Внеурочное занятие "Сталинградская битва"
план-конспект занятия (3, 4 класс)
Занятие «Сталинградская битва» в рамках направления «Дорогами Великой Победы»
методическая разработка занятия, посвященного событиям Сталинградской битвы
Цель: формирование чувства патриотизма, единства и гордости за свою многонациональную страну в Великой Победе, знакомство с главными историческими событиями Великой Отечественной войны.
Личностные: формировать ценностное отношение к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Метапредметные:
- познавательные: расширять знания детей об истории страны и подвигах сверстников в годы Великой Отечественной войны;
- коммуникативные: развивать коммуникативные навыки;
- регулятивные: содействовать проявлению желания больше узнать об истории России.
Предметные:
формировать первоначальный опыт осмысления ценностей исторической памяти народа.
Форма организации детей на занятии: фронтальная, групповая.
Основное направление деятельности на занятии:
расширяют знания/знакомятся с подвигом советского народа в Сталинградской битве, узнают примеры героических подвигов в военное время, рассматривают фото и смотрят документальную хронику, читают, в совместной деятельности создают «Памятку-листовку о победе советского народа в Сталинградской битве».
Особенности проведения: занятие рекомендуется для проведения с обучающимися 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalingradskaya_bitva.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Сталинградская битва» в рамках направления «Дорогами Великой Победы»
методическая разработка занятия, посвященного событиям Сталинградской битвы
Цель: формирование чувства патриотизма, единства и гордости за свою многонациональную страну в Великой Победе, знакомство с главными историческими событиями Великой Отечественной войны.
Личностные: формировать ценностное отношение к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Метапредметные:
− познавательные: расширять знания детей об истории страны и подвигах сверстников в годы Великой Отечественной войны;
− коммуникативные: развивать коммуникативные навыки;
− регулятивные: содействовать проявлению желания больше узнать об истории России.
Предметные:
формировать первоначальный опыт осмысления ценностей исторической памяти народа.
Форма организации детей на занятии: фронтальная, групповая.
Основное направление деятельности на занятии:
расширяют знания/знакомятся с подвигом советского народа в Сталинградской битве, узнают примеры героических подвигов в военное время, рассматривают фото и смотрят документальную хронику, читают, в совместной деятельности создают «Памятку-листовку о победе советского народа в Сталинградской битве».
Особенности проведения: занятие рекомендуется для проведения с обучающимися 3-4 классов.
Ход мероприятия
Саша: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы будем говорить о прошлом нашей страны. В истории нашей страны было много разных страниц, и некоторые из них связаны с героическими подвигами нашего народа по сохранению единства страны и её независимости. Россия в разные времена участвовала в нескольких войнах, которые позволили нашему государству остаться единым целым. Одной из таких войн была Великая Отечественная война.
Катя: Ребята, назовите день начала Великой Отечественной Войны (22 июня 1945), а день окончания ВОВ ? (9 мая 1945)
Настя: Ребята, давайте послушаем отрывок одной из песен времен Великой Отечественной Войны. (звучит песня, приложение 3)
Катя и Саша рассказывают по очереди «Информационную справку по Сталинградской битве»
Информационная справка по Сталинградской битве
Сталинградская битва – одна из крупнейших битв второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней и ночей. Битва под Сталинградом явилась переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны.
Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к реке Волге и захватить город Сталинград. Таким образом, фашисты хотели открыть себе дорогу на Кавказ, богатый нефтью.
Чтобы захватить Сталинград и выйти к Волге, противнику нужно было с боем пройти не более 10 километров. Но случилось то, чего никто не ожидал. Эти 10 километров фашисты не могли преодолеть, несмотря на то, что Гитлер бросил в сражение за город свои лучшие силы, превосходящие обороняющиеся силы в несколько раз. Враг бросил на город 6-ю армию под командованием генерала-фельдмаршала Ф. Паулюса. В неё входило 14 дивизий, в которых насчитывалось около 270 тыс. человек, 3 тыс. орудий и миномётов и около 700 танков, несколько сот самолетов, более тысячи орудий.
