Мастер-класс для детей "Ораторское искусство"
материал

Цыганова Екатерина Валерьевна

Если вы хотите, чтобы ваши ученики свободно выступали перед аудиторией, предлагаю вам несколько интересных заданий для обучения детей ораторскому искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вспомните, сколько раз Вы сталкивались с необходимостью публичных выступлений: презентации, разнообразные zoom-конференции, семинары. А сколько раз ловили себя на мысли, что нужно прибегнуть к помощи педагогов, чтобы подготовиться к мероприятию? В ходе занятий по ораторскому искусству регулярно звучит резонный вопрос: «Почему меня этому не учили в школе?». А ведь действительно…

Дома школьник учит стихотворение, запоминает его без проблем, но, когда на уроке учитель вызывает к доске, начинает путаться. Вроде и помнит всё, но слова как-то не идут. А если такому ребёнку дают задание выступить с докладом, для него это становится невыполнимой миссией. Вот поэтому учить детей ораторскому искусству нужно с малых лет. Как?

Что же такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Наверное, все ​мы​ ​часто​ ​спрашиваем​ ​у​ ​себя: «А​ ​зачем​ ​мне​ ​это​ ​нужно?», «Что​ ​это​ ​даст мне?». А ​еще​ ​чаще​ не​ ​​находим ответа, так​ ​и​ ​продолжая​ ​находиться​ ​на​ ​одном​ ​и​​ том​ ​же​ месте. Сегодня ​мы​ ​с​ ​вами​ ​ответим ​на​ ​эти​ ​вопросы​ ​​и ​​дадим ​старт​ ​новому​ ​​шагу ​развития.

Для ​начала​ ​рассмотрим​ ​7​ ​законов​ ​хорошего​ ​оратора: ​

  • Контроль ​своего​ ​тела​
  • Голос
  • Контакт ​с​ ​аудиторией​
  • Захват ​территории​
  • Привлечение ​внимания​
  • Составление ​цели​
  • Любовь

“Контроль​ ​своего​ ​тела”

Очень ​важную​ ​роль​ ​в​ ​нашей​ ​жизни​ ​играет​ ​ невербальное​ ​​и ​вербальное​ ​ общение. Я​зык ​жестов, тела. Все​ ​то, что​ ​Вы​ ​делаете​ ​телом, это​ ​уже​ ​слова, поступки​ ​и​ ​Ваш​ ​мотив​ ​на​ работу.

  • Прямая ​осанка​
  • Ровные ​плечи​
  • Правильная ​поза​
  • Говорящие ​руки​

 “Голос”

Большую ​часть​ ​информации​ ​мы​ ​узнаем​ ​​через ​​слуховой ​контакт. Для​ ​развития​ голоса, нам ​нужно​ ​провести​ ​речевую​ ​и​ ​дыхательную​ ​разминку. ​

Так ​же​ ​для​ ​того, чтобы​ ​голос​ ​был​ ​чистым​ ​и​ ​приятным, нужно​ ​держать​ ​осанку, легко​ дышать ​и​ ​освободить​ ​грудную​ ​клетку. Как​ ​все​ ​​это ​​сделать, мы ​узнаем​ ​Во​ ​время​ разминки.

“Контакт”

Одна ​из​ ​самых​ ​популярных​ ​ошибок​ ​любого​ ​выступающего​ ​-​ ​отсутствие​ ​контакта​ ​с​ аудиторией ​или​ ​человеком. ​

Для ​удержания​ ​внимания​ ​и​ ​заинтересованности, нужно​ ​​чтобы ​​человек ​думал, что​ ​Вы​ говорите ​именно​ ​с​ ​ним. Для​ ​этого​ ​нам​​ и​​ нужен​ ​зрительный​ ​ контакт. ​

 “Захват​ ​территории”

Выходя ​на​ ​публику​ ​вам​ ​​дается ​ определенное​ ​место, ​ ​но​ ​честно​ ​из-за​ ​ошибок​ ​​это ​место​ теряется ​вместе​ ​с​ ​вами. ​

Нужно ​ходить​ ​вокруг, тем​ ​самым​ ​захватывая​ ​территорию​ ​ и​ ​​внимание ​зала. Одной​ ​из​ фишек ​данного​ ​пункта​ ​является​ ​интерактив. Многие​ ​используют​ ​этот​ ​момент​ ​как​ возможность ​захватить​ ​территорию​ ​зала. ​

Важно, чтобы ​Ваша​ ​публика​ ​​вас​ ​слушала​ ​​и ​​слышала. Для ​этого​ ​нам​ ​обязательно​ нужно ​включать​ ​задние​ ​ряды, на​ ​​которых ​​часто ​сидят​ ​те, кто​ ​никак​ ​не​ ​заинтересован​ ​в​ деле. Сделать ​это​ ​можно​ ​простыми​ ​вопросами. ​

“Внимание”

Привлечение ​внимание​ ​к​ ​себе-​ ​это​ ​неотъемлемая​ ​часть​ ​выступления. Это​ ​можно​ сделать ​несколькими​ ​способами: ​

  • Контакт
  • Интерактив
  • Повышение ​и​ ​понижение​ ​тональности​ ​и​ ​громкости​ ​голоса​
  • Темп
  • Необычные ​вещи​ ​и​ ​действия​

 “Цель”

Почти ​90​ % ​всех​ ​ораторов​ ​не​ ​понимают​ ​и​ ​не​ ​ставят​ ​цель, зачем​ ​им​ ​это​ ​нужно. Без​ данного ​пункта​ ​не​ ​будет​ ​дальнейшего​ ​продвижения​ ​и​ ​развития, он​ ​помогает​ ​ нам​ анализировать ​себя​ ​и​ ​ситуацию, подробнее​ ​узнать, что​ ​​нам ​​нужно ​для​ ​этого​ выступления.

