Собака - верный друг человека
классный час (3 класс) на тему
Тема защиты животных актуальна всегда. У ребят с детства нужно формировать чувство долга и ответственности за своих питомцев.
Перед мероприятием была проведена подготовительная работа: ребята нарисовали рисунки своих любимых животных, была организована выставка книг о животных. Используются различные приёмы и методы: загадки, сочинения, разбор ситуаций, игровые приёмы, чтение стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-viktorina_sobaka-vernyy_drug.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – викторина «Собака – верный друг»
Алачева А.А.
Цели мероприятия:
- Развитие у учащихся умения воспринимать животных как партнеров в процессе общения;
- Показать роль собаки в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить с различными видами собак;
- Развивать мышление, научиться анализировать, сравнивать;
- Привитие доброты и ответственного отношения к братьям нашим меньшим;
- Воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
Рисунки детей, фотографии пород собак, выставка книги журналов о собаках, жетоны - косточки, медали для награждения. Фонограммы песен «Пропала собака», «Не дразните собак». Памятка для будущего хозяина. Компьютер, интерактивная доска.
Место проведения: МКОУ «Шеркальская СОШ» кабинет №13
Продолжительность мероприятия - 40 минут
Предварительная подготовка:
1. Заранее объявить детям о предстоящей игре. Порекомендовать прочитать различную литературу о собаках (повадки, породы и т.д.).
2. Подобрать материал для создания фильма о роли собак в жизни человека и слайдов, сопровождающих ход игры-викторины.
3. Подготовить оборудование для проведения игры:
– мультимедийная аппаратура для демонстрации сменяющихся слайдов, отделяющих один раунд от другого и содержащих задания викторины, а также для показа фильма о роли собак в жизни человека.
План мероприятия:
- Просмотр мультимедийного фильма о роли собак в жизни человека.
- Породы собак.
- Игра-викторина.
- Подведение итогов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Ребята! Я предлагаю вашему вниманию фильм.
(Просмотр мультимедийного фильма о роли собак в жизни человека)
- Итак, ребята, вы посмотрели фильм.
- Какое время года показано?(Зима.)
- Что случилось с героем фильма?(Замерзал)(-Почему он кричал? Звал на помощь. Заблудился.)
- Кто пришёл ему на помощь?(Волки.)
- Почему именно волки пришли ему на помощь?
- Сформулируйте тему нашего занятия?(Собака верный друг.)(Слайд 1)
- Наше мероприятие мы проведём в форме командной соревнования.
- Будет 2 команды. Вспомним правила работы в команде.
(Слайд 2,3,4,5,6,7,8,9)
- Собаки… Сколько их и какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ла дони и весят не больше полу-килограмма. Есть великаны, вес которых достигает восьмидесяти килограммов. Есть длинноногие, и есть коротконогие. У одних уши висят, у других – торчат. Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья. И самые древние.
- Самые древние – потому, что собаки первые из всех животных стали домашними. Конечно, люди приручили не собак, а волков, вы это в фильме. И потом уже вывели множество пород собак.
- Самые верные – потому, что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.
- На Земном шаре нет, пожалуй, такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
(Слайд 10,11,12)
- Есть собаки охотничьи, есть собаки служебные и есть декоративные.
- Трудно даже представить себе, сколько подвигов, больших и малых известных и неизвестных совершили собаки. И не случайно во многих странах установлены памятники этим необыкновенным животным.
(Слайд 13)
- Один из памятников собаке был открыт в 1935 году в Ленинграде (Санкт- Петербурге). Это памятник всем собакам – верным помощникам человека в научных исследованиях.
(Слайд 14)
- Есть необычный памятник в Париже. На фоне стены, символизирующей горы, стоит собака с умной и доброй мордой. А на её спине – ребёнок. Малыш крепко обхватил шею собаки, доверчиво приник к своему спасителю. Это памятник сенбернару по кличке Барри – собаке, которая в Альпийских горах спасла не один десяток людей, погибавших в непогоду в глубоком снегу.
- И ещё есть немало памятников собакам.
- А теперь давайте поиграем и посмотрим, что вы знаете о собаках
- Работу в команде будет оценивать жюри Ф.И.О.-…. За правильный ответ, каждый участник получит жетон, по количеству жетонов мы выявим лучшего знатока собак. А по общему количеству жетонов лучшую команду.
- Для начала придумайте название своей команды, связанное с темой нашего мероприятия.
