Технологическая карта внеклассного мероприятия «Семья и семенные ценности»
материал (4 класс)

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Цель мероприятия : раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_apr.karta_uroka.doc592.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленской области Сычёвского района

МКОУ Вараксинской ОШ

                                                     Технологическая      карта внеклассного  мероприятия

                             

                          Тема: «Семья и семенные ценности»

                                            (плановое мероприятие к Году семьи в России)

                                         

Класс: 4 класс

                                                                    Технологическую карту составила: Пушкова Галина Алексеевна

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                               Высшая квалификационная категория

                                                                                                              2024 год

        

          ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  

Тема урока: Семья и семейные ценности.         

Цель урока: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.

Задачи:

  • обучающие - расширить представления детей о понятия «Семейные ценности», «Семья», выявление особенностей семьи ;
  • развивающие - организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи,

таких как: забота, согласие, любовь, надежда т.д.;

  • воспитательные - формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
  • сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.

Планируемые результаты:

Предметные: расширение представлений о семейных ценностях,  формирование позитивного опыта семейных отношений.

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге,  слушать и понимать других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Основные понятия: семья, семейные ценности.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах семейного состава.

Необходимое техническое оборудование:  ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

 магнитная доска.

Применяемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология «Создание учебных ситуаций»

                                                                         

       

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Универсальные учебные действия

1. Организационный этап

Создать эмоциональный настрой на работу: 

Добрый день, уважаемые коллеги,  родители!  Ребята!

Из глубокого колодца

Солнце медленно встает.

Свет его на нас прольется,

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет.

- Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло весенних солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

Проверить готовность  к уроку; создать эмоциональный настрой.

Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний

Доска

3.Постановка цели и задач урока.

Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ”

СЛАЙД 1.                “ОБЛАКО СЛОВ”

 Приложение 1.

- Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь?

- Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему

 

 СЛАЙД 2.  “Семья и семейные ценности

2024 год-семьи в России

В течение, какого -то времени   мы изучали свои семьи: составляли Родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, рисовали “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей.

ЦЕЛЬ: - Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня?         

СЛАЙД 3.Что такое семья? Что такое семейные ценности? Какая семья называется счастливой?

(работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) 

Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

Участвуют в беседе.

Выдвигают предположение о цели и задачах урока.

Выводы. Определение темы и целей урока.

Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П. – Строить свои  речевые высказывания в устной форме.

4. Первичное усвоение новых знаний

I. Семья лексическое значение слова

II. История появление слова «Семья»

       

III. Счастливая семья

C:\Users\1\Desktop\Семья Семинар\Семья Материал\ромашка 6.png

 IV. Семейные ценности

100

ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ

МИР

I. Семья-значение слова.

- Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”-и это должны быть имена существительные?

Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?”

СЛАЙД 4. “ОБЛАКО СЛОВ”

 (Приложение 1).

Слайд 5. (№1 )

“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

“Семья – это родные друг другу люди”.

“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

Словарь : С. И. Ожегова

“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

- А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”).

- И тогда оно как будто говорит нам: 

Слайд 5. (2) “Семья – это семеро так их же, как я”.

- И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

 II. Появление слова «Семья»

- А когда же родилась её величество семья???? .....Ответы детей.

- Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но...

Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам:“Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?

Автор: И Ева тихо ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам: Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсит жилье?”

“Я, я  - снова вторила Ева, - я, я...”

Автор:

Сказала она знаменитых семь “Я”
С этой поры родилась семья!

- Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, морщинистые руки бабушки.

Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

- Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкийпотрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- Учитель выливает воду

- Полна ли банка? (ДА, полна)

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.

Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ

Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ.

Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.

Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается .....

Слайд 5. (3) СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

III. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.

Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

 Показ ролика№1ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

- И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

- Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

- Дополните ответы на эти вопросы

(мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).

Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение.

Предположения детей.

Выводы детей.

П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.

Л. - уметь подбирать верную характеристику понятия.

 

Формирование умения делать выводы.

Р.-  планирование, прогнозирование.