Бои на подступах к Сталинграду начались с 17 июля 1942 года.
Это об этих событиях Ю. Бондарев напишет свою книгу «Горячий снег». А В. Некрасов в своём произведении «В окопах Сталинграда» скажет: «Город горит. Чёрный город и красное небо. И Волга красная».
23 августа 1942 года – один из страшных дней для жителей города. Прорвав оборону, вражеские танки подошли к Сталинграду. Немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли. Начались усиленные бомбардировки города, который превратился в руины. На дома горожан были сброшены несколько тысяч бомб, уничтожив большую половину Сталинграда, убила более 40 тысяч человек. Горели здания, земля и даже вода на Волге, потому что были разрушены хранилища нефти. От пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.
13 сентября 1942 года гитлеровцы начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои, которые не прекращались даже в ночное время. Солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом. Враг встретил ожесточенное сопротивление. Солдаты проявляли необычайное мужество и героизм. «За Волгой для нас земли нет!» - под этим девизом защитники города вели бои за каждый квартал, улицу, дом.
2 В Сталинграде есть дом, получивший название дома Павлова, которому суждено было стать одним из символов стойкости, геройства, воинского подвига.
В течение 58 дней героически держала оборону дома Облпотребсоюза группа советских бойцов численностью 24 человека под командованием старшего сержанта Якова Павлова и старшего лейтенанта Ивана Афанасьева, отражая бесконечные атаки значительно превосходящих сил противника. На личной карте Паулюса этот дом был отмечен как крепость. Немецкие штурмовые группы многократно пытались выбить наших бойцов из дома и даже захватывали первый этаж, но ни подняться выше, ни взять дом целиком так и не смогли. Что характерно, до самого начала нашего контрнаступления в подвале дома находились мирные жители. Они же оказывали бойцам медицинскую помощь. Маршал Василий Чуйков, командарм 62-й армии, говорил в своих воспоминаниях: «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».
Город напоминал сущий ад.
В середине сентября противник усилил атаки и вышел к Мамаеву кургану (высота 102 м), с которого начал обстреливать город и важную переправу через Волгу. Мамаев курган в дни Сталинградской битвы стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Поэтому за нее шли страшные бои. Фашисты на вершине высоты установили пулеметно-минометные ряды и беспрерывно обстреливали наступающих советских солдат. Но наши бойцы, где ползком, где перебежками, пробирались к высоте. Ни на минуту не умолкали автоматные очереди, рвались гранаты. Мамаев курган и в самую снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял, он был горячим от огня артиллерии и пролитой крови.
Наконец фашистские оборонительные рубежи были прорваны и советские войска полностью овладели высотой. Гитлер категорически запретил немецким войскам оставлять город и настаивал на прорыве из окружения. Он не мог смириться с тем, что прославленные и бесподобные войска 3-его рейха унижены и покорены. Но героизм бойцов Красной армии был настолько силен, что враг был сломлен и повержен.
19 ноября началось контрнаступление. В ходе кровопролитных боев группировка противника численностью в 330 тыс. человек была взята в окружение вместе с командующим немецкой армией фельдмаршалом Паулюсом.
Советскими войсками были разбиты или полностью уничтожены 22 фашистские дивизии. Пленена 91 тысяча фашистских солдат, в том числе 2500 офицеров. Помимо фельдмаршала Паулюса, советские войска взяли в плен 23 гитлеровских генерала. Фашистская армия, сражавшаяся под Сталинградом, перестала существовать.
В исключительно тяжёлых условиях город выстоял. Весь мир назвал Сталинградское сражение чудом. Сталинградская битва, которая изменила историю и переломила ход всей Второй мировой войны, продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года и закончилась полной победой советских войск. С 1943 года начинается коренной перелом в пользу нашей армии в этой бесчеловечной войне.
