"Малые формы работы с детьми как средство развития индивидуальных способностей учащихся"
консультация

Маркова Алевтина Леонидовна

Представлен материал о малых формах воспитательной работы, в частности, о так называемых внеурочных формах воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малые формы работы с детьми как средство развития индивидуальных способностей учащихся

Маркова А.Л., учитель начальных классов

К малым формам воспитательной работы относятся, так называемые, внеурочные формы воспитания. Они представляют собой способ построения определенной детской деятельности, которая носит свободный характер. Деятельность осуществляется за счет организации самостоятельной работы, которая строится на основе четкого регламента педагогического коллектива. Внеурочная работа учащихся основывается на целесообразном контроле и регулировании самостоятельных мероприятий.

Малые формы воспитательной работы имеют одно неоспоримое преимущество: способность разрешать сложные, трудоемкие воспитательные задачи. Они могут осуществляться в течение короткого временного промежутка, но оказывать многостороннее воздействие на учащихся. Работа посредством применения малых воспитательных форм осуществляется небольшими группами учащихся – от пяти до восьми человек.

При организации воспитательной деятельности в малых формах перед педагогом ставится задача выбора полезных и рациональных форм воспитания, которые будут наполненными в содержательном плане и способствующими всестороннему комплексному воспитанию личности, ее самоутверждению, развитию самостоятельности и самодостаточности, способности к построению нормальных социальных контактов, получения положительного опыта построения взаимоотношений в социальной сфере.        

Выделяют следующие основные малые формы воспитательной работы:

1. Словесно-логические формы деятельности. Они основываются на организации воспитания путем применения словесной методики воздействия на детей, способствующей пробуждению чувственной и эмоциональной стороны и соответствующей обратной реакции. Это может быть проведение бесед на различные темы, классных часов, дискуссионных занятий, собраний, конференций и лекций. Целевое назначение словесно-логических форм сводится к информационному обмену для решения интересующих и проблемных вопросов. Технология применения такой воспитательной формы может быть различной. Все зависит от специфики учебного заведения, направленности его деятельности и квалификационных способностей педагогического состава.

Данная форма деятельности активно применяется при планировании воспитательной работы нашего класса. Например, беседы различной тематики: «Природа родной земли», «Причины пожаров», «Ты – пешеход!»; классные часы: «Что такое дружба?», «Мы одна семья», «Быть здоровым – жить в радости» и т.д. Через эти формы воспитательной работы происходит обсуждение насущных проблем, во время которого каждый чувствует единение с классом и  находит эмоциональный отклик в своем сердце.

2. Образно-художественные формы. Эти формы базируются на эстетических чувствах и переживаниях. Применение этих форм нацелено на вызов сильного эмоционального всплеска, глубоких чувств и эмоций коллективного характера. Именно коллективные эмоции и чувства обладают развивающей и разрушающей силой. Совместные переживания помогают развить лучшие личностные качества, сделать ее сильнее и крепче. К таким формам относится деятельность по организации праздничных мероприятий, концертов, спектаклей.

В нашем классе традиционным стало проведение праздников к 8 марта «Наши девочки лучше всех!», 23 февраля «А ну-ка, мальчики!»; КТД

3. Трудовые формы работы. Любой труд имеет положительное воздействие на личность. В учебно-воспитательном учреждении производится организация разнообразных форм трудовой деятельности. Сюда относится уборка класса, школы, школьной территории, организация субботников, дежурств, летней практики, сбора мусора в парках и лесах, работа в школьной библиотеке, помощь в столовой и т.д.

4. Игровые формы. Игра имеет важное воспитательное значение. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, способны к усвоению информации через игру. Игры могут иметь различную направленность: спортивную, развлекательную, познавательную, конкурсную. В игровых формах, педагоги применяют различные средства воспитательного воздействия: слова, образы, эмоции. В игровой форме педагогам удается оказать положительное воздействие на сплочение коллектива, способствовать развитию познавательной активности, усвоить нормы общественного поведения.

5. Психологические формы. Предполагают психологическое воздействие на учащихся посредством проведения психологических тренингов, групповой терапии, индивидуальной работы. С их помощью можно глубже узнать личность каждого ребенка, помочь разрешить проблемы социальной адаптации, развить навыки общения и коллективного взаимодействия.

6. Индивидуальные формы работы. Воспитание должно осуществляться на основе индивидуального подхода, т.е. специфики развития личности, способностей, потребностей, интересов отдельной личности. Это дает возможность полноценному развитию каждой личности.

 У малой формы воспитательной работы с детьми есть одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей, поэтому её можно рассматривать как средство развития индивидуальных способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Презентация "Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся

Презентация " Нестандартные виды работ на уроках математики как средство развития творческих способностей учащихся"...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

Социальный заказ общества и родителей предъявляет к школе требования воспитывать не только образованных граждан, но и способных быстро находить правильные решения, успешно осваивать и эффективно испол...

статья к предмету ИЗО "Развитие индивидуальных способностей учащихся через внеурочную деятельность"

Цель моей деятельности – развитие художественных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий...

Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно - ориентированный урок.

Основная задача личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, разви­ваться ка...

Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенными признаками :чётко поставленная цель обучения;управление ходом игры;учебно-познавательная направленность;подведение итогов и оце...

Игровые технологии в развитии индивидуальных способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому...