | Дата по | |||
Личностные | Мета-предметные | Предметные | плану | факту | |||
Аппликация и моделирование (16 часов) | |||||||
1-4 | Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами. Аппликация из природных материалов на картоне. | различать предметы рукотворного мира | научатся взаимодействовать с соседом по парте | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами. | научатся контролировать свою деятельность | ||
5-8 | Аппликация из геометрических фигур. | конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | самоопределение: что уже известно, а что нет. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
9-10 | Аппликация из пуговиц. | бережно относиться к природе как источнику сырья | научатся взаимодействовать с соседом по парте | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами. | научатся контролировать свою деятельность | ||
11-12 | Аппликация из салфеток. | анализировать устройство изделия, определять его назначение; | художественно-эстетическое оценивание. | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия | ||
13-16 | Объёмная аппликация. | экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку | |||||
Работа с пластическими материалами (10 часов) | |||||||
17-20 | Рисование пластилином. | отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
21-24 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
25-26 | Лепка из солёного теста. | анализировать устройство изделия, определять его назначение | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания | ||
ІІІ. Аппликация из деталей оригами | |||||||
27-29 | Аппликация из одинаковых деталей оригами. | организовывать рабочее место для выполнения практической работы | научатся проявлять познавательную инициативу. | научатся контролировать свою деятельность. | научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану; | ||
30-33 | Коллективные композиции в технике оригами. | анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя) работать в коллективе | научатся проявлять познавательную инициативу. | научатся контролировать свою деятельность. | обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | ||
34 | Выставка работ |
Второй год обучения (35 часов)
№ | Тема занятия | Основных виды образовательной деятельности учащихся | Основные виды учебной деятельности УУД | Дата по | |||
Личностные | Мета-предметные | Предметные | Плану | Факту | |||
Аппликация и моделирование (16 часов) | |||||||
1-5 | Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами. Аппликация из листьев и цветов. | различать предметы рукотворного мира | научатся взаимодействовать с соседом по парте | научатся контролировать свою деятельность | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами. | ||
6-9 | Аппликация из птичьих перьев. | конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | самоопределение: что уже известно, а что нет. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
10-13 | Аппликация из соломы. | бережно относиться к природе как источнику сырья | научатся взаимодействовать с соседом по парте | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
Работа с пластическими материалами | |||||||
14-15 | Разрезание смешанного пластилина. | экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. | научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия | ||
16-17 | Обратная мозаика на прозрачной основе. | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. | научатся контролировать свою деятельность. | ||
18-19 | Торцевание пластилином. | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
20-21 | Лепка из солёного теста. | выполнять доступные действия по самообслуживанию | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
22-25 | Объемные аппликации из гофрированной бумаги. | конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
Модульное оригами | |||||||
26-27 | Коллективные композиции в технике оригами. | работать в коллективе. | научатся проявлять познавательную инициативу. | научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану; | научатся контролировать свою деятельность. | ||
28-29 | Треугольный модуль оригами. Замыкание модулей в кольцо. | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
30-34 | Объёмные фигуры на основе формы «чаша» | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму | научатся контролировать свою деятельность. | ||
35 | Выставка работ |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ(35 ЧАСОВ).
№ | Тема занятия | Основных виды образовательной деятельности учащихся Материалы | Основные виды учебной деятельности УУД | Дата по | |||
Личностные | Мета-предметные | Предметные | Плану | Факту | |||
Работа с природными материалами | |||||||
1-5 | Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами. Объёмные поделки (Фигурки зверей, сказочных персонажей). | различать предметы рукотворного мира | научатся проявлять познавательную инициативу. | научатся контролировать свою деятельность | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами. | ||
6-7 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне. | конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
8-12 | Мозаика из ватных комочков. | бережно относиться к природе как источнику сырья | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
17- 20 | Многослойная аппликация. | бережно относиться к природе как источнику сырья | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. | научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия | ||
Работа с пластическими материалами | |||||||
21-24 | Мозаичная аппликация на стекле. | работать в коллективе. | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. | научатся контролировать свою деятельность. | ||
25-26 | Лепка из солёного теста. | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
Модульное оригами | |||||||
27-33 | Игрушки объёмной формы. | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
34-35 | Выставка работ |
Четвёртый год обучения (35 часов)
№ | Тема занятия | Основных виды образовательной деятельности учащихся Материалы | Основные виды учебной деятельности УУД | Дата по | |||
Личностные | Мета-предметные | Предметные | Плану | Факту | |||
Работа с природными материалами | |||||||
1-5 | Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами. Коллективные композиции, индивидуальные панно | различать предметы рукотворного мира | научатся взаимодействовать с соседом по парте | научатся контролировать свою деятельность | учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами. | ||
Объёмные и плоскостные аппликации | |||||||
6-7 | Многослойные аппликации. | экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку | самоопределение: что уже известно, а что нет. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
8-11 | Мозаика из квадратных модулей. | конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы. | научатся взаимодействовать с соседом по парте | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму. | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
12 -13 | Элементы квиллинга. | бережно относиться к природе как источнику сырья | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. | научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия | ||
14-19 | Аппликации в технике квиллинг. | анализировать устройство изделия, определять его назначение; | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | художественно-эстетическое оценивание. | научатся контролировать свою деятельность. | ||
20-23 | Техника изонить. Заполнение круга, угла. | экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму | учащиеся научатся Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем. | ||
24-29 | Аппликация в технике изонить. | экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку | смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
Поделки на основе нитяного кокона | |||||||
30-33 | Изготовления нитяных коконов. Оформление объёмных поделок. | выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя | научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. | научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал. | научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. | ||
34-35 | Выставка. | научатся проявлять познавательную инициативу. | научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану; | научатся контролировать свою деятельность. |
8. Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Учебно-методический комплекс учителя:
1. Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю.Пановой.- М.2009.
2. Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
3. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997,
4. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.,2011.
5. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. – Ярославль, 2010.
6.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умелые руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 2004.
7. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М., 1999.
Черныш И. Удивительная бумага. – М.1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"
Данная программа содержит тематическое планирование кружковой работы с 1 по 4 классы, пояснительную записку, цели и задачи курса. А так же дополнительный материал и список используемой литературы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Тематическое планирование кружка «Умелые ручки» Руководитель: Усатая Татьяна Васильевна МБОУСОШ №2
Основными учебно-воспитательными задачами кружка является:- развитие творческой и трудовой активности кружковцев;- их стремление к самостоятельной деятельности. Работа тв...
Творческое объединение "Умелые ручки"
Цели, задачи творческого объединения учащихся "Умелые ручки" . Достижения воспитанников Т/О....
Визитная карточка творческого объединения "Умелые ручки"
Цели, задачи т/о "Умелые ручки " МБОУ "Зензелинская СОШ" Лиманского района Астрахансой области Достижения воспитанников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »
В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...
Программа для 1-4 классов кружка "Умелые ручки. Папье-маше"
Программа кружка «Умелые ручки» (папье-маше) рассчитана на детей с 6,5 до 10 лет. Работа кружка спланирована так, что она включает в себя заняти...