Воспитательное мероприятие на тему «Культура народов Южного Урала.»
план-конспект урока (4 класс)
Цель мероприятия: Формирование культурных ценностей родного края.
Задачи мероприятия:
Воспитательная: познакомить с коренными народами Южного Урала.
Развивающая: развитие культурного кругозора.
Образовательная: дать представление о культуре народов Южного Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 28.45 КБ |
Презентация | 1.77 МБ |
Раздаточный материал | 11.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1
Школа: МАОУ СОШ №104 Класс: 4м Учитель: Черненко Оксана Юрьевна Отметка за проведение: Подпись: | Студенты: Безрукова А., Букаева Н., Родионова А., Чешкова А Методист: Гарбуз Олеся Александровна Подпись: |
Конспект воспитательного мероприятия
Дата проведения | 13.05.2024 |
Форма мероприятия | Внеклассное мероприятие |
Тема мероприятия | «Культура народов Южного Урала.» |
Цель мероприятия | Формирование культурных ценностей родного края. |
Задачи мероприятия | Воспитательная: познакомить с коренными народами Южного Урала. |
Развивающая: развитие культурного кругозора. | |
Образовательная: дать представление о культуре народов Южного Урала. | |
Необходимое оснащение | Цветные карандаши, листы А4, ручки, презентация. |
Этапы мероприятия | Содержание этапов | Примечание |
I. Организационный | - Здравствуйте, дорогие ученики. Обратите внимание на слайд и предположите тему нашего урока. Всё правильно, сегодня мы поговорим о культуре народов Южного Урала, а именно о национальных костюмах и традициях. - Давайте сформулируем цель: познакомится с народами Южного Урала и их культурой. - Знаете ли вы о коренных народах Южного Урала? - Всё верно, но есть и другие народы, с которыми мы вас сегодня познакомим. | Предполагаемые ответы детей: башкиры, русские, татары, казахи |
II. Основной | - Культура народов Южного Урала является уникальным и богатым многообразием традиций, обычаев, языков, искусства и ремесел. В этом регионе проживает большое количество народов, каждые из которых имеют свои уникальные культурные особенности. - Ребята, посмотрите кто к нам пришёл! Это же Скрат, он гулял по Южному Уралу и снова потерял свои жёлуди, давайте поможем ему найти их. - Чтобы найти жёлуди нам предстоит познакомиться с народами Южного Урала. - Мы подготовили интересный квест, суть которого заключается в работе по станциям, вы разделены на 4 команды, каждая команда работает на станции и по нашему сигналу вы будете переходить на другую станцию. Станция 1. Ханты - Давайте спросим видели ли жёлуди Ханты. Но сначала, давайте с ними познакомимся. Ханты – коренной малочисленный народ, проживающий на территории Южного Урала. Основными занятиями являются охота, собирательство, скотоводство и рыболовство. Традиционные ремесла – резьба по дереву, кузнечное дело, изготовление изделий из бересты, ткачество. - Давайте теперь поговорим об орнаментах народа ханты. Знаете ли вы, что такое орнамент? - Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. Зоо- и растительные мотивы орнамента – «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и другие – выполнены техникой аппликации из полосок ткани, сукна или техникой меховой мозаики: мастерица сшивает полоски белого и темного оленьего меха, затем вшивает декоративную полосу в подол, рукав халата, шубы, на шапку. Дополнительно такой мозаичный узор украшают полосками из цветного сукна и бисером. У Хантов нашёлся 1 жёлудь, но они сказали, что видели такой же у следующего народа. Станция 2. Манси - Манси – малочисленный народ в России. Первоначально они жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах других народов в 11-14 веках переселились в Зауралье. Традиционными занятиями были охота, рыболовство, оленеводство, земледелие и скотоводство. Изготовление одежды у манси всегда было женским занятием. - Знаете ли вы, что такое орнамент? - Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. - В народном искусстве манси основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных Хантов. Орнамент состоял из вышивки, аппликации, мозаики: геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. - Народ манси отыскали жёлудь, но сказали, что ещё 1 жёлудь хранится у следующего народа. Станция 3. Удмурты - Удмурты – один из коренных народов Южного Урала. Удмурты являются самым рыжим народом России. И одним из наиболее рыжих этносов мира. Основными занятиями были земледелие, рыбалка, охота, животноводство, лесное хозяйство. Женщины же занимались изготовлением одежды. - Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. - Давайте теперь рассмотрим распространённые национальные узоры – звезды, треугольники, ромбы и квадраты. Удмуртки знали