Классный час "Доброта спасёт мир"
классный час (4 класс)
Эта методическая разработка поможет педагогу повести классный час нравственной направленности (внеклассное занятие) и вместе с обучающимися найти ответы на вопросы: что такое добро и зло, каким должно быть добро, какой он, добрый человек.
Методическая разработка рассчитана на учащихся 4 класса.
При проведении занятия использована фронтальная и групповая работа с обучающимися. Классный час проведен с использованием следующих методов: беседа с элементами дискуссии, метод воспитывающих ситуаций, с использованием примеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Доброта спасёт мир" | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Классный час
«Доброта спасёт мир»
Исполнитель:
Осипович Ирина Вениаминовна,
учитель начальных классов
г.Екатеринбург
МАОУ СОШ №200
Пояснительная записка
Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество. В современной жизни как никогда на первое место выходит умение жить по заповедям Божиим. Необходимо учиться добру, любви, милосердию и прилагать большие усилия, чтобы они стали частью личности.
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению, искусству общения, усвоения коммуникативных умений, способов разрешения социальных ситуаций.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь, совесть, честь, долг, терпимость, культура поведения. Нравственное воспитание неотделимо от понимания Бога и Его промысла о человеке и его назначении. В детские годы формируется нравственный мир человека.
Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».
Эта методическая разработка поможет педагогу повести классный час нравственной направленности (внеклассное занятие) и вместе с обучающимися найти ответы на вопросы: что такое добро и зло, каким должно быть добро, какой он, добрый человек.
Методическая разработка рассчитана на учащихся 4 класса.
При проведении занятия использована фронтальная и групповая работа с обучающимися. Классный час проведен с использованием следующих методов: беседа с элементами дискуссии, метод воспитывающих ситуаций, с использованием примеров.
Цель: воспитание добрых чувств, человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей.
Задачи
- формировать у учащихся активную жизненную позицию;
- расширить знания о качествах человека как «доброта», "милосердие", с точки зрения христианства;
- обучать умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела на благо людям.
Результаты:
- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества;
- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как любовь, благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей, самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.
Классный час « Доброта спасёт мир»
Оборудование: сердечки 5 цветов, буквы слова «добро» 5 цветов, карточки для названия команд, 5 конвертов с карточками со словами для составления пословиц; карточки с ситуациями, презентация (не обязательна).
Дети предварительно поделены на 5 групп, каждая группа сидит за своим столиком.
Ход занятия:
- Ребята, добрый день! Начинаем наше занятие. Вы готовы? Тогда начнём.
1.Мотивация к деятельности
Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
- Ребята, Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединились в группы. На входе в класс вы все взяли по сердечку определённого цвета и заняли стол, на котором лежит буква вашего цвета. В каждой группе вы должны выбрать ответственного, который будет вашу группу представлять на сегодняшнем занятии. Представители команд должны подойти к доске с буквой, лежащей на столе. Необходимо из этих букв составить слово (ДОБРО). У меня в руках карточки, которые помогут вам определиться с названием вашей группы. Подойдите ко мне и вытяните слово-помощника. (Дети по очереди подходят и вытягивают слово, которое объединившись со словом ДОБРО образует название группы (прилагательное))
- ДУША (Добродушные)
- ЖЕЛАНИЕ (Доброжелательные)
- СОВЕСТЬ (Добросовестные)
- СЕРДЦЕ (Добросердечные)
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Добродетельные)
- Как вы понимаете название вашей группы?
Ответы детей:
- Добродушный (Добрый и мягкий по характеру)
- Доброжелательный (Желающий добра)
- Добросердечный (Обладает добрым сердцем, ласковый)
- Добросовестный (Честно выполняет свои обязанности)
-Добродетельные (Создающие добро, добрые дела)
- Для чего нужно обладать такими качествами? (Чтобы жить дружно, не ссориться)
- В названии ваших групп есть что-то общее. Что это? (Слово “добро”)
- Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Ребята, сегодня мы поговорим о доброте. Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди размышляют над тем, нужна доброта или нет? Какого человека мы можем назвать добрым? Размышляют люди, спорят, а сами страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. А ведь именно доброта сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
- Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
2. Формирование понятия «доброта»
- А как вы понимаете слово «доброта»? (Что-то хорошее, светлое)
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (слайд 1)
- Мы не первый раз говорим с вами о доброте. Сегодня мы с вами постараемся глубже раскрыть стороны доброты и противоположного к ней зла.