(Дети придумывают названия своей команды, например: «Стрелка» и «Жучка». Представление команд и капитанов.)
(Слайд 15)
1-й раунд – «Аукцион пород»
- Итак, для начала я объявляю маленький первый раунд. За одну минуту необходимо назвать как можно больше пород собак.
(Например: пудель, шпиц, бульдог, овчарка, дворняжка, колли, лайка, спаниель и т.д. Команды называют породы собак. Команда получает столько жетонов-косточек, сколько назвали пород собак)
– Вот сколько пород собак –
Чистопородных и дворняг,
Собак служебных, розыскных
Дворовых, комнатных, цепных
Любят, ценят, уважают
И никогда не обижают.
(С. Михалков «О тех, кто лает»)
(Слайд 16)
2 раунд – «Литературный»
- О добрых делах наших четвероногих друзей можно прочитать во многих рассказах и сказках. Угадайте, из какой сказки четвероногий друг?
(На экране появляются фотографии и кличка собаки, команды по очереди называют сказку, в которой живет этот герой)
Герои литературных произведений:
(Слайд 17)
1. «Жучка» (Русская народная сказка «Репка»).
(Слайд 18)
2. «Артемон» (А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»).
(Слайд 19)
3. «Шарик» (Э. Успенский «Дядя Фёдор»).
(Слайд 20)
4. «Тотошка» (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).
(Слайд 21)
5. «Соколко» (А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
(Слайд 22)
6. «Авва» (К. Чуковский «Доктор Айболит»).
(Командам вручаются жетоны-косточки по количеству названных сказок)
- А сейчас немного поиграем моментальный спектакль. Действующие лица: котенок, солнце, две сороки, ветер, бумажка, петух, куры, щенок.
«Котёнок»
Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котёнок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котёнок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котёнок схватил её, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Не долго думая, котёнок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал ветошным криком. И побежал обратно на крыльцо. Тут его поджидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на задние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил собаку по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котёнка с улицей.
(Слайд 23)
3-й раунд – «Фразиологизмы»
- Не только в литературных произведениях описывались собаки и их повадки, но и в устном народном творчестве отмечены особенности поведения собак.
(Зачитывю пословицы и поговорки. Команды должны объяснить, заложенный в них смысл)
(слайд 24)
Фразиологизмы:
Собака лает – ветер носит (смысл поговорки в том, что не стоит обращать внимание на чьи – то слова, сплетни, слухи).
Собака на сене лежит – сама не ест и другим не даёт. (О жадном, недобром человеке).
Гонять собак. (ходить, слоняться без дела, лодырничать ).
С собаками не сыщешь. (Не доищешься кого – либо или чего – либо).
(Слайд 25)
4 раунд – «Собачий язык»
- Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно, ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. И уж если вы всё-таки приобрели себе четвероного друга, то должны помнить, что у каждой собаки свой определённый характер, и поэтому надо уметь вести себя с ним так, чтобы обе стороны, то есть владелец и его собака, были довольны.
- Поговорим теперь о повадках собак, особенностях их поведения. Ваша задача выбрать один правильный ответ из трёх.
Вопросы:
(Слайд 26)
1. Что важнее для собаки?
а) нос (чутьё);
б) глаза;
в) умение быстро бегать.
(Слайд 27)
2. Собака виляет хвостом – …
а) просится на прогулку;
б) отгоняет мух;
в) выражает дружелюбие.
(Слайд 28)
3. Если собаке жарко, она…
а) высовывает язык;
б) обмахивается хвостом;
в) купается в луже.
(Слайд 29)
4. Если собачий хвост опущен между задними лапами, это означает…
а) у собаки замёрзли лапы;
б) таким способом заметает следы;
в) собака что-то натворила и боится неприятностей.
(Слайд 30)
5. Собака визжит, если…
а) она голодна;
б) случается неприятная для неё ситуация;
в) гонится за кошками.
(Слайд 31)
5 раунд – «Голос собаки»
- А теперь, ребята, представьте себя в роли собак и изобразите, пожалуйста, «интонацию голоса» собаки, когда она…
(Слайд 32)
Задание для I команды:
1) собака клянчит подачку;
2) собака увидела кошку.
Задание для II команды:
1) собака потерялась;
2) радуется вместе с друзьями.
- Итак, ребята, одна команда изображает интонацию голоса собаки, другая – угадывает.
(Жюри оценивает театральные способности детей, вручаются жетоны-косточки)
(Слайд 33)
6 раунд – «Ситуация»
- Послушайте, пожалуйста, какой случай произошел с девочкой, и скажите, правильно ли она поступила?
