Особенности организации летней дистанционной площадки для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
консультация (1 класс)
Особенности организации летней дистанционной площадки для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы — это время восстановления здоровья, восполнения сил, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Поэтому очень важно, чтобы родители, воспитывающие детей с ОВЗ, с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Чем занять ребёнка, чтобы он не проводил все три месяца у компьютера или телевизора? Как помочь ему приумножить, а не растерять знания, полученные за год? Как сделать отдых не только полезным, но и приятным?
Последние годы показали, что летние лагеря и площадки можно проводить, как в очном, так и дистанционном формате. Это обусловлено проблемой отсутствия возможности посещать учреждения дополнительного образования (далее УДО).
В этой статье пойдет речь о том, как провести летние каникулы в дистанционном формате с пользой.
Летняя площадка «Дорогой дружбы» для учащихся клуба молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель площадки: организация полноценного и безопасного отдыха детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в период летней площадки.
Задачи:
- создание необходимых условий для организации содержательного отдыха детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение и углубление знаний детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья о родном городе, его истории, достопримечательностях, людях;
- развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование навыков общения и толерантности.
Участники - обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью и их семьи, т.к. родители, воспитывающие детей-инвалидов, главные помощники и равноправные участники работы площадки.
Причем, участие взрослых не требует профессиональных знаний и умений. Они должны проявлять заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.
Каждый день площадки тематический.
Например, первый день площадки назывался «Здравствуй, лето веселое!». В этот день учащиеся готовят видео приветствие. Получив от педагогов подробную инструкцию, ребята продумывают текст приветствия, готовят наряд, выбирают красивый фон для видео съемок (дома или на улице), снимают приветствие и размещают его в специально созданной группе в социальной сети Viber.
Особый интерес может вызвать тематический день «Мой огород». Учащимся предлагается выбрать любое растение (семена или отросток), которое есть на даче (цветы, огурец, помидор, кабачок, клубника) или дома (комнатное растение). Посадить и ухаживать за ним. Пока будет идти работа площадки, ребята должны присылали фотоотчеты в группу: первый отчет о посадке растения; следующий - фото и видеоотчет о том, как ребята ухаживают за своим «зеленым другом»: поливают, рыхлят, удобряют и т.д.
Было бы очень хорошо, если и после окончания летней площадки, ребята продолжат помогать своим родителям и уже осенью, в начале учебного года поделятся результатами своего труда – выращенными цветами, овощами и фруктами.
Далее, участникам площадки с родителями предлагается пофантазировать и представить себя в роли художника-модельера, создать костюм на тему «Я веселый огородник». Для создания костюма можно использовать подручные материалы: листья и ветки растений (лопух, клен канадский, сирень, карагач, одуванчики и т. д.). Из этих материалов учащиеся могут сделать: венок, юбочку, украсить футболку, в которой работают.
Поскольку площадка проходит в июне, несколько дней посвящается Великой Отечественной войне. Воспитанники могут участвовать во Всероссийской минуте молчания, принять участие в акции «Свеча памяти», зажечь свечу, поставить ее на окно в память о жертвах в Великой Отечественной войне. В эти дни участники площадки читают и слушают стихи о войне, смотрят фильм «В бой идут одни старики». Обсуждение фильма в общем чате может показать, актуальны ли для воспитанников сейчас такие понятия, как «подвиг», «самопожертвование», «любовь к своей Родине».
Пандемия заставила общество по- новому взглянуть на профессию медиков. Первыми, кто столкнулся с новой угрозой для всего человечества-стали медицинские работники (врачи, медсестры, санитары). Именно медики самоотверженно помогают всем, кто нуждается в помощи. Слова благодарности врачам участники площадки могут выразить в рисунках, стихах в рамках всероссийской социальной онлайн-акции «Доктора – детям, дети – докторам». Работы ребят можно разместить в сети интернет с хештегом #Доктора-детям , дети- докторам.
В тематический день, посвященный Дню России, ребята могут принять участие во Всероссийской акции «Я рисую мелом», просмотреть информационный видео ролик «12 июня-День России», нарисовать патриотические рисунки: флаг, герб, малую родину и т.д.
