Беседа "Дети блокадного Ленинграда"
план-конспект занятия (2 класс)
Цель беседы "Дети блокадного Ленинграда": формировать уважительное отношение к героическому прошлому своей страны; развивать чувство гордости за свою страну, за свой народ, показать пересечение исторических параллелей: родного села и блокадного Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дети блокадного Ленинграда | 411.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Дети блокадного Ленинграда»
Аудитория: обучающиеся
кружка «Азбука общения»
ПДО: Перепечина Е.В.
Время проведения: 06.02.2024г.
1 группа (2 класс)
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Цели: формировать уважительное отношение к героическому прошлому своей страны; развивать чувство гордости за свою страну, за свой народ, показать пересечение исторических параллелей: родного села и блокадного Ленинграда.
Задачи:
- познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей;
- развивать потребность узнавать историю своей семьи, индивидуальные творческие и коммуникативные способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность;
- подвести учащихся к пониманию великого подвига ленинградцев в годы Великой отечественной войны; способствовать патриотическому воспитанию учащихся.
-развивать речь и мышление.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
- В этом году наша страна будет отмечать 79 лет, как закончилась Великая Отечественная война.
- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с одной такой страницей. А посвящена она будет детям блокадного Ленинграда.
- Тема нашего воспитательного занятия: «Дети блокадного Ленинграда»
(слайд 1)
3. Основная часть.
(слайд 2)
- Город Ленинград, ныне это город Санкт-Петербург. Ещё этот город называют северной столицей нашей страны. 8 августа 1941 года этот город оказался со всех сторон окружённым врагом.
(слайд 3)
- Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам, детям блокадного города, пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.
(слайд 4,5)
- В это время в городе находилось более трёх миллионов человек, и среди них 400 тыс. детей. Вместе со взрослыми дети и подростки Ленинграда встали на защиту любимого города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
(слайд 6)
- К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому времени немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому хлеб в Ленинграде выдавали строго по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы – лебеды, древесных опилок.
- И все же блокадная пайка хлеба была той единственной ниточкой, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
(слайд 7, 8, 9)
- Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами.
- В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.
Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.
(слайд 10)
- В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах.
(слайд 11, 12, 13)
- Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 650 тысяч жителей города.
(слайд 14)
- До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки — Тани Савичевой.
В нём всего девять страниц. Из них на шести — даты. И за каждой — смерть.
Шесть страниц — шесть смертей: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».
- Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
- Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.
- Ребята! Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей? Что это была за дорога?
(слайд 15)
- Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков.
Дорога жизни
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Все же идет машина,
Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
(слайд 16)
- 900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами.
- Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!
(слайд 17) Минута молчания.
4. Практическая работа.
- К сожалению, и в наше время есть такие места, где дети гибнут под бомбами. Умирают от голода и болезней. Не знают, что такое тёплый дом, мамина ласка, умная книга. Они протестуют, как умеют: рисуют плакаты и картины, пишут стихи.
- Я предлагаю и вам внести свой вклад в дело за мир, за победу. Все вместе мы можем создать плакат о мире, о победе.
- У вас на столах лежат голуби. Голубь – это символ мира. Придумайте и напишите на своих голубях синонимы к слову мир, пожелания о мире.
* Дети пишут пожелания и приклеивают своих голубей на лист ватмана. На ватмане заголовок: «Мы за мир!»
Конкурс рисунков по желанию (предварительная работа), обсуждение, подведение итогов.
Создание общего плаката «МЫ ЗА МИР!», для отправки бойцам СВО.
5. Подведение итогов.
- Ребята, что вы чувствуете, глядя на нашу работу?
* Выслушиваются ответы детей.
- Я полностью присоединяюсь к вашим чувствам. Пусть над нашей планетой сияют мирные звёзды. И пусть дышится глубже, спокойней, вольней.
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Мир нужен всем!
Мир! Мир! Мир!
Песня «Солнечный круг».
6.Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Блокадный Ленинград"
В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...
Презентация "Дети блокадного Ленинграда"
Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...
Дети блокадного Ленинграда
1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...
Классный час "Дети блокадного Ленинграда"
Материал классного часа знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....
Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...
Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.
Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)
Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда) При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...