(Слайд 34)
Случай с девочкой:
- На день рождения Кате подарили щенка. Сбылась её мечта. Девочка давно уговаривала маму купить ей щенка или котёнка. И вот теперь у неё появился новый друг – щенок по кличке Верный. Катя первое время играла с ним, гуляла. А потом у неё появились новая говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место у нас, пусть живёт на улице».
(Ответы детей. Жюри вручает жетоны-косточки)
- Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на эту девочку, никогда не предадите своего друга – будь-то человек или животное. Не забывайте, мы всегда в ответе за тех, кого приручили!
-А иногда бывает так. Завёл человек собаку… А она требует внимания, заботы. Надоели человеку эти заботы. И выбросил он собаку на улицу. И предал своего друга.
- Предательство – один из самых отвратительных поступков человека. Помните об этом.
(Слайд 35)
- Ребята, наша игра завершается. Давайте подведём итоги нашего конкурса «Собака – верный друг» и выявим лучшего знатока и лучшую команду. (Идёт подсчёт жетонов ).
- Итак, лучшим знатоком собак можно считать … Ф.И. …, а … команда - команда – победительница.
(Вручение медалей «Знаток собак»)
Итог
- Чему было посвящено наше мероприятие?
- Какое важное правило мы должны запомнить?
- О собаках, их преданности человеку, красоте и уме можно рассказывать очень много. Не зря о них написаны сотни книг, рассказов, стихов, сложены песни.
- У нас есть ребята, которые любят своих питомцев. принесли рисунки и фотографии.
- МОЛОДЦЫ!!!
Рефлексия
- У вас на столах лежат памятки. Это «Памятка для будущего хозяина».
Я буду жить всего лишь лет 10. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай об этом, прежде, чем ты возьмешь меня.
Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.
Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя есть еще работа, развлечения, друзья – у меня есть только ты.
Разговаривай со мной, хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова, но зато я понимаю твой голос, обращенный ко мне.
Помни – я никогда не забуду, как со мной обращаются.
Заботься обо мне, когда я состарюсь – ведь и ты когда-то будешь старым.
- Что вам запомнилось?
- Чтобы вы хотели ещё узнать о собаках?
- А где эту информацию можете найти?
- Спасибо за работу.
(Звучит фонограмма песни «Не дразните собак…)
Литература
1. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете: Домашние животные. – М.: Дет. лит., 1985. – 287 с.
2. Корабельников В.А. Легенды и быль о собаках. – М.: Просвещение, 1993. – 252 [3] с.: ил.
3. Микель Пьер. Древний Египет: Животный мир тех времен. – М.: ОЛМА-Пресс, 1999. – 63 [1] с.: ил.
4. Палмер Дж. Ваша собака: Пер. с англ. / Предисл. В.Е. Соколова. – М.: Мир, 1998. – 247 с., ил.
5. Патриотическое воспитание школьников 5-11 кл.: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции / авт. – сост. Н.А. Белихина, Л.А. Калитвинцева, Г.П. Попова. – Волгодгад: Учитель, 2007, – 129 с.
6. Пословицы, поговорки, загадки / сост., А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986. – 512 с.
7. Собаки. Волки: [Сборник] / сост.: Н.М. Гладкова, Е.А. Юдина. – М.: Прогресс, 1994. – 175 [2] с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любимые домашние животные. Собака верный друг.
В жизни каждого человека, и ребёнка в особенности, должна быть собака. Забота о живом существе делает человека лучше, воспитывает в нём заботу и ответственностьСобаки – испытание нас на человечн...
Беседа "Собака - верный друг"
Беседа для детеё 6-8 лет, из которой дети узнают каких пород бывают собаки и какую роль собака играла и играет в жизни человек....
Собака-верный друг.
История происхождения собаки,бескорыстная собачья служба и породы собак....
Собака - лучший друг человека!
Составил ученик 1 класса Зайцев Дмитрий...
Собака - верный друг
Методическая разработка....
Исследовательская работа на тему «Собака - верный друг»
Цель: научить, самостоятельно находить нужную информацию о собаках, создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.Объект исследования: собаки разных пород.Предмет исследов...
«Собаки – верные друзья человека»
Данная методическая разработка предназначена для учащихся второго класса. Данное воспитательное занятие способствует формированию у обучающегося гуманного отношения к животным и чувства ответств...