В течение месяца с воспитанниками работает логопед. Проходят дистанционные занятия «Учимся говорить красиво». Участники площадки получали видео задания от логопеда и отрабатывают их дома, с родителями. Особый интерес вызывают пальчиковые игры и чистоговорки. Результатом занятий будет улучшение звукопроизношения у ребят.
Ежедневно работают онлайн мастерские «Мир волшебных красок», «Творческая мастерская».
Каждое дистанционное занятие в мастерских площадки индивидуально, рассчитано на одного учащегося. Занятие разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося с ОВЗ и инвалидностью, определяется образовательными потребностями.
При организации дистанционных занятий, во время работы летней площадки, используются различные информационные ресурсы: образовательные порталы, сервисы, приложения и социальные сети, удобные, прежде всего для семьи, воспитывающей учащегося с ОВЗ и учащегося - инвалида.
При проведении дистанционных занятий педагоги используют разнообразные формы подачи учебного материала:
· дидактический материал (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы)
· печатные материалы
· аудиоматериалы
· наглядный материал (рисунки, картинки, фильмы, презентации)
· видеоматериалы.
Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им, в первую очередь, необходимы конструктивная помощь, совет специалиста, морально - психологическая поддержка, необходима полезная практическая информация. Поэтому, занятия в творческих мастерских организовываются так, чтобы учащийся и родитель получили от задания педагога максимальный объем полезной информации, не тратя время на ее поиск.
Занятия в мастерских проходят по следующему алгоритму:
- педагог отправляет информационное сообщение в социальной сети, где сообщает тему, озвучивает цель занятия, объясняет теоретический материал, используя презентации, видеоролики, пошаговые инструкции и т.д. (возможно использование активных ссылок в сети интернет). Учащиеся получают от педагога задание для самостоятельной работы.
-выполнение задания учащимся (самостоятельно или при помощи родителей). На этом этапе педагог консультирует учащегося при возникновении трудностей в работе.
- после выполнения задания, учащиеся присылают педагогу фото, видеоотчет, на основе чего составляются мини-отчеты (коллажи, видеоролики, презентации с работами учащегося) для демонстрации результатов творческой деятельности и мотивации учащихся в общей группе площадки.
В работе летней дистанционной площадки эффективной формой работы является видеоурок. В нашем случае, видеоурок – это всего лишь фрагмент занятия, во время которого учащийся получает ту или иную информацию, учится ее воспринимать и адекватно применять ее на практике.
Для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, как показала практика, очень хорошо зарекомендовали себя видеоуроки по правополушарному рисованию.
Правополушарное рисование - одна из самых популярных на сегодняшний день техник для развития творческого мышления.
Разработана методика правополушарного рисования американским преподавателем искусств, доктором наук, Бетти Эдвардс на теории известного психобиолога, обладателя Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри.
Суть методики заключается в умении временно отстраниться от критического восприятия или анализа, производимых центрами левого полушария, и обратиться к внутренним переживаниям, видеть образы целостными, яркими. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса. Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей
Занятия по правополушарному рисованию позволят сохранить образность мышления, пробудить желание творить, выражать эмоции посредством изобразительного искусства.
За время работы площадки ребята посетят онлайн выставки музеев города, онлайн мастерские «Волшебный клубок», «Творческая мастерская», «Мир волшебных красок», «Учимся говорить красиво и правильно» (логопед), летний онлайн кинотеатр. По итогам работы может быть оформлена интерактивная выставка творческих работ участников дистанционной летней площадки.
Положительные отзывы родителей, эмоционально – положительный настрой детей и подростков позволяют сделать выводы: проведение дистанционной летней площадки является эффективной формой летнего отдыха. Но, стоит отметить главное: дистанционная летняя площадка, как форма не может полностью заменить очный формат летнего отдыха учащихся с ОВЗ и инвалидностью, так как им необходимо прямое общение с педагогом и другими учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации летней дистанционной площадки для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы — это время восстановления здоровья, восполнения сил, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Поэтому очень важно, чтобы родители, воспитывающие детей с ОВЗ, с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Чем занять ребёнка, чтобы он не проводил все три месяца у компьютера или телевизора? Как помочь ему приумножить, а не растерять знания, полученные за год? Как сделать отдых не только полезным, но и приятным?