“Любовь”

Без​ ​чего​ ​не​ ​существует​ ​мир? ​ Конечно, без ​любви. ​

Так ​же​ ​и​ ​в​ ​выступлениях​ ​и​ ​​ораторском ​ искусстве. Люди​ ​должны​ ​чувствовать, что​ ​ты​ даешь ​им​ ​этот​ ​заряд​ ​эмоций, любви, энергии. ​

Ну ​и​ ​в​ ​этом​ ​​нам​ помогает​ ​наше​ ​прекрасное​ ​лицо. Сейчас​ ​мы​ ​научимся​ ​​показывать ​свои​ горящие ​глаза​ ​и​ ​яркую​ ​улыбку. ​

Голосовая разминка:

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Трава, трамвай, трус, тропа, ватрушка, петрушка, траншея, витражи, тропа, тропинка, троллейбус, трусишка, осмотры, литры, театры, Пётр, центр, метр.

«Этажи»

Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем "спускайтесь" вниз.

«Быстро ехали»

Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

«Трудные сочетания»

Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр.

Упражнение «Дирижер»

Ведущий с помощью руки показывает уровень громкости звуков: чем выше поднята рука, тем громче должны говорить участники. Рука, которая, движущаяся в стороны на одной высоте, означает протяжный звук на одной громкости. В качестве разминки предлагается говорить один звук, например, «А». Затем вся группа должна произносить слово, наблюдая за ведущим дирижером, который «регулирует громкость».

Игра.

  1. Корреспондент.

Вам нужно будет придумать вопросы, которые вы будете задавать в течении одной минуты.

  • Бизнесмен.
  • Телеведущий.
  • Учитель.
  • Депутат.
  1. Скороговорки
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  1. Замени гласную букву.

Жили у Бабуси два весёлых гуся, один - белый, другой – серый, два весёлых гуся.

  • Буква «А»
  • Буква «И»
  • Буква «У»
  • Буква «Ы»

  1.  «Если бы я был...»

Участники делятся на малые группы по 3 – 4 человека и выбирают себе любой предмет. Пробуют погрузиться в ее мир, воображая себя этой вещью, ощущает ее характер. От лица этой вещи рассказывают, как она себя чувствует в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем, используя навыки публичного выступления.

  1. «Составь рассказ»

Дается две фразы, не связанные по смыслу. Задача участников между первой и второй фразой придумать промежуточный текст, так, чтобы получился логичный рассказ.

  • На сковороде жарилось мясо…. Катер прибыл в бухту по расписанию
  • Утром пошел снег … Чебурашка ел апельсины
  • Тихо шумел лес … дискотека началась вовремя
  • Поезд начал набирать ход … в деревне погасло электричество

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр.

 Бизнесмен.

Телеведущий.

Учитель.

Депутат.

От топота копыт пыль по полю летит.

Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Жили у Бабуси два весёлых гуся, один - белый, другой – серый, два весёлых гуся.

  • Буква «А»

Жили у Бабуси два весёлых гуся, один - белый, другой – серый, два весёлых гуся.

  • Буква «И»

Жили у Бабуси два весёлых гуся, один - белый, другой – серый, два весёлых гуся.

  • Буква «У»

Жили у Бабуси два весёлых гуся, один - белый, другой – серый, два весёлых гуся.

  • Буква «Ы»

  • На сковороде жарилось мясо…. Катер прибыл в бухту по расписанию

  • Утром пошел снег … Чебурашка ел апельсины

  • Тихо шумел лес … дискотека началась вовремя

  • Поезд начал набирать ход … в деревне погасло электричество

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр.

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр.

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по изобразительному искусству

Мастер-класс по теме: "Я рисую море..."Цель: развитие творческих способностей, художественного вкуса детей младшего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями искусства и и создания соб...

Мастер-класс«Использование программы ArtRage на уроках изобразительного искусства»

Это мастер-класс по использованию графической программы "ArtRage" на уроках изобразительного искусства. Сейчас во многих школах имеются мобильные классы, и появилась возможность использовать графическ...

Мастер-класс на тему "Искусство и экология"

Произведения искусства, словно в зеркало, отражают прелесть и, в тоже время, уязвимость красоты окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, вы...

Мастер-класс в 1 классе по изобразительному искусству на крымскотатарском языке на тему "Золотая рыбка в технике "пуантилизм""

Конспект урока по изобразительному языку для  школ и классов с крымскотатарским языком обучения...

Методическая разработка Мастер-класса для 4 класса "Быть вместе-это искусство"

Развитие и воспитание  толерантной культуры  на основе рефлексивного мышления....

Мастер-класс "О чём говорит искусство"

На примере мастер-класса "О чём говорит искусство", мы можем рассмотреть процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, а также личностных универсальных учебных ...

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы

Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...