Знакомство с бурятской сказкой «Как собака хозяина – друга нашла
план-конспект занятия (3 класс)

Намсараева Бутидма Бальчиндоржиевна

Знакомство с бурятской сказкой «Как собака хозяина – друга нашла" для последующей постановки теневого театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sobaka_nashla_sebe_druga.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Класс - 3

Тема - «Знакомство с бурятской сказкой «Как собака хозяина – друга нашла»

Цель - знакомство детей с бурятской сказкой «Как собака хозяина – друга нашла»  для последующей постановки теневого театра

Задачи:

- формировать положительное отношение к театрально – игровой деятельности;

- поддерживать стремление играть с театральными куклами;

- вызвать желание выступать перед детьми и взрослыми, проявляя свои творческие способности;

- воспитывать сочувствие, желание прийти на помощь другу; 

- совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки;

- вызвать у детей интерес к бурятским сказкам и желание их обыгрывать.

Предварительная работа: Беседа о видах театра с детьми. Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Как собака хозяина – друга нашла»,  разыгрывание сказки, беседы о дружбе, заучивание слов к сказке, изготовление кукол.

Оборудование: ширма, ноутбук, иллюстрации к сказке, куклы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Вот и прозвенел звонок

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь,

И работать не ленитесь.

- Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками, чтобы зарядиться хорошим настроением на целый день.

- А сейчас вспомним правила поведения на уроке.

- Как нужно сидеть на уроке?

- Как отвечаем на уроке?

2.Артикуляционная гимнастика

- Сегодня мы на уроке будем много говорить и читать, поэтому давайте мы с вами поточим языки.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Су – су – су – было холодно в лесу.

Со – со – со – у папы колесо.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

3.Работа над пройденным материалом.

- Мы сегодня поговорим о бурятской сказке «Как собака нашла себе хозяина». Ребята, как по-бурятски «собака»? Правильно: «нохой». 

- Про что эта сказка?

- Какие животные вам встретились в этой сказке?

- Назовите мне диких животных?

- А здесь есть домашнее животное?

- Ребята, оказывается, собака раньше была диким животным.

- Как вы думаете, почему она стала домашней?

  4.  Физкультминутка

Мишка косолапый

По лесу идет

(Руки в стороны, наклоны вправо-влево)

Шишки собирает

(Наклоны вперед)

И в карман кладет.

(Руки на пояс)

Вдруг упала шишка

(Руки вверх, потрясти над головой)

Прямо мишке в лоб.

(Обе руки на лоб)

Мишка рассердился

(Помахать кулачками)

И ногами топ-топ.

(Топаем ногами)

-Ребята, сейчас мы с вами прочитаем сказку по ролям.

5. Чтение сказки по ролям.

Бурятская сказка «Как собака нашла себе друга»

Автор: - Сегодня я хочу рассказать вам одну очень давнюю историю о том, как собака хозяина – друга нашла.(Звучит музыка)

Давным- давно в лесу жила собака. Одна-одиношенька.  

Собака: -Плохо жить одной.  Найти бы кого-нибудь самого смелого и сильного… Я была бы ему верным другом…

И пошла собака в лес искать себе друга. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

Собака: — Давай, заяц, с тобой дружить, вместе жить!
Заяц: — Давай, — согласился заяц.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох (Звучит шорох)  да как вскочит, как залает громко.

Собака:- ГАВ-ГАВ-ГАВ.

 Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
 Заяц: — Зачем лаешь?  Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!
Собака: - «Неважный друг, волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
 Собака: — Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
Волк: — Что ж!  Вдвоем веселее будет.

Вечером легли они спать на мягкий мох под деревом. Мимо лягушка прыгала, (Звучит музыка) собака услышала да как вскочит, как залает громко 

Собака:-ГАВ-ГАВ-ГАВ.

Волк испугался, поджал хвост и принялся унимать ее:

Волк:– Тише… Тише… Замолчи, не лай, услышит медведь – и тебя, и меня растерзает.

Собака:– Какой ты трусливый, Я меньше тебя, а и то не боюсь. Покажи мне медведя, что за зверь, интересно…

Пошли они тайгою. Скоро увидели, лежит в валежнике косматый бурый медведище…

Волк:– Вот он, – издали показал волк и убежал, оставив собаку одну.

Собака подошла к медведю и сказала, что хочет подружиться с ним. Медведь посмотрел на нее, проворчал :

Медведь:– Ну ладно.

И стали они жить вместе.

Вечером улеглись спать, А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз,( Звучит музыка) вскочила и залаяла . 

Собака:-ГАВ-ГАВ-ГАВ.  

Медведь струсил и говорит:

Медведь:-– Не шуми ты, собака, а то тигр услышит… Нападет и разорвет нас с тобой.