Последние годы показали, что летние лагеря и площадки можно проводить, как в очном, так и дистанционном формате. Это обусловлено проблемой отсутствия возможности посещать учреждения дополнительного образования (далее УДО).
В этой статье пойдет речь о том, как провести летние каникулы в дистанционном формате с пользой.
Летняя площадка «Дорогой дружбы» для учащихся клуба молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель площадки: организация полноценного и безопасного отдыха детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в период летней площадки.
Задачи:
- создание необходимых условий для организации содержательного отдыха детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
- расширение и углубление знаний детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья о родном городе, его истории, достопримечательностях, людях;
- развитие познавательной активности, творческого и интеллектуального потенциала детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование навыков общения и толерантности.
Участники - обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью и их семьи, т.к. родители, воспитывающие детей-инвалидов, главные помощники и равноправные участники работы площадки.
Причем, участие взрослых не требует профессиональных знаний и умений. Они должны проявлять заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.
Каждый день площадки тематический.
Например, первый день площадки назывался «Здравствуй, лето веселое!». В этот день учащиеся готовят видео приветствие. Получив от педагогов подробную инструкцию, ребята продумывают текст приветствия, готовят наряд, выбирают красивый фон для видео съемок (дома или на улице), снимают приветствие и размещают его в специально созданной группе в социальной сети Viber.
Особый интерес может вызвать тематический день «Мой огород». Учащимся предлагается выбрать любое растение (семена или отросток), которое есть на даче (цветы, огурец, помидор, кабачок, клубника) или дома (комнатное растение). Посадить и ухаживать за ним. Пока будет идти работа площадки, ребята должны присылали фотоотчеты в группу: первый отчет о посадке растения; следующий - фото и видеоотчет о том, как ребята ухаживают за своим «зеленым другом»: поливают, рыхлят, удобряют и т.д.
Было бы очень хорошо, если и после окончания летней площадки, ребята продолжат помогать своим родителям и уже осенью, в начале учебного года поделятся результатами своего труда – выращенными цветами, овощами и фруктами.
Далее, участникам площадки с родителями предлагается пофантазировать и представить себя в роли художника-модельера, создать костюм на тему «Я веселый огородник». Для создания костюма можно использовать подручные материалы: листья и ветки растений (лопух, клен канадский, сирень, карагач, одуванчики и т. д.). Из этих материалов учащиеся могут сделать: венок, юбочку, украсить футболку, в которой работают.
Поскольку площадка проходит в июне, несколько дней посвящается Великой Отечественной войне. Воспитанники могут участвовать во Всероссийской минуте молчания, принять участие в акции «Свеча памяти», зажечь свечу, поставить ее на окно в память о жертвах в Великой Отечественной войне. В эти дни участники площадки читают и слушают стихи о войне, смотрят фильм «В бой идут одни старики». Обсуждение фильма в общем чате может показать, актуальны ли для воспитанников сейчас такие понятия, как «подвиг», «самопожертвование», «любовь к своей Родине».
Пандемия заставила общество по- новому взглянуть на профессию медиков. Первыми, кто столкнулся с новой угрозой для всего человечества-стали медицинские работники (врачи, медсестры, санитары). Именно медики самоотверженно помогают всем, кто нуждается в помощи. Слова благодарности врачам участники площадки могут выразить в рисунках, стихах в рамках всероссийской социальной онлайн-акции «Доктора – детям, дети – докторам». Работы ребят можно разместить в сети интернет с хештегом #Доктора-детям , дети- докторам.
В тематический день, посвященный Дню России, ребята могут принять участие во Всероссийской акции «Я рисую мелом», просмотреть информационный видео ролик «12 июня-День России», нарисовать патриотические рисунки: флаг, герб, малую родину и т.д.
В течение месяца с воспитанниками работает логопед. Проходят дистанционные занятия «Учимся говорить красиво». Участники площадки получали видео задания от логопеда и отрабатывают их дома, с родителями. Особый интерес вызывают пальчиковые игры и чистоговорки. Результатом занятий будет улучшение звукопроизношения у ребят.
Ежедневно работают онлайн мастерские «Мир волшебных красок», «Творческая мастерская».
Каждое дистанционное занятие в мастерских площадки индивидуально, рассчитано на одного учащегося. Занятие разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося с ОВЗ и инвалидностью, определяется образовательными потребностями.
