Методы и формы взаимодействия педагогов и родителей
консультация

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь. В процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить много проблем, избежать возможных ошибок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_vzaimodeystviya_pedagogov_i_roditeley.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы взаимодействия педагогов и родителей

 Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

 Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь. В процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить много проблем, избежать возможных ошибок.

 Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходима заинтересованность обеих сторон и понимание общей цели. А цель – это успешное развитие и становление личности ребенка, которое возможно только в благоприятных условиях. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия.

  Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. Таким образом, целесообразно  часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

 Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

 Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. Технологии проведения родительских собраний должны способствовать созданию доверительной атмосферы. Собрания не должны сводиться к монологу педагога, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы — одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в семье», «Мудрость родительской любви», «Праздники и будни в семье» и др.
 Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразят саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.
  Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и т. п. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в выстраивание детско-родительских отношений. В определении тематики мероприятий могут участвовать родители.

 Родительский лекторий – это единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам.

 Формы родительского всеобуча:

  • тематические лекции для родителей на родительских собраниях;
  • индивидуальные встречи педагогов, психологов, социальных педагогов и других специалистов с родителями, посвященные выработке и корректировке благоприятных условий для развития детей.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

 Диспут, дискуссия — обмен мнениями — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

 Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение различных вопросов. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

 Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.
Формы познавательной деятельности: творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, турниры знатоков, выпуск предметных газет и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и пр.

 Формы трудовой деятельности: оформление помещений, благоустройство и озеленение площадки для прогулок, создание библиотеки и др. Формы совместного досуга: совместные праздники, подготовка концертов и спектаклей, проведение соревнований и конкурсов, экскурсионные поездки. Совместные мероприятия дают возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Оно позволяет родителям увидеть разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений педагога с родителями, учат приемам общения «родитель-ребенок», «ребенок-взрослый».

 Одна из линий развития ребенка – познавательное развитие. Доказано, что метод активного формирования познания является проектная деятельность, так как проект – это педагогически организованное освоение ребенком окружающей среды. В процессе совместной работы над проектом развиваются и детско-родительские отношения, что, безусловно, влияет на улучшение климата семьи. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием, которое может быть представлено в виде альбомов, увлечений, традиций, коллажей и т.д. Для проектного метода характерна групповая деятельность. Именно с помощью этого метода педагог успешно включает родителей в жизнь их детей.

 Дети и семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и часто очень эффективными. К ним относят беседу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, переписку. Именно при близком контакте, у обеих сторон появляется возможность лучше узнать и почувствовать друг друга, яснее увидеть проблему.  

 Создание единого пространства становления личности ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Осознанное включение родителей в единый процесс взаимодействия  с педагогом  способствует оптимизации детско-родительских отношений, сближает родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагога и родителей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...

Формы взаимодействия педагога и семьи

В статье говориться о формах взаимодействия  педагога  и семьи для достижения воспитательных результатов и раскрытия общего потенциала, который несет собой сотрудничество....

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми

 Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проб...

Проектирование как один из эффективных методов взаимодействия педагогов и родителей

Основгая цель - это творческое взаимодействие родителей и педагогов ориентированная на личностное развите детей...

Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»

Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...

«Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива».

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.»Учителю начальных классов приходится формировать не только детский коллектив, но и роди...