множество узоров, которые имели свои названия, например: рог барана, крылья утки, глаз голубя. Кафтан иногда украшали небольшими монетами, ракушками, бусинами. Оказалось, что Удмурты тоже нашли жёлудь Скрата, но сказали, что видели такой же у следующего народа. Станция 4. Башкиры - И вот мы оказались у башкирского народа. Башкиры самый уральский, самый исконный народ на Южном Урале. Давайте рассмотрим их занятия и особенности орнамента. -Занимались башкиры охотой, включая соколиную, рыбной ловлей, бортничеством, сбором дикорастущих плодов (шиповник, черемуха, малина, грибы, черемша и др.), корней растений. Знаете ли вы, что такое орнамент? - Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов. Возникал он из обычных рисунков, в которых исключалось все ненужное, суть рисунка упрощалась, а характерные его черты преувеличивались. - Набор образов и фигур башкирского орнамента стоит на противопоставлении дня и ночи, жизни и смерти, света и тьмы, мужского и женского. Эти фигуры чередуются между собой, а в одно целое их объединяет некий центральный элемент. Таким центром мог стать образ женщины-прородительницы, силуэт дерева жизни или ромб, как символ земли и пашни. Особое значение имел цвет башкирского орнамента. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Их башкиры ассоциировали с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира. - Башкиры тоже нашли жёлудь Скрата. Ура, наконец-то Скрат нашёл свои жёлуди. Динамическая пауза Содержание динамической паузы: ученики повторяют движение головы вправо-влево, делают наклоны и приседают. - А какой самый многочисленный народ на урале вы знаете? - Верно, это русский народ. - Несмотря на то, что русские являются самым распространенным народом Южного Урала, переселились они на эти земли только в 1586 году. Давайте рассмотрим занятия и орнаменты русского народа. - Основным занятием большинства русского населения Урала было земледелие, скотоводство, охота, пчеловодство и рыболовство. - Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов. Нижний, земной ярус одежды выполняли символами земли - семян и растений - в черном цвете. Верх одежды украшали изображениями птиц и символами дождя. Для костюма характерна разработанность растительных и геометрических мотивов: косые кресты, крючкообразные фигуры, розетки, восьмиугольные звезды, ромбы с загнутыми отростками. - Мы поговорили об орнаментах разных народов, и мы предлагаем вам придумать свой орнамент со своими узорами и значением. На ваших столах лежат орнаменты народов, о которых мы говорили для примера, но не повторяйте в точности эти орнаменты. Содержание задания: Дети рисуют орнамент, на основе представленных. | Начинают работать. Дети переходят к следующей станции. Переходят к другой станции. Переходят к другой станции. Выполняют задание. |
III. Заключительный | - Давайте подведём итог нашего классного часа. Какой была наша цель? - Верно, как думаете достигли ли мы её? - Переверните листочки и закрасьте кружочек, который лучше всего подходит вам. - Что больше всего запомнилось вам за урок? | Проведение рефлексии. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Культура народов Южного Урала»
Цель: познакомится с народами Южного Урала и их культурой.
Орнамент – повторение и чередование одних и тех же элементов.
Русский народ являются самым распространенным народом Южного Урала, переселились они на эти земли только в 1586 году. Костюм русского народа
Кокошник Лапти
Орнамент русского народа
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на урок музыки .Тема "Культура народов мира" "Цыганские танцы"
детям было очень интересно узнавать новое про культуру разных народов. Они с интересом ждали. что-же я приготовила на урок. Каждый урок- новое открытие....
Воспитательное мероприятие на тему: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»
Воспитательное мероприятие на тему:«Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?»...
Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Южного Урала". 3 класс.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....
Внеклассное мероприятие на тему: "Дружба народов".
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия на тему: &quo...
Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала
РазноеЖивые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала...
Обычаи и традиции народов Южного Урала
Проект, выполненный по окружающему миру....
Воспитательное мероприятие на тему: "Культура народов Южного Урала".
Цель: Формирование культурных ценностей родного края.Задачи мероприятия:Воспитательная: познакомить с коренными народами Южного Урала.Развивающая: развитие культурного кругозора.Образовательная: ...