Современный классный час «Разговоры о важном» в соответствии с ФГОС: технологии, методы, приемы, позволяющие повысить качество воспитания детей.
учебно-методический материал (1 класс)
«Разговоры о важном» — формат внеурочной деятельности, направленный на развитие у детей ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Основная цель — сформировать у школьников внутреннюю позицию, необходимую для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Задача учителя сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать с детьми вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.)
В данной статье перечислены методы и формы работы у внеурочным занятиям " разговоры о важном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_klassnyy_chas.docx | 69.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема :«Современный классный час «Разговоры о важном» в соответствии с ФГОС: технологии, методы, приемы, позволяющие повысить качество воспитания детей».
2.04.2024
1. Воспитательная деятельность на сегодняшний день — одно из самых сложных направлений в работе современного классного руководителя.
Слайд
С 2022-2023 учебного года в школах России введены всероссийские классные часы «Разговоры о важном», которые, как оказалось на практике, очень интересны не только для учащихся, но и для учителей и родителей.
Нельзя отрицать положительный качественный результат реализации данного проекта:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей.
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений, навыков совместной деятельности, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности.
Это всё было и раньше, но привести в систему важные знаменательные даты, говорить о выдающихся личностях, о достижениях нашей страны, говорить о самом важном и родном – это замечательная идея, нашедшая отклик в душах каждого участника образовательного процесса
Слайд
Таким образом, «Разговоры о важном» — формат внеурочной деятельности, направленный на развитие у детей ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Основная цель — сформировать у школьников внутреннюю позицию, необходимую для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Задача учителя сформировать у школьников любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм. Ему предстоит обсуждать с детьми вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, уделяя особое внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.)
«Разговоры о важном» — крупномасштабный просветительский проект с мощной медийной поддержкой. Второй год подряд 1 сентября открытое занятие проводит президент РФ Владимир Путин. «Разговоры о важном» каждый понедельник в 08:36 можно увидеть в эфире Первого канала. Среди федеральных спикеров Элла Памфилова, Владимир Мединский, Сергей Кравцов и др. Кроме того, у проекта есть свой сайт с методическими материалами и одноименный телеграм-канал
«Разговоры о важном»: темы 2023/24 учебного года
«Разговоры о важном» носят междисциплинарный характер. Несмотря на то что занятия относятся к внеурочной деятельности, на них невозможно избежать обращения к опыту
школьников, который формируется на уроках по предметам. Это литература, история, уроки музыки и изобразительного искусства, мировой художественной культуры, обществознания; в начальной школе — «Окружающий мир», в 5–11-х классах — предметы естественно-научного цикла.
Кроме того, в рамках «Разговоров о важном» дети получают знания, которые пригодятся им при изучении школьных предметов. Например, на занятии, посвященном Дню народного единства, учитель рассказывает о появлении праздника и обсуждает с учениками события Смутного времени и ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Так знания, которые школьники получат во время беседы, помогут им освоить программу по истории.
Слайд
Темы занятий в 2023–2024 учебном году можно разделить на две группы:
- ежегодные события — государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий: «День учителя», «День защитника Отечества», «День народного единства», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День российской науки» и другие;
- юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства: «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина», «215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя», «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки».
- Кроме этого, в программе предлагается несколько тем, не связанных с датами, но важных для воспитания школьников. Например, «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и другие.
2. Важно, чтобы и учитель был просвещенным в том вопросе, о котором пойдёт речь на Разговоре о важном, поэтому к этим урокам несмотря на то, что они идут 30 минут, предшествует большая подготовка. Ведь дети задают вопросы, а значит – нужно быть во всеоружии.
И, конечно, если педагог сам не принимает близко к сердцу все то, о чем говорит, если имеет сам поверхностные знания по теме, не искренен в том, что говорит, эффект снижается до нуля. Несмотря на то, что на ресурсах информации достаточно для проведения Разговоров о важном, нужно подготовиться к неожиданным вопросам детей, к тому, что они захотят что-то узнать сверх темы, а значит – нужно «освежить» в памяти знания по теме.
Основные темы занятий связаны с такими аспектами жизни человека в современной России, как знание родной истории, понимание сложностей современного мира, технического прогресса и сохранения природы, ориентация в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательное отношение к окружающим и ответственное отношение к собственным поступкам. События, люди, их поступки и идеи – все это может стать предметом бесед классного руководителя со своими обучающимися.
При проведении таких занятий важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры).
Но для того, чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в обсуждение текущей темы, недостаточно выстроить занятие в форме дискуссии или беседы. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии мы должны создать атмосферу сотрудничества «учитель - ученик - родитель», доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. Как этого достичь? Рекомендую придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.
Личностное развитие ребенка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Слайд
МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
• Объяснение в доверительном диалоге.
Диалог является основным педагогическим методом в современном образовании. В диалоге уточняются позиции его участников, у каждого появляется возможность высказаться, задать волнующие вопросы. Роль педагога в данном случае не ограничивается информированием, в диалоге появляется возможность выработать совместные решения, понять способы действенного отношения к обсуждаемой ситуации, укрепить ценностные и мировоззренческие позиции обучающихся.
• Привлечение родителей (выпускников) к проведению «Разговоров о важном».
Участие родительской общественности влияет на создание общественного мнения, позиционирование родителей как непосредственных создателей внеурочных занятий, формирование положительного восприятия обсуждаемой тематики. Деятельное участие во внеурочных занятиях способствует дальнейшему обсуждению тематики внеурочных занятий в семье, создание доверительной атмосферы дома, укреплению семейных отношений.
• Выход в исторические парки, музеи, галереи, выезды на места исторических событий, имеющих всероссийское или региональное значение.
Выход за пределы школы подключает к образовательному процессу ресурсы культурно-исторических объектов, расширяет кругозор, позволяет обучающимся получить более полное представление об исторических событиях или культурных феноменах, приобщиться к традиционным ценностям и сформировать уважительное отношение к результатам культурной деятельности человека.
• Проведение занятий на базе школьных музеев, библиотек.
Восприятие школы как образовательной среды, благоприятствующей обучению, создающей доверительную атмосферу, способствует формированию положительного отношения обучающихся к школе, к образовательному процессу в целом.
• Формирование образовательных туристических маршрутов.
Большей заинтересованности ребят в обучении можно достичь тем, чтобы предложить им разработать собственные образовательные туристические маршруты в соответствии с тематикой внеурочных занятий. Такая деятельность сама по себе является образовательной и способствует повышению мотивации ребят к обучению, возникновению интереса к конкретным историко-культурным явлениям нашей жизни, позволяет лучше узнать особенности культуры и традиций нашей страны.
Проведение занятий, где организаторами являются сами дети.
Такой метод позволяет обучающимся взаимодействовать со своими ровесниками, вместе обсуждать волнующие их темы, находить общие решения, формировать единые представления о современной жизни, усваивать ценности, способствующие единению народов нашей страны. При проведении занятий педагог может использовать самые разные формы работы.
Беседа
Беседа, пожалуй, самая распространенная форма, используемая на занятиях «Разговоры о важном». При кажущейся ее простоте некоторые учителя испытывают все же с ней некоторые затруднения. Сложность заключается в том, чтобы постараться минимизировать назидательность в такой беседе и не дать ей превратиться в обычный монолог учителя, в котором детей начинают манипулятивно подводить к «правильному» выводу. Думая, что таким образом достигается воспитательный результат беседы, учитель на самом деле достигает обратного эффекта. Делая школьников пассивными потребителями информации, он не развивает в них активного и заинтересованного отношения к этой информации, к содержанию материала, к занятию в целом.
Итак, организуя беседу, педагогу важно уметь организовывать и вести диалог, преподносить ту или иную воспитывающую информацию, взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая проблематизирующие вопросы, инициируя вопросы самих школьников, обсуждая эти вопросы.
Что для этого нужно сделать?
Обеспечить на занятии такую атмосферу, когда каждый школьник был бы уверен, что его мнение не будет подвергаться насмешкам или унизительным комментариям учителя.
Во время беседы ни в коем случае не перебивать говорящих учеников, не прибегать к категоричным или резким оценкам их высказываний. Не допускать, чтобы такие высказывания звучали и из уст одноклассников.
Не только слушать ученика, но и слышать его. Довольно часто учителя слушают ребенка, но своим внешним видом, отношением, отсутствием заинтересованности дают ему понять, что слушают его они только из вежливости или потому что так положено делать учителю. Безусловно, далеко не всегда ребята говорят значимые, интересные или умные вещи. Но и тогда стоит вникать в то, что говорит ребенок, и наводящими вопросами помочь ему разобраться в предмете разговора, развить свою мысль.
Итак, для организации беседы важно стараться сосредоточиться на говорящем и на том, что именно он говорит; не перебивать его; задавать вопросы на понимание и уточнение сказанного; мысленно удерживать логику говорящего; быть в контакте с говорящим. И самое главное – стараться развивать это умение не только в себе, но и у других школьников, помогать им слушать и понимать друг друга.
Дискуссия
Дискуссия (от лат discussio - рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение какого-либо вопроса. Дискуссия позволяет школьнику выработать собственные отношения к миру и с миром, к себе и с собой, формирует его мировоззрение. Проблемный характер обсуждения, столкновение нескольких взглядов и подходов стимулирует школьника к самостоятельному решению мировоззренческих и нравственных проблем, к определению своих жизненных ценностей, к выработке субъектной позиции.
Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя значимое от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции, преодолеть групповые конфликты и непонимание, создать в группе доброжелательную атмосферу взаимного принятия, помочь проявить себя каждому школьнику, стимулировать творческую активность. Главное достоинство дискуссии – она развивает самостоятельность мышления, создает условия для творческой самореализации, стимулирует сделать осознанный выбор и нести за него ответственность, тем самым направляет процесс самоопределения и становления субъектной позиции в жизни.
Успех дискуссии во многом зависит от того, сумел ли педагог заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения: проблематизирующий вопрос или спорное утверждение, видеоролик или фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат 27 или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное – этот материал должен затрагивать общественные ценности, а также вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение.
Проводя дискуссию, учитель может столкнуться с двумя сложностями. Во-первых, сложно поддерживать высокую активность участников. А во-вторых, сложно не дать разговору трансформироваться в хаотичный многоголосый гам, где каждый слышит только себя. Справиться с этими сложностями обычно помогают несколько приемов.
Во-первых, для участников следует ввести простые и понятные правила. Например: «правило поднятой руки», «правило свободы мнения», «правило уважительного слушания», «правило краткости высказывания», «правило корректности высказывания», «правило аргументированности высказывания» и т.д.
Во-вторых, строит обратить внимание на тактику ведения разговора самим педагогом. Важно поддерживать атмосферу уважения школьниками мнений друг друга, какими бы странными они не казались. Не следует умиляться по поводу оригинальности высказываемых учениками мнений – каждое мнение должно быть обязательно аргументировано. Не нужно пытаться манипуляциями подводить детей к «правильному» выводу – важнее проблематизировать их собственные выводы. Полезно не столько организовать поочередное высказывание детьми своего мнения, сколько заострять их внимание на наиболее интересных суждениях друг друга, выделять проблемные моменты, просить отнестись к высказываниям других.
В-третьих, можно заранее подготовить серию дополнительных вопросов по теме разговора, которые помогли бы обучающимся обратить внимание на новые стороны обсуждаемой проблемы, глубже вникнуть в их суть, увидеть их в новом свете. Как только ведущему становится очевидным снижение активности школьников, можно «вбрасывать» эти вопросы в общее обсуждение и тем самым давать ему новый импульс.
В-четвертых, можно использовать специальные приемы активизации дискуссии: уточняющие вопросы; демонстрация непонимания; сомнение; высказывание альтернативного тезиса и т.д.
Хорошо проведенная дискуссия – та, после которой у школьников остается интерес к обсуждаемому на ней вопросу. Если его продолжают обсуждать на перемене, если с расспросами дети подходят к учителю после занятия, если интересуются мнением своих родителей или других учителей, – разговор удался. Ведь его смысл не в том, чтобы непременно найти единственно верное решение обсуждаемой проблемы. Нет. Его смысл в том, чтобы школьники научились анализировать проблему с разных сторон, научились видеть и оценивать разные способы ее решения, научились иметь, высказывать и доказывать свою точку зрения, наконец, научились слушать и слышать другие точки зрения.
Групповая проблемная работа
Используя эту форму, педагог может выяснить мнение школьников по различным вопросам, обсуждаемым на занятии. Позиция или мнение каждого ребенка при этом будут учтены. Вначале педагог просит каждого школьника сформулировать на отдельном листке бумаги ответ на обсуждаемый вопрос. Например, это может быть ответ на вопрос «Каковы ценности моего поколения?».
Каждый школьник отвечает на этот вопрос в течение 2-3-х минут.
Далее педагог предлагает обучающимся объединиться в пары и составить общий список «ценностей поколения». При этом одинаковые или похожие ценности объединяются, а по поводу несовпадений ребятам придется договориться. Эта работа займет у пары еще около 5 минут.
Далее школьники объединяются в команды по четыре человека и составляют общий для них список ценностей.
Следующий этап – четверки объединяются в восьмерки и проделывают ту же работу. В итоге формируется общий список ценностей школьников класса, который представляет один из них. Можно объединение в группы закончить на этапе, когда сформировалось 2 или 3 команды школьников класса. Тогда представлять ценности своей группы будет представитель каждой команды.
Моя позиция
Суть этой формы работы состоит в том, что ее участники после произнесенной учителем фразы (это может быть, например, неоднозначная, спорная цитата известного человека) расходятся по классу и занимают одну из двух позиций, становясь около табличек «Да, согласен» или «Нет, не согласен» в зависимости от степени согласия-несогласия с произнесенной фразой. После этого учитель спрашивает у желающих участников, почему они выбрали именно эту позицию. Несколько человек по желанию обосновывают свой выбор.
После услышанных объяснений учитель предлагает еще раз определиться в своем отношении к высказыванию и, либо остаться на своем месте, либо перейти к другой табличке, заняв тем самым другую позицию. При желании учитель может спросить, что подтолкнуло школьника поменять свою позицию?
Далее звучит следующая фраза, и позиционная работа продолжается.
Рассмотрим пример использования данной формы работы во время разговора со школьниками о семье и семейных ценностях. Произносимые учителем фразы могут быть, например, такими:
«В семейной жизни главное – терпение… Любовь продолжаться долго не может» (Антон Павлович Чехов);
«Семьей называют группу людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы» (Этьен Рей, писатель);
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей» (Василий Александрович Сухомлинский, педагог).
Во время проведения таких разговоров с детьми чрезвычайно важна доверительная и доброжелательная атмосфера, уверенность детей в том, что они могут высказать без опасения свое личное мнение, и в том, что их услышат. Кроме того, педагогу важно воздерживаться от оценочных суждений в отношении мнений ребят, воздерживаться от навязывания школьникам своей позиции. Однако и скрывать свою точку зрения ему также не стоит – это уже другая крайность. Свою точку зрения по обсуждаемым вопросам педагог может высказать наравне с другими участниками разговора. Ведь только в свободном обмене мнениями у школьника начинают формироваться его собственные ценности.
Викторина
Эта форма работы (самым большим потенциалом здесь обладает, пожалуй, викторина «Что? Где? Когда?») заслуженно считается уникальным средством интеллектуального развития ребенка. Нестандартное мышление, логика, внимание к деталям, умение выделять главное, слуховое восприятие смысла текста, эрудиция, находчивость и чувство юмора – все это неотъемлемые спутники данной игры. Однако викторины могут стать средством не только интеллектуального, но и нравственного развития детей. И их также можно использовать для работы по формированию ценностных ориентаций школьников. Для этого нужно лишь насытить вопросы викторины соответствующим ценностным содержанием, а после каждого вопроса инициировать небольшое обсуждение той проблемы, которая в нем была затронута. Вот несколько примеров того, как можно включить ценностное содержание в вопросы викторины.
1 вопрос. Эта тара появилась 50 лет назад. При горении этой тары выделяется газ фосген, известный еще со времен Первой мировой войны как отравляющее вещество. До 90% этой тары не перерабатывается. Вещество, из которого сделана эта тара, в 2022 году обнаружили в крови человека. Что это за тара?
Ответ. Пластиковая бутылка.
Комментарий. В 1973 году был запатентован процесс производства пластиковой бутылки. А уже в 1977 году бутылки начали использовать вторично. Про раздельный сбор мусора слышали все. А кто из нас моет пластиковые бутылки перед тем, как отправить в нужный контейнер? Кто собирает и сдает пластиковые крышечки? Кто снимает термопленку с бутылок из-под йогуртов? Может быть, кто-то не знает, что такое термопленка? Учитель выслушивает ответы школьников или считает поднятые руки в ответ на его вопросы, комментирует, видя много или мало ребят занимаются раздельным сбором мусора.
2 вопрос. Один из героев обороны Севастополя в Крымскую войну (1853-1856 гг.) матрос Петр Кошка часто устраивал одиночные вылазки к неприятельским позициям. Обычно они происходили ночью, в темноте. Но однажды пришлось сделать такую вылазку днем, причем на открытой местности. Перед выходом Кошка попросил своих товарищей «вовсю» стрелять холостыми зарядами. Зачем?
Ответ. Чтобы противник принял его за дезертира и не открыл по нему огонь.
Комментарий. Учитель предлагает школьникам поговорить на тему, каковы составляющие мужества человека.
3 вопрос. Закончите афоризм «Не стреляйте в прошлое из пистолета, чтобы будущее не ... ».
Ответ. … Не выстрелило в вас из пушки!» Комментарий. Учитель предлагает обсудить последствия искажения истории в собственных корыстных целях.
Обсуждение исторических личностей
На занятиях учителя часто используют и такую форму работы как обсуждения личностей известных людей прошлого: их характеров, поступков, перипетий их судеб. Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, философы, полководцы, правители, общественные деятели. Это могут быть и вымышленные персонажи – герои литературных произведений. Их яркая жизнь изобилует событиями, которые полезно было бы сделать предметом осмысления школьниками. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии.
Конечно, кому-то из них в учебной программе уделяется совсем немного внимания, а кто-то и вовсе лишь вскользь упоминается на страницах школьного учебника. Но если вы понимаете, что личность такого человека заслуживает отдельного разговора, и разговор этот обладает большим воспитательным потенциалом, то он того стоит.
На занятиях «Разговоры о важном» дети могут знакомиться с самыми разными историческими деятелями, являющими собой яркие примеры воплощения различных добродетелей и пороков. Это защитники Отечества (как К. Минин, Д. Пожарский или М. Кутузов) и его герои (такие как Н. Гастелло или молодогвардейцы). Это тираны (как Нерон) и гуманисты (как Д. Лихачев). Это жестокие царедворцы (как Малюта Скуратов) и просто стойкие и благородные люди (как, например, жены декабристов). О многих из них, разумеется, можно и нужно говорить.
Но иногда в истории встречаются личности яркие, но неоднозначные. Очень полезно было бы поговорить со старшеклассниками именно о таких исторических персонажах (например, об императорах Петре I или Николае I, декабристе К. Рылееве или академике А. Д. Сахарове). Ведь в нашей повседневной жизни мы редко сталкиваемся с абсолютно добродетельными или абсолютно порочными людьми. Стоит показать школьникам и по возможности обсудить с ними многогранность и динамичность человеческой личности, подчеркнуть ее разноплановость. Важно показать детям, что в руках самого человека находится его ценностный выбор, что он сам определяет, каким ему быть. Часто это неимоверно сложно сделать в сложившихся жизненных обстоятельствах, но все же можно. У одних это получается, а у других – нет. Обсуждать с ребятами таких исторических персонажей важно для формирования их ценностей.
Слайд
Работа с карточками
Рассмотрим эту форму работы на конкретном примере из федерального урока «Солдаты милосердия» (герои самой мирной профессии на Земле). Этот урок посвящен врачам, проявлявшим настоящий героизм как в военное, так и в мирное время.
После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с судьбами эти врачей. Для этого организуется работа в 4 группах, каждая из которых получает карточку с краткой историей одного из известных врачей. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу.
Карточка 2. «Даша Севастопольская» ( сестра милосердия)
В Крымской войне во время героической обороны Севастополя медицинскую помощь раненым оказывали обычные его жительницы. Среди них была и Дарья, сирота, дочь матроса, которая жила на Северной стороне города. Узнав, что противник высадился в Крыму, Даша продала все свое имущество, купила коротконогую лошадь, полуразваленную кибитку, бутыли с уксусом, одеяла и бинты, белое полотно и, переодевшись в матросскую форму, ушла из дома. Соседи подумали, что она сошла с ума от горя по погибшему отцу, но вскоре стало ясно, что она выхаживает раненых солдат и матросов.
В разных местах видели ее повозку, которую местные жители называли «Каретой горя». Впрочем, ее «карета», наоборот, спасала людей от еще большего горя. Знаменитая «карета» стала первым в мире передвижным перевязочным пунктом.
Раненые зачастую по несколько суток лежали на поле боя, многие умирали не столько от ран, сколько от отсутствия медицинской помощи. К ним, лежавшим на голой земле, и направляла свою повозку Даша. Она находила раненых бойцов, обеззараживала их раны, перевязывала, давала им воды, утешала словами поддержки. Причем всех раненых – и своих, и чужих: англичан, турок, французов. Для нее не существовало чужого горя и чужой боли.
Военный хирург, участник Крымской войны Николай Пирогов писал о ней так: «Она — молодая женщина, недурна собой. Под Альмой она приносила белье, отданное ей для стирки, и здесь в первый раз обнаружилась ее благородная наклонность помогать раненым. Она ассистирует и при операциях».
Император Николай I пожаловал Дарье Лаврентьевне Михайловой (Даше Севастопольской) золотую медаль с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди.
Сегодня в музее-панораме «Оборона Севастополя» можно увидеть Дашу. Она с коромыслом на плече, у бруствера Малахова кургана дает напиться из ведра двум русским солдатам.
А это строки о сестрах милосердия тех лет:
«Незнакомая, чужая,
У походного одра,
Всем близка ты, всем родная,
Милосердная сестра».
Вопросы для обсуждения в группе:
1. Даша нигде не училась медицинскому делу, но оказывала помощь раненым. Как вы думаете, почему у нее получалось это делать?
2. Как вы полагаете, осознавала ли она все опасности, которые сопровождали ее выбор? Или ее поведение можно назвать безрассудным?
3. В чем, по-вашему, проявляется особенный, уникальный героизм именно этой девушки – Даши Севастопольской?
Объясни иначе
Разнообразие настольных игр, появившихся в последние годы, огромно. Так почему же не воспользоваться их увлекающим детей потенциалом? «Элиас», «Табу», «Бум» и многие другие настольные игры могут быть адаптированы педагогами для своих занятий. Как и многие другие активные формы работы, игры не только повышают интерес ребенка к занятию, но и развивают их социальные навыки.
Например, вы хотите помочь школьникам лучше усвоить знания о героях нашего отечества и основных событиях, связанных с их деятельностью. Для этого можно на уроке использовать модификацию игры «Элиас». Нужно познакомить ребят с правилами игры, приготовить песочные часы на одну или две минуты и изготовить комплект карточек с именами (например: Г. Жуков, князь Владимир, М. Ломоносов, И Айвазовский, Н. Гастелло, А. Радищев, Александр II, П. Чайковский, М. Казаков, И. Кулибин и т. д.).
Класс можно поделить на две (например, мальчики и девочки) или три (по количеству рядов в кабинете) команды. По очереди представитель каждой команды берет колоду карточек и пытается описать для своей команды того человека, имя которого написано на верхней карточке. Он не имеет права показывать ее другим игрокам, называть имени героя, первой буквы его имени или отдельные слоги. Команда же должна по описаниям отгадать имя. Затем игрок описывает человека, имя которого написано на следующей карточке и так далее. Чем больше имен отгадает команда за 1 или 2 минуты, тем больше очков она получает. Если в процессе отгадывания время в песочных часах истекло, другие команды могут тоже принять участие в отгадывании и тем самым отобрать у первой команды очко.
Без лишних слов
Эта форма в чем-то близка описанной выше, за исключением того, что в этой игре детям нельзя произносить ни слова. Для проведения этой игры у педагога должен быть набор заранее заготовленных карточек, секундомер или песочные часы.
Педагог предлагает школьникам разделиться на три команды. И поясняет, что сейчас представитель первой команды выберет любую карточку из лежащих на столе, перевернет ее и только для себя прочитает, что на ней написано. А затем попробует в течение одной минуты только с помощью мимики и жестов, без слов объяснить своей команде значение этого слова или словосочетания. Как только команда отгадала слово на первой карточке, а минута еще не прошла, разыгрывается следующая карточка. По истечении минуты, ход переходит ко второй, а затем к третьей команде. Школьникам предлагается объяснить своей команде, например, то, что они узнали на предыдущих занятиях «Разговоры о важном». Например: полет Гагарина в космос, раздельный сбор мусора, К. Станиславский, Рождество, озеро Восток и т.п.
Биографус
Биографус – это еще одна игровая форма работы, которую можно использовать на занятиях. Учитель говорит несколько слов о людях, чьи портреты видят (например, на слайде презентации) школьники. Это могут быть портреты Антона Чехова, Александра Попова, Константина Циолковского, Витуса Беринга, Георгия Жукова и т. д.
Весь класс делится на группы по 5–10 человек. У каждой группы есть список фактов из жизни этих известных людей – писателей, ученых, изобретателей, полководцев. Если на экране школьники видят портреты пяти человек, то у групп в списке пять фактов из их жизни, по одному факту на одного известного человека.
Педагог озвучивает первый факт. У групп есть одна-две минуты, чтобы обсудить, о ком из известных людей, чьи портреты видят школьники, этот факт.
Каждая группа на стикере пишет имя этого человека и передает педагогу.
Педагог собирает стикеры и сообщает, угадали ли школьники, о ком из знаменитых людей был написан тот или иной факт.
Если принадлежность факта угадана группой верно, то педагог может подробнее пояснить его.
Таким образом разыгрываются все факты об известных людях, чьи портреты представлены на этом занятии.
Верю – не верю
Во время игры педагог произносит какое-то утверждение, а школьники или соглашаются с этим утверждением, или нет. Педагог после каждого ответа детей объявляет правильный ответ и пояснят событие или факт, о которых шла речь в том или ином утверждении. Можно использовать следующие утверждения:
1. Почти 50 лет назад 18 нобелевских лауреатов подписались под заявлением «Возражения против астрологии». Да, это верно. Это случилось в 1978 году.
2. Астрология не преподается ни в одном университете мира. Нет, это не так. Курс астрологии преподается в нескольких университетах Индии.
Вопросы друг для друга
Использование этой формы работы поможет школьникам проявить свои способности к анализу, соотнесению, сомнению во время обсуждения вопросов, связанных с той или иной темой Разговоров о важном.
Педагог просит школьников на заранее приготовленных одинаковых полосках бумаги написать интересующий их вопрос, на который они хотели бы получить сегодня ответ. Это может быть вопрос по материалу прошедшей темы или сегодняшней. Важно объяснить детям, что это должен быть реально интересующий их вопрос, ответ на который они не получили или не до конца его поняли. Педагог просит каждого школьника написать свой вопрос на полоске бумаги, сложить листок и бросить его, например, в шляпу или корзину.
Потом листочки перемешиваются, и обучающиеся из шляпы берут по одному для себя. Таким образом у каждого школьника окажется чужой вопрос, на который он может ответить. Педагог просит кого-то из детей прочитать вслух доставшийся ему вопрос и ответить на него. Если желающих ответить будет слишком много, то на следующем занятии или на классном часе можно будет продолжить. Из всех прозвучавших вопросов выбираются 1–2 наиболее интересных. Также можно выбрать и 1–2 лучших ответа с учетом того, удовлетворены ли авторы вопросов ответами на них.
Для каждого занятия «Разговоров о важном» разработан сценарий, но это не означает, что ему необходимо следовать формально. Подбирая содержание занятий, педагог учитывает особенности территории — региональные, национальные, этнокультурные. А еще уровень развития учащихся, их интересы и потребности.
При планировании занятия с обучающимися не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала. На портале (https://razgovor.edsoo.ru/) представлены прекрасные материалы для подготовки и проведения занятий для учащихся разных возрастных групп.
Это и методические материалы для организации еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации, интерактивный визуальный контент, Однако, для успешного проведения занятия «Разговоры о важном» с детьми, недостаточно ограничиться материалами федерального уровня. Чтобы активизировать деятельность обучающихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Необходимо заранее производить отбор иллюстративного содержания, предусматривать релаксационные паузы, включать интерактивные и игровые приёмы, а также учитывать особенности мышления и восприятия обучающихся.
И тогда «Разговоры о важном» станут не просто беседой между классным руководителем и детьми, а превратятся в увлекательное событие, способное научить ребенка действовать, чувствовать, принимать решения, вызывая неподдельный интерес у обучающихся к истории своей страны.
Ребенок младшего школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.
Подводя итог, скажу, что роль «Разговоров о важном» в воспитательной деятельности классного руководителя и в воспитании патриотизма учащихся очень велика. Этот дополнительный урок поможет нам всем осознать «единство» и важность «единения» русских в такое сложное для страны время. А такие и близкие, и далекие от детей темы — это развитие учащихся, всестороннее, которое зажигает интерес в их глазах, позволяет мечтать о новых профессиях, расширяет кругозор. А мы, классные руководители, должны не только наполнить «готовым» материалом, а подготовиться так к этому важному короткому разговору, чтобы зажечь огонь в глазах воспитанников, как гласит восточная мудрость.
.
Практическая часть
Работа в группах
Тема :«Одной командой быть непросто»
1 задание
Каждой команде на время необходимо нарисовать на бумаге А3 солнце со 100 лучами.
(Определение количества затраченного времени. Объявление результатов)
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, почему все команды затратили разное количество времени на одну и ту же задачу? Расскажите, как вы распределили обязанности в команде?
А теперь попробуйте выполнить ту же самую работу, но распределив между собой общее количество лучей на всех, выполняя работу одновременно. Полученные результаты повторной работы сравниваем с предыдущими.
Вывод- ( коллектив- это групповая совместная работа всех его членов)
2.Послушайте шуточную сказку «Мудрецы и слон» ( какое важное правило работы в коллективе?)
Давным-давно в маленьком городе жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?
«Я знаю, - сказал один мудрец, мы ощупаем его».
«Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он – слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево»! - воскликнул он.
«Вы оба не правы, сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, закричал пятый, слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!»
Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вопрос
: Какое важнейшее правило работы в команде было нарушено мудрецами? Какая команда готова назвать? (Умение слушать друг друга).
Слайд
Как вы считаете, что самое главное в коллективе?
3 задание – Назови качества коллектива по описанию.
-Вам даны в конверте №1 описания качеств коллектива, нужно к этому описанию правильно подобрать верное качество. Подумайте сообща, и выполните. Вам 3 минуты на это задание.
Проверка ответов.
1 группа: Взаимопомощь – взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
2 группа: Сотрудничество - тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.
3 группа: Взаимопонимание – способ отношений между людьми, группами, при котором учитываются точки зрения, интересы сторон.
4 группа: Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности.
4 задание – придумайте по 3 правила жизни в коллективе и составим общую памятку.
1. Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.
2.С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
3. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова»
4.Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других.
5. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
6.Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
7.Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.
8.Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.
5задание
Сейчас каждая группа разработает свое внеурочное занятие , исходя из возрастных особенностей детей.
При планировании занятия с обучающимися не стоит забывать об играх, интерактивных заданиях, подборе дополнительного материала.
Как учителю готовиться к «Разговорам о важном»
Тема :«Одной командой быть непросто»
К каждому занятию разработаны методические рекомендации, сценарии и советы, как в случае необходимости расширить или сократить его содержание. При подготовке нужно внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику его построения. Следует обратить внимание на три структурные части сценария и примерное время их проведения:
- Мотивационная часть (3–5 минут). Ее цель — представить тему занятия и объяснить мотив его проведения. Обычно начинают с просмотра и оценки видеоматериала, который подводит к дальнейшей содержательной части.
- Основная часть (до 20 минут). Сочетает разнообразную деятельность обучающихся:
Вид деятельности | Содержание деятельности |
Вид деятельности | Содержание деятельности |
Интеллектуальная | Работа с предоставленной информацией |
Коммуникативная | Беседа, обсуждение видеоролика, описание, рассуждение |
Практическая | Решение конкретных практических задач |
Игровая | Дидактическая и ролевая игра |
Творческая | Обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность |
- Заключительная часть. Подводятся итоги занятия, возможно выполнение творческого задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».
Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...
Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» НА 2022-2023 УЧ Г
В учебном плане МБОУ СОШ № 70 на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год. Для реализации данного проекта темы во 2 «Б» классе запланированы в соответствии с ре...
Презентация к классному часу "Разговоры о важном. Традиции моей семьи"
Презентация соответствует разработке сценария, опубликованному на сервисе "Разговоры о важном. Сервис классных руководителей"...
Презентация к классному часу "Разговоры о важном. Как создаются традиции?"
Презентация соответствует разработке сценария, опубликованной на сервисе "Разговоры о важном. Сервис для классных руководителей"...
Рабочий лист к классному часу "Разговоры о важном"
Дополнительный материал к класному часу "Разговоры о важном"...
классный час Разговор о важном "День пожилых людей"
воспитывать у обучающихся первых-вторых классов уважение к семейным ценностям, понимание необходимости выстраивать взаимоотношения с представителями старшего поколения на основе любви, доверия, уважен...