Использование новых форм, методов и приёмов работы с родителями
статья

Алена Геннадьевна Перфильева

Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут  активными участниками встреч и помощниками учителя, будет создана атмосфера взаимоуважения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_formy_s_roditelyami.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых форм,  методов  и приёмов работы с родителями

 Возьмите чашу терпенья, влейте в нее полное сердце любви, добавьте в нее две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора, и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

Сегодня в обществе идет становление новой системы образования. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а закон РФ «Об образовании» указывает педагогам и родителям стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из этого, одной из основных задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе школы, однако в реальных взаимоотношениях педагогов  и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство школы решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом школы по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность школы.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и школы является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараться организовать минимально затратной по времени, но эффективно.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу с анкетирования «Сотрудничество школы и семьи». Получив реальную картину на основе собранных данных, анализировать  специфику семьи и семейного воспитания  школьника, степень «включенности» родителей в воспитательно-образовательный процесс.

По степени «включенности» можно выделить три группы родителей:

  1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работыобразовательного учреждения (активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей).
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации (заинтересованные, но желающие решить проблему с помощью специалистов).
  3. Родители – критические наблюдатели, равнодушные, живущие по принципу: «меня воспитывали так же».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в школе, показать, что может школа сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, дополним  традиционные формы работы с родителями новыми, способствующими вовлечению в работу большей части семей.

Активные формы, методы и приёмы

  1. «Школа любящих родителей» – основным направлением деятельности школы является оказание психолого-педагогической помощи родителям учащихся, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению.
  2. Презентация учреждения. Цели: показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка, его психических процессов.
  3. Открытые мероприятия с детьми в школе для родителей. Родители знакомятся со структурой и спецификой проведения занятий в ОУ.
  4. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
  5. Тематические консультации. Проводятся плановые и неплановые, индивидуальные и групповые консультации. Темы консультаций формируются из поступающих запросов родителей.
  6. Групповые собрания родителей. На групповых собраниях родители знакомятся с содержанием, задачами и методами обучения детей определенного возраста в условиях школы  и семьи.
  7. "Круглый стол" с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания и развития детей. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или иной темы со специалистами. На заседаниях круглого стола успешно используется прием работы – решение педагогических ситуаций. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
  8. В настоящее время все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско -проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение.
  9. «Использование игровых приемов  на родительских собраниях, средство развития коммуникативной  компетентности родителей».

Способы работы с родителями

Определение понятий. Берется всем известное понятие, которому следует дать "научное" определение. Например, слово "гора". Гора – это возвышенность на поверхности земли, имеющая разнообразную форму. В определении необходимо указать существенные и несущественные признаки. Они должны раскрывать сущность предмета и отличать данное понятие от других. Это своего рода разминка, а далее переходят к понятиям, которые связаны с темой родительского собрания. Определяя понятия, родители будут лучше осознавать проблему и, возможно, выделят для себя какие-то направления в работе с детьми.

Клубок вопросов. В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников. Вопросов должно быть больше, чем участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем должен передать клубок дальше. И так до тех пор, пока не будут рассмотрены все вопросы.

Высказать мысль другими словами. Берется фраза, которая может быть связана с темой обсуждения. Предлагается высказать эту же мысль, но другими словами. Ни одного слова из первого предложения использовать нельзя. Например:

– Я всегда настроен благожелательно.

– Меня нельзя упрекнуть в негативном отношении.

Предложите родителям потренироваться делать замечания детям или высказывать слова одобрения не так, как они обычно делают, а используя другие слова и выражения.

Сделать наоборот. Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. Можно и сам факт переиначить и пофантазировать, что получится. А затем следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все сделать наоборот: например, вместо того, чтобы наказывать – поощрить; вместо того, чтобы шлепнуть, – приласкать и т. д.

Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3–4 заголовка. Предлагается составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой на родительском собрании проблемой.

Карусель проблем. Все участники родительского собрания делятся на группы. Общая проблема разбивается на более мелкие. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа. Получив по одному такому листу, в течение 3–5 мин каждая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только группа получает свои листы назад, работа по обсуждению прекращается, ее участники обобщают полученные ответы и представляют их всем. Обсуждение выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Ее целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания. Например, тема родительского собрания "Как помочь ребенку учиться самостоятельно" может быть представлена такими вопросами:

Как научить ребенка быть внимательным?

В каких случаях целесообразнее выполнять задание вместе?

Как проконтролировать учебу ребенка? и др.

Слишком узкие проблемы с трудом поддаются дифференциации. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствует и проведение различных конкурсов, ежегодных акций, выставок совместных работ родителей и детей.

Должна проводиться  работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка.

Проводимая работа будет способствовать повышению внимания родителей и учителей  к переживаниям ребенка в адаптационный  период жизни в школе, повысится  уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует  развитию их творческой инициативы, педагоги  получат не только теоретические знания, но и практические навыки общения с родителями.

Использование разнообразных форм работы даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут  активными участниками встреч и помощниками учителя, будет создана атмосфера взаимоуважения.

Семья и школа – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Все это будет  возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уйдут   непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых форм, методов и приёмов работы с родителями.

Использование новых форм,  методов  и приёмов работы с родителями в начальной школе...

Использование новых приёмов фиксации ошибок в письменных работах по русскому языку как эффективное средство повышения грамотности младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у школьников - одна из основополагающих задач при обучении русскому языку.  Как научить ребёнка грамотно писать? Этот вопрос волнует каждого учителя, ...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Исследовательская работа: "Патриотическое воспитание обучающихся".

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Поэтому многие общественные и государственные учреждения занимаются вопросами социального воспитания. ...

Структура урока и приёмы работы на уроке «открытия» нового знания

В данном документе представлена большая подборка приёмов работы на уроке "открытия," нового знания.  Для удобства использования приёмы расписаны в соответствии с определённым этапом уро...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательно

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Мезенцевой С.А., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образователь...