Собака:-«Нет, не годится он мне в товарищи, какого-то тигра боится…» – Покажи мне тигра, – попросила собака. Утром медведь тихонько сказал:

Медведь:– Вон он идет, тигр… – Сказал и быстро убежал. Собака:-«Большой зверь, сильный. Он, наверно, никого не боится. Буду с ним дружить», – решила собака.

Когда собака сказала тигру, что хочет с ним подружиться, тигр подумал, подумал и согласился.

Ночью, когда они спали, собака залаяла.

Собака:- ГАВ-ГАВ-ГАВ.

Тигр вскочил и закричал на нее:

Тигр:– Замолчи, лев услышит! Придет, обоих нас съест…

До того тигр перетрусил, что даже не стал показывать собаке, где живут львы, – побоялся. Пошла она одна. Искала, искала до самого вечера и не нашла льва. Ночью проснулась от страшного рева – земля содрогнулась, лес зашумел. Это был лев…(Звучит музыка выхода льва)  Собака смело подошла к нему. Лев зарычал, грива у него встала дыбом.

Лев:– Что ты за зверь? Почему не боишься меня? Я тебя задавлю.

Собака сказала, что хотела бы стать его другом.

Лев:– Ну что ж, Иди со мной.

 Целый день они ходили вместе по лесам и степям, все звери от них прятались, а вечером легли спать в кустах.

Ночью собака проснулась и громко залаяла. 

Собака:- ГАВ-ГАВ-ГАВ.

Лев (сердито): – Тише, тише! Услышит человек – убьет нас с тобой. У него есть огненная железная палка с громовым голосом.

Собаке захотелось узнать, какой это такой человек… Пошла она вместе со львом искать человека. Скоро им повстречался маленький мальчик.(Звучит музыка выход мальчика)

Собака:– Может, этот? – спросила собака.

Лев:– Этот… Только он еще не вырос. –(Звучит музыка ) И пошли они дальше. Потом увидели старика. Он шел медленно, опираясь на палку.(Звучит музыка выход старика)

Собака:– Этот? – спросила собака.

Лев:– Этот… Только он уже старый, видишь – ходит на трех ногах…(Звучит музыка)

Через некоторое время встретили они здорового парня, который ехал верхом на коне.(Звучит музыка выход человека)

Лев:– Вот он! – закричал лев и бросился назад. Подошла собака к человеку, помахала хвостом и сказала, что ищет она самого смелого и сильного друга для себя.

Собака:– Давай, человек, подружимся.

Человек:– Это можно, Только знай, что я не люблю трусов.(Звучит музыка)

Вечером легли они спать. Ночью собака залаяла – ей послышался какой-то шорох. Человек вскочил, схватил ружье – огненную железную палку с громовым голосом, о которой говорил лев, и принялся вместе с собакой искать, кто это шумел поблизости.

Человек:-– Нам с тобой никакой враг не страшен, – сказал он собаке.

Собака поняла, что нашла наконец друга с бесстрашным богатырским сердцем. У этого человека оказалось много друзей, которые собираются вместе по вечерам и танцуют ёхор, а собака верно служит людям. 

- Молодцы ребята, все справились с заданием.

-Ребята, чему учит сказка?

-Заботиться о животном необходимо на протяжении всей его жизни. Необходимо относиться бережно и ласково к ним. Никогда не забывайте кормить, поить своего друга, заботиться о нем. Помните, если мы в дом взяли маленького питомца, то должны быть в ответе за него.

6. Инсценировка сказки

- Давайте мы с вами сыграем эту сказку. Как вы думаете, у нас получится?

  1. Итоги урока, рефлексия, домашнее задание.

- Какую сказку мы сегодня с вами изучали?

- Назовите главных героев сказки?

- Чему учит эта сказка?

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?

- Сегодня вы все молодцы, хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы.

- Вам понравился урок?

-Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь, такое настроение у вас останется до конца дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любимые домашние животные. Собака верный друг.

В жизни каждого человека, и ребёнка в особенности, должна быть собака. Забота о живом существе делает человека лучше, воспитывает в нём заботу и ответственностьСобаки – испытание нас на человечн...

Беседа "Собака - верный друг"

Беседа для детеё 6-8 лет, из которой дети узнают каких пород бывают собаки и какую роль собака играла и играет в жизни человек....

Собака-верный друг.

История происхождения собаки,бескорыстная собачья служба и породы собак....

Собака - лучший друг человека!

Составил ученик 1 класса Зайцев Дмитрий...

Собака - верный друг

Методическая разработка....

Собака - верный друг человека

Тема защиты животных актуальна всегда. У ребят с детства нужно формировать чувство долга и ответственности за своих питомцев.Перед мероприятием была проведена подготовительная работа: ребята нари...

Классный час "Собака - лучший друг человека".

Презентация по воспитательной работе....