Технологическая карта внеклассного мероприятия «Семья и семенные ценности»
материал (4 класс)
Цель мероприятия : раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_apr.karta_uroka.doc | 592.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленской области Сычёвского района
МКОУ Вараксинской ОШ
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Тема: «Семья и семенные ценности»
(плановое мероприятие к Году семьи в России)
Класс: 4 класс
Технологическую карту составила: Пушкова Галина Алексеевна
учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
2024 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока: Семья и семейные ценности.
Цель урока: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
- обучающие - расширить представления детей о понятия «Семейные ценности», «Семья», выявление особенностей семьи ;
- развивающие - организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи,
таких как: забота, согласие, любовь, надежда т.д.;
- воспитательные - формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
- сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Планируемые результаты:
Предметные: расширение представлений о семейных ценностях, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.
Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Основные понятия: семья, семейные ценности.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах семейного состава.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран,
магнитная доска.
Применяемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология «Создание учебных ситуаций»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап | Создать эмоциональный настрой на работу: Добрый день, уважаемые коллеги, родители! Ребята! Из глубокого колодца Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется, Луч его нам улыбнется, Новый день оно начнет. - Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло весенних солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения. | Проверить готовность к уроку; создать эмоциональный настрой. | Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности. Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
2. Актуализация знаний Доска 3.Постановка цели и задач урока. | Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ” СЛАЙД 1. “ОБЛАКО СЛОВ” - Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? - Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему
СЛАЙД 2. “Семья и семейные ценности 2024 год-семьи в России В течение, какого -то времени мы изучали свои семьи: составляли Родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, рисовали “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей. ЦЕЛЬ: - Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. - Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.Что такое семья? Что такое семейные ценности? Какая семья называется счастливой? | (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) Ответы детей (Семья, какая должна быть семья). Участвуют в беседе. Выдвигают предположение о цели и задачах урока. Выводы. Определение темы и целей урока. | Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме. |
4. Первичное усвоение новых знаний I. Семья лексическое значение слова II. История появление слова «Семья»
III. Счастливая семья IV. Семейные ценности 100 ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ МИР | I. Семья-значение слова. - Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”-и это должны быть имена существительные? - Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?” СЛАЙД 4. “ОБЛАКО СЛОВ” (Приложение 1). Слайд 5. (№1 ) “Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”. “Семья – это родные друг другу люди”. “Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”. Словарь : С. И. Ожегова “Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова). - А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова - КАКИЕ? (“семь” и “я”). - И тогда оно как будто говорит нам: Слайд 5. (2) “Семья – это семеро так их же, как я”. - И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. II. Появление слова «Семья» - А когда же родилась её величество семья???? .....Ответы детей. - Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но... Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам: Адам:“Сейчас я тебе семь вопросов задам. Автор: И Ева тихо ответила: Ева: “Я!” Адам: “Кто их воспитает, царица моя?” Автор: И Ева снова ответила: Ева: “Я!” Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?” Автор: И Ева снова ответила: Ева: “Я!” Адам: Кто платье сошьет? Постирает белье? “Я, я - снова вторила Ева, - я, я...” Автор: Сказала она знаменитых семь “Я” - Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца, морщинистые руки бабушки. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем). Учитель наполняет баночку камнями (большими) - Полна ли банка? (ДА, полна) Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями). - Полна ли банка? (ДА, полна) - Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку. - Полна ли банка? (ДА, полна) - Учитель выливает воду - Полна ли банка? (ДА, полна) - А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ. Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - ..РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:... ДЕТИ. Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - ...БАБУШКИ И ДЕДУШКИ. Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается ..... Слайд 5. (3) СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ. III. Счастливая семья - это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой. - Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ? Показ ролика№1ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча) Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”. - И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже". - Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ) - Дополните ответы на эти вопросы | (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник). Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение. Предположения детей. Выводы детей. | П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака. Л. - уметь подбирать верную характеристику понятия.