-Люди живут на земле много тысяч лет, и все это время они ищут ответы на вопросы, которые возникают в ходе жизни. Далеко не на все они могут дать ответ сами. Помощь в поиске ответов на свои вопросы, пути выходов из сложных ситуаций, в которые попадают люди на протяжении жизни, человек получает в религии.
- Мы живём в стране, где человек свободен в выборе религии. Это вы уже знаете. Есть люди, которые не придерживаются никакой религии, но большая часть населения нашей страны является православными христианами. И православные взгляды оказывают очень большое влияние на нашу жизнь. Рано или поздно каждый человек придет к Богу. Добро христианами определяется как жизнь с Богом. Удаление от Бога, христиане называют злом.
- Послушайте стихотворение «Что есть добро, а что – зло?»
Доброе и злое в мире нашем есть.
Доброты людей всех нам не перечесть.
Но всего добрее Бог – Он есть добро.
Кто ушел от Бога, тот попал во зло.
- Кто научил человека отличать добро от зла? (Бог)
-Добро – это огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.
О доброте веками люди слагали чудесные сказки и рождали притчи. Они прекрасно демонстрируют суть доброты
Есть такая притча о Добре и Зле. (слайд 2)
«Зло Добро пригласило на чай.
Дело к вечеру. Снег за окном.
В чашку Добру словно бы невзначай
Соль насыпало Зло тайком.
Добро оставило чашку пустой,
Благодарность хозяйке воздав.
Заспешило в прихожей домой,
Деньги Злу протянуло, сказав:
– Пить не надо несладкий чай,
Вы купите хороших конфет.
Зло не знало что отвечать.
Деньги взяло, косясь Добру вслед»
-Почему зло так поступило? Какое оно?
-Почему добро так поступило? Какое оно?
-В каких людях живет добро? В каких людях живет зло?
- Какое отношение они вызывают? Почему?
- В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. А можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?
- А что скажете вы про себя?
- Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека, от благосостояния человека? (Не зависит)
- Может ли больной, бедный человек быть добрым?
- Где основа добра и зла? (В нас самих)
- Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?
-Кто научил людей отличать злых людей от хороших? (Бог)
Заповеди (слайд 3)
- Итак, человек способен отличить добро от зла только силой, дарованной Богом.
- Бог помогает человеку отличать добро от зла. Христиане верят в то, что у каждого есть данный Богом Ангел-Хранитель, который помогает в добрых делах, помогает жить по Заповедям Божьим.
- Ребята, вы знаете историю о том, как Бог дал людям закон – заповеди Божьи, т.е. правила, по которым мы должны жить на земле. Эти Заповеди-правила являются обязательными для исполнения всеми людьми, независимо от того верят они в Бога или нет. Ведь это правила жизни.
- Всех заповедей, которые передал Господь людям через пророка Моисея, десять. Позже Сын Бога Иисус Христос сказал, что все эти заповеди заключаются в двух: «Возлюби Господа твоего всем сердцем и душою своей» и «Возлюби ближнего своего как самого себя». Это значит, что если любишь кого-то, то никогда не будешь делать ему зло, огорчать его. Любовь делает человека добрым и отзывчивым. Эти правила позволяют сохранять жизнь на земле. Если мы хотим радовать Своего Творца, то следует придерживаться его правил – заповедей. Одна из заповедей Божьих шестая звучит так:
«Не убий (не убивай)!
Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!
- Из этих слов становится ясно, что человека обидеть, убить можно словом, которое мы можем произнести необдуманно, как в народе говорят «в сердцах». И эти слова может сказать любой человек.
