Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми
статья на тему

Адолина Аина Викторовна

   Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проблема, решение которой невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx250.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями и детьми.

   Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Это социальная проблема, решение которой невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Необходим комплексный системный подход к работе по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.

  На любом этапе развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

  • Образовательный уровень родителей и их участие в жизни общества;
  • Имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
  • Условия проживания, особенности образа жизни;
  • Количество членов семьи.

   Многие родители не считают необходимым предъявлять единые требования к воспитанию детей в образовательном учреждении и в семье, и еще, у родителей низок уровень педагогических знаний. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи, которая может осуществляться и через учреждения дополнительного образования. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса. Мы в студии духовой музыки стараемся объединить усилия педагога, родителей и детей, создать особую, доверительную форму общения между ними. Вовремя найденное слово, умение и желание помочь, поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет иногда гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет педагога, чем прочитанная лекция или квалификационная консультация.

   Вдумчивый и серьезный педагог, чутко откликающийся на нужды и потребности детей, всегда найдет путь к сближению с родителями и установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых линий воздействия на ребенка. В нашей студии духовой музыки у педагогов также возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях? Так, например, вначале учебного года мною ставится задача - установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. На первом этапе при общении с родителями я стараюсь отмечать положительные стороны личности ребенка, т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера-«переставить акценты». Я внимательно наблюдаю за поведением детей в учебной и в не учебной деятельности, работаю индивидуально с каждым ребенком. Еще одна задача-знакомство  с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. Эта задача у нас в студии духовой музыки решается во время поездок на различные музыкальные конкурсы, т.к. многие родители принимают самое активное участие в этих мероприятиях  (сопровождают ребенка во время поездки вместе с педагогом, создают ему благоприятные условия для выступления, морально поддерживают ребенка).

    Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях, в играх, о его коммуникативных навыках, важно помнить: педагог-это партнер родителей в воспитании и становлении личности. Поэтому я стараюсь вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному уровню и эмоциональному развитию. Эту задачу в нашем учреждении мы решаем совместно с психологом путем анкетирования родителей, которое позволяет в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по различным психологическим темам. Например: «Оценка детей родителями», «Особенности воспитания ребенка в семье», «Каким вы видите своего ребенка?», «Как ваш ребенок общается со сверстниками?» и т.д. Для налаживания контактов семье существует немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Я считаю, что наиболее распространённая форма работы с родителями - это индивидуальные беседы. Пример тому, работа педагогов студии духовой музыки. Беседы с родителями, возникающие без определенного плана, очень коротки, содержание их всегда имеет педагогическую направленность. Я узнаю о поведении ребенка дома, его здоровье, учебе в школе, о том, как он порадовал, или огорчил близких ему людей. И, в свою очередь, педагог рассказывает, как вел себя ребенок на занятии, каковы его успехи, с кем он общался. Также мы используем такую форму работы, как проведение консультаций. Консультации для родителей мы проводим после академических концертов, которые дают возможность систематически знакомить родителей с результатами, которых достиг их ребенок в овладении музыкальным инструментом, увидеть результаты других детей, при необходимости получить нужную консультацию у педагога.

    Еще одна форма работы с семьей - это родительские собрания, которые дают возможность систематически знакомить родителей с педагогическими и организационными вопросами. Главное место в повестке родительского собрания педагоги студии духовой музыки отводят вопросам воспитания детей. Формы проведения родительских собраний каждый педагог разрабатывает сам. Это не обязательно традиционная форма, мы проводим родительское собрание в форме КВН, праздничного чаепития, вечера вопросов и ответов и т.п. Такие нетрадиционные формы родительского собрания пользуются успехом, как у педагогов, так у родителей и детей.

Таким образом, воспитание детей - трудное и сложное дело, требующее от родителей и педагогов не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться своими личными интересами.http://d06110.edu35.ru/images/17.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагога и родителей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...

Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)

Статья на тему: Организация работы педагога дополнительного образования с детьми с ОВЗ (дети с нарушением зрения)...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями обучающихся.

Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьями  обучающихся. Задачи и личный опыт....

Эссе «Новая роль педагога дополнительного образования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) становится актуальной в связи с тем, что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями дл...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Материалы для работы с родителями (методические разработки индивидуальных консультации для родителей в рамках компетенции педагога дополнительного образования, сценарий родительского собрания)

Индивидуальная консультация в учреждении дополнительного образования – это одна из важнейших форм сотрудничества педагога с родителями обучающихся. Зачастую она дает практические советы по...

Консультация для педагогов дополнительного образования "Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми"

Личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми Практическое занятие для педагогов по теме «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важно...