П.-  решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Первичная проверка понимания

IV. КЛАСТЕРЫ

с понятием «счастливая»,

 «семейные ценности»

V. НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

VI. СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК №2

VII. СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК №3

VIII. Притча “Четыре свечи”№4

 Познакомить с понятием «семейные ценности»

 

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/

 СЛАЙДЫ 6 ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ кластера

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 4/, клеим на кластер выбранные слова.

I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 2/

II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. Приложение 2/

III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./ Приложение 3/

Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

- Что мы не берём в счастливую семью? (Дети называют)

Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.

V. СЛАЙД 7. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:

Семья.

Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа жизни.
Ребенок.

Семья.

Большая дружная.
Любят, заботятся, живут.
Все вместе под одной крышей.
Любовь.

ФИЗМИНУТКА

VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ?

- Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

- Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

- На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

    №2  Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15)                

- Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

А у всех ли детей есть родители, семья?

№3 Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51).  

О чем они мечтают?

Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)

- Есть ли у них надежда?

СЛАЙД 8

4  VIII. Притча “Четыре свечи” 

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла. Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!

- Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!

- В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом

- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

Фронтальная беседа. Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальная работа со словарём.

Ответы детей, выводы.

П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

П.- Построение  логической цепи рассуждения.

К. – Уметь  в коммуникации строить высказывания.

формируют умения выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

6.Первичное закрепление

Дом “счастья”? C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок2.jpg

ГЕРБ СЕМЬИ

СЛАЙД 9

Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать? /Приложение 5/.

Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски.

I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.

- “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют .

II группа.: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья” – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя, дядя, ...)

III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”..., “Что нельзя”...

Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.

Нельзя: огорчатьругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

 Крепости семейных отношений:понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

 Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ

А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.

Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов......

Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.

Выполняют задание, обобщают, делают выводы.

 П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

6. Осмысление и обобщение материала.

- Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

- Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль.

Песок — мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

- Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

Учащиеся работают с информацией в группах сменного состава: обсуждают, сравнивают, делятся своей информацией, делают выводы.

Дети  учатся анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы.

Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.Р. – Умение удерживать учебную задачуП. – Строить свои  речевые высказывания в устной форме.П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.УУД:

7. Рефлексия деятельности

(итог урока).

- Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

- Работать в группах?

- Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

- Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный). Мне было трудно, некомфортно - ... (синий).

- Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). 

Ответьте на мои вопросы

- Что на свете всего дороже? Семья.

- А что значит семья?Это – семь я.

- Без чего не может быть она?Без папы, мамы и меня.

- А чем же скреплена она?Любовью, заботой и теплом.

- Ведь все мы связаны семьёй.

Дети читают по цепочке.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!

ГИМН СЕМЬИ

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

Регулятивные УУД: 

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные  УУД:

понимание  значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.

            1 строчка __________________________________________________________________________

2 строчка __________________________________________________________________________

3 строчка __________________________________________________________________________

             

4 строчка __________________________________________________________________________

5 строчка __________________________________________________________________________

         

             1 строчка __________________________________________________________________________

2 строчка __________________________________________________________________________

3 строчка __________________________________________________________________________

             

4 строчка __________________________________________________________________________

5 строчка __________________________________________________________________________

         

            1 строчка __________________________________________________________________________

2 строчка __________________________________________________________________________

3 строчка __________________________________________________________________________

             

4 строчка __________________________________________________________________________

5 строчка __________________________________________________________________________

100

ЛЮБОВЬ

 ПРОЩЕНИЕ

 ТЕРПЕНИЕ

 МИР

"Семья и C:\Users\1\Desktop\romashka.jpgсемейные ценности" 

C:\Users\1\Desktop\Семья Семинар\Семья Материал\ромашка 6.png

        раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г  «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...

Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...

Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"

Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...

Презентация по теме "Семья и семейные ценности"

Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –...

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...

Самоанализ внеклассного мероприятия «Семья и семенные ценности»

Цель урока: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.Задачи:обучающие - расширить представления детей о понятия «Семейные ценности», «Семья», выявление особенностей семьи ...