Формирование умения делать выводы. Р.- планирование, прогнозирование. П.- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. |
5. Первичная проверка понимания IV. КЛАСТЕРЫ с понятием «счастливая», «семейные ценности» V. НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА VI. СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК №2 VII. СОЦИАЛЬНЫЙ РОЛИК №3 VIII. Притча “Четыре свечи”№4 | Познакомить с понятием «семейные ценности»
IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 6 ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ кластера Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 4/, клеим на кластер выбранные слова. I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 2/ II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. / Приложение 2/ III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./ Приложение 3/ Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам. - Что мы не берём в счастливую семью? (Дети называют) - Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН. V. СЛАЙД 7. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – существительное. Семья 2 строчка – два прилагательных. Какая она? 3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают? 4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью Дети пишут по группам и озвучивают. Например: Семья. Крепкая, дружная. Семья. Большая дружная. ФИЗМИНУТКА VII. - Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ? - Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему? - Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/ - На чём держатся лепестки? /На сердцевине/. - Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/ №2 Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15) - Как вы думаете, о чем мечтают все дети? - А у всех ли детей есть родители, семья? №3 Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51). О чем они мечтают? - Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье) - Есть ли у них надежда? СЛАЙД 8 №4 VIII. Притча “Четыре свечи” Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают. Первая сказала: — Я — Мир... К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть. И огонёк свечи погас. Вторая чуть слышно промолвила: — Я — Вера... К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её. Третья свеча опечалилась: — Я — Любовь... У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла. Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал: — Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он. Четвёртая свеча произнесла: — Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда. С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!! - Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми! - В семейном кругу мы жизнь создаем, - Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. | Фронтальная беседа. Размышляют, отвечают на поставленные вопросы. Индивидуальная работа со словарём. Ответы детей, выводы. | П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П.- Построение логической цепи рассуждения. К. – Уметь в коммуникации строить высказывания. формируют умения выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. |
6.Первичное закрепление Дом “счастья”? ГЕРБ СЕМЬИ | СЛАЙД 9 Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать? /Приложение 5/. Дети выбирают слова, а потом клеим по группам у доски. I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”. - “Дом” – это...кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют . II группа.: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья” – это.... Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я..... (тётя, дядя, ...) III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”..., “Что нельзя”... Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи. Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся. И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений? Крепости семейных отношений:понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие. - Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”. Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов...... | Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения. Выполняют задание, обобщают, делают выводы. | П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. К.- сотрудничество в поиске и выборе информации. Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
6. Осмысление и обобщение материала. | - Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ. - Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль. Песок — мелочи, все остальное. Что может дополнять семью. - Если сначала наполнить банку песком...... Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ. | Учащиеся работают с информацией в группах сменного состава: обсуждают, сравнивают, делятся своей информацией, делают выводы. Дети учатся анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы. | Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.Р. – Умение удерживать учебную задачуП. – Строить свои речевые высказывания в устной форме.П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.УУД: |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). | - Интересно вам было строить дом, создавать кластеры? - Работать в группах? - Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами? - Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии? Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе - .... (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – ... (зелёный). Мне было трудно, некомфортно - ... (синий). - Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). - Ответьте на мои вопросы - Что на свете всего дороже? Семья. - А что значит семья?Это – семь я. - Без чего не может быть она?Без папы, мамы и меня. - А чем же скреплена она?Любовью, заботой и теплом. - Ведь все мы связаны семьёй. Дети читают по цепочке. Семья – это счастье, любовь и удача, Пусть всё это только игра, ГИМН СЕМЬИ | Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы. | Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности. |
1 строчка __________________________________________________________________________
2 строчка __________________________________________________________________________
3 строчка __________________________________________________________________________
4 строчка __________________________________________________________________________
5 строчка __________________________________________________________________________
1 строчка __________________________________________________________________________
2 строчка __________________________________________________________________________
3 строчка __________________________________________________________________________
4 строчка __________________________________________________________________________
5 строчка __________________________________________________________________________
1 строчка __________________________________________________________________________
2 строчка __________________________________________________________________________
3 строчка __________________________________________________________________________
4 строчка __________________________________________________________________________
5 строчка __________________________________________________________________________
100
ЛЮБОВЬ
ПРОЩЕНИЕ
ТЕРПЕНИЕ
МИР
"Семья и семейные ценности"
раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"
Цель: доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...
Классный час для 3 класса "Семья и семейные ценности"
Сценарий воспитательно-развлекательной программы для учеников и родителей...
Презентация по теме "Семья и семейные ценности"
Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слёзы, и смех,Семья – это то, что с тобою всегда.Пусть мчатся секунды, недели, года,Но стены родные, отчий твой дом –...
Сценарий классного часа на тему семьи и семейных ценностей: «Её величество – Семья». (4 класс)
Сценарий классного часа....
Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)
Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...
Самоанализ внеклассного мероприятия «Семья и семенные ценности»
Цель урока: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека.Задачи:обучающие - расширить представления детей о понятия «Семейные ценности», «Семья», выявление особенностей семьи ...