Ребенок с ОВЗ в школе: счастливая история сотрудничества учителя и родителей.
консультация (1 класс)
Работа с детьми с ОВЗ требует от учителя мощных временных и эмоциональных вложений, а также прочной теоретической и практической базы. Из-за такой нагрузки педагоги быстро выгорают.
По мнению проректора по инклюзивному образованию, психологические сложности в работе с особыми детьми и профессиональное выгорание возникают от недостатка знаний по этой теме: «Проблема психологической и профессиональной неготовности учителей к работе в инклюзии не теряет актуальности. Хотя уже прошло 10 лет с того момента, как у нас законодательно закреплено инклюзивное образование. Решить проблему можно лишь одним способом — обучать учителей инклюзивным педагогическим технологиям, причем не только теоретически, но и на практике: проводить мастер-классы, тренинги, разбирать кейсы. Если учитель владеет такими технологиями, то заходя в класс, где есть дети с ОВЗ, он будет чувствовать себя уверенно».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_ovz_v_shkole_dlya_publikatsii.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ляйля БАГАУТДИНОВА,
учитель начальных классов средней школы № 33 г. Нижнекамска
Ребенок с ОВЗ в школе:
счастливая история сотрудничества учителя и родителей.
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года инклюзивность - один из принципов государственной политики. В Минпросвещении заявляют, что для этого уже создана достаточная нормативно-правовая база. Тем не менее, школа не всегда в состоянии обеспечить ученикам с ОВЗ необходимый уровень педагогического сопровождения. Нередко администрация перекладывает ответственность за обучение особенных детей на рядовых учителей и классных руководителей, которые не обладают специальными знаниями. Рассказываем, что предпринять педагогу, чтобы помочь и себе, и ребенку и при этом не остаться один на один с проблемой.
1. Убедитесь, что родитель знает, что его ребенок особенный.
Это первый шаг к тому, чтобы работа с учениками с ОВЗ была максимально продуктивной. Часто бывает так, что родители отрицают, что у их детей есть какие-то особенности в психическом или физическом развитии. «Это у него просто характер такой», — говорят они в ответ на замечания учителя о неуправляемом поведении, вспышках агрессии и крайне плохой успеваемости школьника.
Часто родители отказываются диагностировать ребенка еще и потому, что уверены, что статус «ОВЗ» негативно отразится на будущем ребенка, будет значится в аттестате и т. д. В этом случае учителю важно грамотно донести родителям плюсы статуса ОВЗ и развеять мифы и страхи. Поводом задуматься о том, что ребенок нуждается в дополнительной педагогической помощи, станут следующие признаки.
Очевидные особенности:
- нарушения сенсорных функций (зрение, слух);
- нарушения опорно-двигательного аппарата.
«Тревожные звоночки»:
- нарушения письменной и устной речи (описки, опечатки, нарушения звукопроизношения, дисграфия и т.д);
- трудности в поддержании внимания (часто отвлекается, не удерживает фокус);
- ребенок не понимает инструкции (требуется постоянная направляющая помощь);
- беспокойные регулярные движения кистей рук и ног;
- сложности с усвоением программного материала;
- трудности с инициацией и поддержанием диалога;
- отсутствие или неустойчивость зрительного контакта;
- скудная мимика, отсутствие жестикуляции;
- отсутствие интереса к сверстникам;
- стереотипные движения (раскачивания, кивание головой, скрип зубами и т.д);
- проблемы переключения с одного вида деятельности на другой;
- приступы ярости, гнева, враждебности;
- непонимание своих и чужих эмоций.
В этом случае обязательно обсудить с родителями ученика, что его необходимо направить на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и в дальнейшем выстроить индивидуальный маршрут обучения. В некоторых случаях, можно порекомендовать перевести ребенка в специальную школу — часть семей с радостью откликнется на такую альтернативу.