При организации дистанционных занятий, во время работы летней площадки, используются различные информационные ресурсы: образовательные порталы, сервисы, приложения и социальные сети, удобные, прежде всего для семьи, воспитывающей учащегося с ОВЗ и учащегося - инвалида.
При проведении дистанционных занятий педагоги используют разнообразные формы подачи учебного материала:
∙ дидактический материал (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы)
∙ печатные материалы
∙ аудиоматериалы
∙ наглядный материал (рисунки, картинки, фильмы, презентации)
∙ видеоматериалы.
Родители детей-инвалидов – особая категория взрослых. Им, в первую очередь, необходимы конструктивная помощь, совет специалиста, морально - психологическая поддержка, необходима полезная практическая информация. Поэтому, занятия в творческих мастерских организовываются так, чтобы учащийся и родитель получили от задания педагога максимальный объем полезной информации, не тратя время на ее поиск.
Занятия в мастерских проходят по следующему алгоритму:
- педагог отправляет информационное сообщение в социальной сети, где сообщает тему, озвучивает цель занятия, объясняет теоретический материал, используя презентации, видеоролики, пошаговые инструкции и т.д. (возможно использование активных ссылок в сети интернет). Учащиеся получают от педагога задание для самостоятельной работы.
-выполнение задания учащимся (самостоятельно или при помощи родителей). На этом этапе педагог консультирует учащегося при возникновении трудностей в работе.
- после выполнения задания, учащиеся присылают педагогу фото, видеоотчет, на основе чего составляются мини-отчеты (коллажи, видеоролики, презентации с работами учащегося) для демонстрации результатов творческой деятельности и мотивации учащихся в общей группе площадки.
В работе летней дистанционной площадки эффективной формой работы является видеоурок. В нашем случае, видеоурок – это всего лишь фрагмент занятия, во время которого учащийся получает ту или иную информацию, учится ее воспринимать и адекватно применять ее на практике.
Для учащихся с ОВЗ и инвалидностью, как показала практика, очень хорошо зарекомендовали себя видеоуроки по правополушарному рисованию.
Правополушарное рисование - одна из самых популярных на сегодняшний день техник для развития творческого мышления.
Разработана методика правополушарного рисования американским преподавателем искусств, доктором наук, Бетти Эдвардс на теории известного психобиолога, обладателя Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри.
Суть методики заключается в умении временно отстраниться от критического восприятия или анализа, производимых центрами левого полушария, и обратиться к внутренним переживаниям, видеть образы целостными, яркими. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса. Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей
Занятия по правополушарному рисованию позволят сохранить образность мышления, пробудить желание творить, выражать эмоции посредством изобразительного искусства.
За время работы площадки ребята посетят онлайн выставки музеев города, онлайн мастерские «Волшебный клубок», «Творческая мастерская», «Мир волшебных красок», «Учимся говорить красиво и правильно» (логопед), летний онлайн кинотеатр. По итогам работы может быть оформлена интерактивная выставка творческих работ участников дистанционной летней площадки.
Положительные отзывы родителей, эмоционально – положительный настрой детей и подростков позволяют сделать выводы: проведение дистанционной летней площадки является эффективной формой летнего отдыха. Но, стоит отметить главное: дистанционная летняя площадка, как форма не может полностью заменить очный формат летнего отдыха учащихся с ОВЗ и инвалидностью, так как им необходимо прямое общение с педагогом и другими учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»
В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...
Дополнительная программа реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Практические рекомендации...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Процесс развития и коррекции памяти детей школьного возраста с нарушением интеллекта будет протекать более эффективно, если на уроках русского языка использовать систему специально подобранных т...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, имеющими тяжёлые нарушения речи
В материале представлены методы и приёмы работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения в устной и письменной речи....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Методические рекомендацииКазакова Л.А....
Программа коррекционной и обучающей работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предназначена для коррекции родительско-детского отношения в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья; а также обучения родителей взаимодействию с ...
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья ориентирована на тех, кого интересуют проблемы духовно-нравственного воспитания лиц с отклонениями в умственном развитии, тех, кто хотел бы работать в этом направлении. Проблема духовно-...