Подвиг сражавшихся за Сталинград увековечен в памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. (архитектор - Евгений Викторович Вучетич). В его центре – 85-метровая скульптура Родины – матери. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 – по числу дней Сталинградской битвы – гранитных ступеней.
В центре памятника-ансамбля скульптура «Стоять насмерть» - монумент воина-защитника, вооруженного автоматом и гранатой, фигура которого выражает мужество и непреклонную решимость.
На стене Площади Героев надпись:
Железный ветер бил им в лицо,
а они все шли вперед,
и снова чувство суеверного страха
охватывало противника.
Люди ли шли в атаку? Смертны ли они?
В. Гроссман
На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.
С 8 мая 1965 года Волгоград с гордостью носит почётное звание Города – Героя Советского Союза.
Настя: 2 февраля 2024 года – 81 год со дня победы советского народа в Сталинградской битве. Это было крупнейшее сражение Великой отечественной войны. А хотели бы вы узнать о нем больше?
Знаете ли вы что-нибудь о «Знаменитом доме» в Волгограде? Чем он знаменит? Давайте посмотрим видео , а после просмотра ответим на вопросы.
(Смотрят видео «Знаменитый дом» приложение 5)
Катя: Какое второе имя носит «Знаменитый дом»?
Саша: Люди каких национальностей защищали этот дом?
Настя: А как вы поняли, что такое солдатская дружба?
Катя: Как вы думаете, почему важно было не отдать этот дом фашистам?
Динамическая пауза «Солнечный круг» (приложение 8)
Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
Саша: Следующий этап нашего занятия посвящен маленьким защитникам Сталинграда. Все мы уже слышали, что в Великой Отечественной Войне принимали участие дети, помогая взрослым защитить свои родные земли. Можете ли вы назвать имена маленьких защитников времен Великой Отечественной Войны? Давайте вместе посмотрим видеосюжет о маленьком мальчике Сереже Алешкове.
(Видеосюжет приложение 7)
Настя: Как вы думаете, о чем мечтают все дети?
И о чем мог мечтать Сережа? (о мире, дружбе, маме и счастье)
Катя: В честь этой победы 2 февраля в нашей стране установлен День воинской славы России – День разгрома немецко-фашистских воск в Сталинградской битве.
Саша: Ребята, как вы думаете, как мы можем сохранить память о подвиге Сталинграда и как можно напомнить об этом окружающим? (можно подготовить памятку-листовку о победе в Сталинградской битве) Давайте сделаем памятку-листовку вместе. (делаем памятку)
Настя: Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что ля вас значит подвиг для Родины?
Саша: Ребята, давайте сфотографируемся все вместе с памятками-листовками, а потом мы их вместе расклеим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 70-летию битвы под Москвой посвящается.
Материалы для уроков истории и окружающего мира.УМК "Школа России" Можно использовать для оформления стенда....
"Час мужества пробил на наших часах: Курская битва".
Внеклассное мероприятие, посвященное День Победы....
Курская дуга. Битва за Москву. Сталинградская битва. Блокада.
Данные презентации относятся к уроку в 4 классе "Героические страницы истории нашей Родины"...
Открытое внеурочное занятие "Битва под Москвой".
Сегодня мы будем говорить о великой битве за Москву. Одно из решающих сражений Великой Отечественной войны, которое началось 72 года назад 30 сентября 1941 года и закончилось победой 5 декабря 1...
Конспект занятия по внеурочной деятельности по истории "Куликовская битва"
Занятие по внеурочной деятельности...
технологическая карта внеурочных занятий По страницам Сталинградской битвы
Серия внеурочных занятий по теме: Сталинградская битва. В сотрудничестве с учителями истории, классными руководителями и учителями изобразительного искусства можно организовать отличные вн...
Программа внеурочной деятельности "Значимые битвы Великой Отечественной войны"
Актуальность данной программы обусловлена двумя основными положениями. С одной стороны, в современном мире (как в нашей стране, так и за рубежом) с каждым днем возрастает потребность изучения и понима...