2. Настаивайте на прохождении ребенком психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Если комиссия определит, что ребенок нуждается в дополнительном психолого-педагогическом и коррекционном сопровождении, то у вас будут все основания требовать поддержки от администрации школы. А директору придется принять меры — в том числе, обратиться за дополнительным финансированием.
В идеальной ситуации методическую помощь и поддержку учителю в обучении ребенка с ОВЗ оказывают специалисты ПМПК или ППК (психолого-педагогического консилиума) школы. Они помогают адаптировать материалы и систему оценивания, создавать инклюзивную среду в классе. Содержание образования ребенка с ОВЗ определяет адаптированная программа (АООП), а при наличии инвалидности — еще и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации). Координирует работу всех сторон социальный педагог, а педагогу помогает тьютор, которого назначает ПМПК или ППК. То есть, если все организовано правильно, взаимодействует с ребенком не один учитель, а целая команда специалистов.
3. Попросите родителя включиться в борьбу за создание инклюзивной среды для ребенка.
Родитель — ваш главный союзник. Если он знает о диагнозе ребенка и понимает, что ему необходимы особые условия обучения, обязательно попросите его подключится к общению с администрацией школы.
4. Обсудите с администрацией возможность пройти дополнительное обучение
Специалистов по работе с особенными детьми в школах катастрофически не хватает. Это одна из главных причин, по которой внедрение инклюзии затруднено. С учащимися с ОВЗ должны комплексно работать логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог — они же должны входить в состав ППК школы. Но во многих образовательных учреждениях их просто нет.
Сегодня пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации по этим специальностям можно онлайн, без отрыва от основной работы и даже за счет работодателя.
Юристы напоминают, что работодатель обязан направлять педагога на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года, за счет работодателя. Если вам отказывают, можно ссылаться на ст. 196 и 372 Трудового кодекса, а также на ФЗ «Об образовании». Также, согласно должностной инструкции, учитель может написать докладную директору школы, что он не знает как обучать ребенка с ОВЗ, что у него нет знаний и ресурсов. В этом случае директор отправит учителя на курсы или предпринять иные меры. Несмотря на то, что решение по выбору программы обучения остается за администрацией школы, директор, возможно, не откажется от идеи получить в вашем лице штатного дефектолога или логопеда.
5. Обращайтесь за помощью.
Работа с детьми с ОВЗ требует от учителя мощных временных и эмоциональных вложений, а также прочной теоретической и практической базы. Из-за такой нагрузки педагоги быстро выгорают.
По мнению проректора по инклюзивному образованию, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светланы Алехиной, психологические сложности в работе с особыми детьми и профессиональное выгорание возникают от недостатка знаний по этой теме: «Проблема психологической и профессиональной неготовности учителей к работе в инклюзии не теряет актуальности. Хотя уже прошло 10 лет с того момента, как у нас законодательно закреплено инклюзивное образование. Решить проблему можно лишь одним способом — обучать учителей инклюзивным педагогическим технологиям, причем не только теоретически, но и на практике: проводить мастер-классы, тренинги, разбирать кейсы. Если учитель владеет такими технологиями, то заходя в класс, где есть дети с ОВЗ, он будет чувствовать себя уверенно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сотрудничество учителя и родителей"
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский ...
Сотрудничество учителя и родителей
Все начинается с детства. И манера поведения, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания. Семью можно сравнивать с началом маршрута, который определяет жизнен...
Статья "Сотрудничество учителей с родителями младших школьников"
Сотрудничество учителей с родителями младших школьников, в приложении памятка" Как правильно создать портфолио ученика 1 класса"...
Статья о сотрудничестве учителя с родителями
выступление на педсовете...
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА "УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Методические рекомендации учителю...
Родительское собрание в конце 2 четверти "Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей"
Цель собрания Познакомить родителей с результатами за вторую четверть. Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; Дать рекомендации родителям о том, как формироват...
Успех обучения ребенка в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей
Родительское собрание...