Работа с пословицами
- Чтобы человеку легче было принять правильное решение в той или иной ситуации он может пользоваться подсказками, которые его предки оставили в виде пословиц, поговорок. Народная мудрость и сегодня живёт в них, и щедро нам помогает.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл этой пословицы, представить её нам. Задание понятно?
1 группа: Доброе слово лечит, а злое калечит.
2 группа: Про доброе дело говори смело.
3 группа: Не одежда красит человека, а добрые дела.
4 группа: Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
5 группа: Делай другим добро – будешь сам без беды.
(Ребята работают в группах)
- Вы уже готовы? Тогда мы вас слушаем. (слайд 4)
-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям
Работа с жизненными ситуациями
- Легко или трудно быть добрым?
(Стихотворение читает ученик)
Добрым быть совсем - совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.
- Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Я предлагаю вам рассмотреть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
На столах конверты, в которых карточки для каждой группы (описание ситуации). Группа предлагает свой вариант решения предложенной ситуации, другие группы соглашаются или предлагают свой вариант решения.
1 группа:
«Два друга» (слайд 5)
«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».
— Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?
(Обсуждение ситуации)
- Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение? (Ответы детей)
2 группа:
«Горький апельсин» (слайд 6)
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
(Обсуждение ситуации)
- Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)
3 группа:
«День рождения» (слайд 7)
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
– Здравствуй, Яна, поздравляем тебя, желаем тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
(Обсуждение ситуации)
- Почему ребятам расхотелось говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на месте Яны (Ответы детей)
4 группа:
«Дорога в школу» (слайд 8)
Вы опаздываете в школу. Первый урок у вас контрольная работа по математике. Вдруг вы видите, на скамейке плачущую пожилую женщину. Как вы поступите? (Обсуждение ситуации)
- Как бы вы поступили в данной ситуации? Ведь у вас контрольная работа, опаздывать нельзя!
5 группа:
«Сила - не право» (слайд 9)
«Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец?» (К.Ушинский)
- Рассудите, что сказал Мише отец?
(Обсуждение ситуации)
- Как вы думаете, что сказал Мише отец? Как должен был поступить старший брат Серёжа? Правы ли оба мальчика? (Ответы детей)
Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать!
Доброта должная быть деятельной
-Я уверена, что многие из нас готовы на добрые поступки и дела.
-Доброта- это стремление человека сделать счастливее людей. Понять и исполнить желание другого.
-Название одной вашей группы «Добродетельные». Вы сказали, что это означает «делать добро». Это значит, что добро не может просто лежать на полке: его надо активно делать, доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека. Кто и для кого эти добрые дела должен делать? В греческом языке слово добродетель заимствует корень у слова избирать. Вот так: добрые дела мы должны выбрать сами, свободно и добровольно. Ефрем Сирин (христианский святой, богослов) говорил: «Упражняйся в добродетели, не приходя в уныние от трудов; потому что без трудов не познается добродетель». (слайд 10)
- Следовательно, основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! (слайд 11)
- Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Беседа о вежливых словах
- Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
- Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (“Всего доброго”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.) (слайд 12)
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)
- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И.улыбнуться всем спешат.
Работа совести
- И все-таки наряду с добром в нашей жизни существует зло. Жизнь каждого человека – есть непрестанная борьба между добром и злом.
-Ребята, что не даёт человеку вершить зло? (Совесть)
-А что такое совесть? Совесть-это голос Бога.
- Почему говорят, что «совесть без зубов, а грызёт»? Что нужно делать, чтобы совесть не грызла?
- Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
- Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
- После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
- У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Правила доброты
- Ребята, добро всегда противодействует злу, борется с ним. И конечно, доброта в итоге всегда выходит победителем. А чтобы победить, нужно выполнять простые правила доброты. Давайте их сейчас составим! (Дети предлагают правила)
Правила доброты: (слайд 13)
- Совершать хорошие дела просто так., не ожидая благодарности
- Любить людей знакомых и незнакомых.
- Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Делать добро для близких, друзей.
- Не завидовать, не драться, не вредничать.
- Не грубить.
- И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).
Обсуждение рассказа «Ужин с мамой»
- Эти правила доброты, ребята, вы всегда должны примерять к своим близким, членам своей семьи: папе, маме, бабушке, дедушки, братьям и сестрам. Послушайте рассказ "Ужин с мамой" (слайд 14)
«Как-то вечером сын пригласил маму на ужин в ресторан. Мама была уже старенькой и слабой, поэтому пока ела, роняла еду на платье. Некоторые посетители ресторана с недовольством смотрели на них, но сын сохранял спокойствие и ухаживал за матерью.
Закончив ужинать, мужчина невозмутимо проводил маму до туалета, стряхнул с нее крошки, причесал маме волосы и поправил ей очки. Весь ресторан молча наблюдал за ними.
Сын заплатил по счету и направился с мамой из ресторана. В этот момент пожилой мужчина окликнул его и спросил: «Вам не кажется, что вы что-то оставили?». «Нет, уважаемый, ничего», — ответил сын. А посетитель возразил: «Да нет же! Вы оставили урок каждому сыну и надежду каждой матери». В ресторане все еще было тихо...
Каждая мать мечтает о таком сыне! Мы все когда-нибудь постареем, и как хорошо, если рядом будут наши любимые дети, которые проявят терпение, заботу и уважение к своим родителям»
- Ребята, во время чтения этого рассказа вы были очень внимательны. Какой вывод из услышанного вы сделали?
Вывод: Дарите ежедневно свою доброту родным и близким, они в ней очень нуждаются! Постарайтесь быть добрыми каждый день, бескорыстно и с любовью!
3. Итог
Не бойтесь дарить согревающих слов,
И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров, —
Тем больше вернется тепла.
Омар Хайям (слайд 15)
- Попробуйте, и вы увидите, какими теплыми, радостными, спокойными станут отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайтесь ради себя самого не причинять вреда другому человеку
- Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!
4. Рефлексия
- Все мы живем среди людей, но поступаем ли так, чтобы вокруг нас было светло и радостно? Умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению? В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло.
- Ребята, а сейчас давайте сделаем друг другу добрый подарок, подарим кусочек своего сердца с самыми добрыми пожеланиями. Напишите пожелание на сердечке и подарите кому-либо.
Список источников и литературы
1. Классные часы в 1-4 классах/ авт.- сост. И.В. Персидская и др.- Волгоград: Учитель, 2006.-204 с.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности : Кн. для учащихся / Б. В. Бушелева. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988. – 137с.
3. https://azbyka.ru/deti/uroki-dobrotoljubija-svjashh-aleksij-moroz-t-a-berseneva
4. https://urok.1sept.ru/articles/616792
5. http://zanimatika.narod.ru/Vospitanie_dobrota.htm
6. https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-tvori-dobro-pogovorim-o-miloserdii.html
8. http://petra-i-pavla.prihod.ru/2016/03/02/4-o-dobrom-serdtce/
9. https://multiurok.ru/files/urok-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-z.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Доброта спасёт мир"
Внеурочное мероприятие для учащихся 2 - 3 классов....
Классный час "Доброта спасёт мир"
Классный час предназначен для учащихся начальной школы в виде увлекательного путешествия с презентацией....
Единый Всекубанский классный час "Святая мать добром спасёт"
Методическая разработка посвящена Дню матери. В ней содержатся художественное чтение стихов о маме, пословицы и поговорки, яркое, эмоциональное слово учителя, игры, песни....
Классный час "Доброта спасёт мир"
Классный час для учащихся 1- 4 классов "Доброта спасёт мир"...
Классный час "Доброта спасёт мир"
Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, с самовоспитание личности ребенка.Задачи: раскрыть положительные стороны доброты, побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам; сформироват...
Конспект классного часа "Доброта спасёт мир"
Тема: Доброта спасает мирДата проведения мероприятия:ФИО учителя:Класс: 3Цели: развивать представления учащихся о добре, умения связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения, восп...