Программа партнёрского взаимодействия с родителями «Мы Вместе».
консультация

Панкратова Елена Владимировна

Семья и школа – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.  

      Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями. 

       Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей младшего школьного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4.Формировать позитивные формы общения.

5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

7. Познакомить родителей с режимом ОУ, уставом, основными моментами пребывания ребенка в образовательном  учреждении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Матвеево-Курганская сош № 1

Программа партнёрского взаимодействия с родителями

«Мы вместе»

Подготовила:

Панкратова Е. В.

 

Введение.

Семья и школа – это та основная среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.  

      Цель: установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с  родителями. 

       Задачи:

1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей младшего школьного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.

2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.

3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

4.Формировать позитивные формы общения.

5.Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

7. Познакомить родителей с режимом ОУ, уставом, основными моментами пребывания ребенка в образовательном  учреждении.

             

      Принципы работы по взаимодействию  педагога с семьёй. 

                   

 - Принцип преемственности, согласованных действий;

 - Принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй;

 - Принцип открытости;

 - Принцип индивидуального подхода к каждой семье;

-Принцип обратно связи.

   Ожидаемые результаты:

 - Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе класса, как субъекте этого процесса;

 - Повышение педагогической культуры родителей и педагогов.

 - Объединение интересов семьи и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;

 - Сплочённость семьи как системы;

 - Создание условий для успешной социализации детей младшего школьного возраста.

Показатели результативности:

-повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;

-осознание родителями значимости своей педагогической деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста;

-объединение интересов семьи и школы в вопросах обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;

-создание условий для успешной социализации детей в школе;

-повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;

- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

-выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в школе, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ОУ.

Направления  работы по вовлечению родителей в совместную деятельность  с педагогами класса.

Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки педагогов по нескольким направлениям.

 

Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания младшего школьника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

 1.Сбор информации: 

— о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети  находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

— о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания;  семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги. 

— о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).

Анализ информации.

 

Познавательное направление

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей  знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в  необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах школьного детства. 

Педагоги

Просветительская деятельность  (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей младшего школьного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).

Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).

Родители

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки;  методическая литература).

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).

Дети

Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)

 

Досуговое направление  

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги

Организация культурно-массовых мероприятий.

Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Родители

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление класса; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство пришкольной территории  (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)

Дети

1.Вовлечение детей в творческий процесс:

— участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско — родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).

 

Наглядно информационное направление

Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей младшего школьного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей,  привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).

 

 Формы работы при реализации программы.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашем классе.  

Традиционные:     

-Анкетирование родителей (для сбора социологических данных)

-Памятки

-Буклеты

-Консультации (тематические и индивидуальные).

- Тематические конференции по обмену опытом воспитания.

-Папки – передвижки.

-Выставки  совместного творчества.

-Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.  

Инновационные  

 Проектная деятельность («Огород на подоконнике»).

Участие во Всероссийских,  Региональных, Всероссийских,

 Международных  конкурсах детского творчества.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности

родителей

  • в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации школьника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
  • в повышении авторитета ОУ среди родителей;
  • реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
  • участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в классе, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка младшего школьного возраста 

 - в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир приобщиться к его ценностям;

 - у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;

  • дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
  • обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
  • выпускники ОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.

Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ОУ

 - в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:

  • в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
  • в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
  • в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании,
  • в повышении профессионального рейтинга педагогов ОУ в образовательной среде города.

Составление информационного банка по данной теме.

Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение)

  1. Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания.
  2. Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов.
  3. Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме.
  4. Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение уроков, поиск выхода из проблемных ситуаций.

Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях)

  1. Педагогическая компетенция - способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка.
  2. Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка.
  3. Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности.
  4. Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие.
  5. Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании.
  6. Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию.

Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1.Выступление родителей на конференциях, семинарах.

  1. Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3.Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком.

                               Общественно- значимый резонанс программы

Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.

Перспективный план работы с родителями

Название мероприятия

Цель

Сентябрь

1

Оформление родительского уголка на осеннюю тему.

Подготовить родительский уголок к осеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

2

Консультация: тема «Воспитание самостоятельности у детей»

Консультация.

Помочь родителям найти правильное решение для интеллектуального развития детей.

Обратить внимание на цели и задачи развития детей этого возраста.

3

Родительское собрание онлайн: тема «Возрастные особенности детей 6-7 лет»

Познакомить с задачами воспитательно- образовательного процесса и планами на предстоящий учебный год.

4

Выставка поделок  «Осенние фантазии».

Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.

5

Беседы с родителями «Первый раз в первый класс»

Дать понять родителям о значении школы а в жизни детей

Октябрь.

1

.Консультация «Прогулки и их значение».

Дать понятие родителям о значении прогулок в жизни детей.

2

Консультация :  тема «Возраст почемучек»

Консультация :тема « Культура трапезы»

Информировать  родителей о важности данного вопроса

3

Осенний праздник для детей

Побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций.

4

Наглядный материал для родителей «Навыки этикета, которыми могут овладеть школьники»

Привлечь родителей к информации о правилах этикета детей в младшем школьном возрасте.

5

Беседы с родителями              «Воспитание самостоятельности»

Привлечь родителей к информации

Ноябрь.

1

Консультация: тема: «Зачем человеку детство»

«Права ребёнка»

 Познакомить родителей с данной проблемой и дать рекомендации.

2

 

Консультация: «Я и дорога».

Привлечь родителей к данной информации .

3

Наглядный материал для родителей «Осторожно грипп»

Привлечь родителей к информации

4

Индивидуальные беседы с родителями «Чем занять ребёнка в выходные дни и в свободный вечер»

Дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи.

Декабрь.

1

Родительское собрание онлайн: тема «Играем пальчиками».

Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей

2

Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!»

Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода.

3

Подготовка к Новогоднему празднику.

Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.

4

Украшение участка снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.

Вовлечь родителей в совместную работу по постройке снежного городка и украшения участка с целью совместного творчества.

5

Наглядный материал для родителей «Новый год – весёлый праздник»

Привлечь внимание родителей к информации

Январь.

1

Беседа: «Нужно ли наказывать ребёнка.»

Информировать  родителей о важности данной проблемы

2

Консультация  тема «Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием»

Дать родителям знания о профилактике плоскостопия

3

Консультация для родителей «Лечим гимнастикой».

«Как любить живое»

Информировать родителей о важности соблюдения единых требований.

Привитие любви ко всему живому.

4

Наглядный материал для родителей «Рождество»

«10 заповедей для родителей»

Привлечь внимание родителей к информации

Февраль.

1

Поздравительная газета для пап.

Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам, Российской армии.

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу.

2

 Консультация «Игрушка – одно из важнейших средств воспитания»

Предложить родителям как развивать ребёнка через игрушку.

3

Наглядный материал для родителей «Масленица»

Привлечь внимание родителей к информации

4

Индивидуальные беседы с родителями: «Игровой уголок дома»

Информировать родителей о важности данной проблемы.

Март.

1

Праздничное поздравление мамам (утренник).

Чаепитие «Наши мамы»

Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике.

2

Индивидуальные беседы с родителями: «Как осуществлять закаливание в семье»

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

3

Оформление родительского уголка на весеннюю тему «Наши мамы лучше всех»

«Прилёт птиц»

Подготовить родительский уголок к весеннему сезону  с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации.

4

Консультации для родителей

«Закаливание»

Проконсультировать родителей  о значении закаливания.

Апрель.

1

Консультация для родителей: «Что необходимо делать, если ребенок  не хочет ходить в школу»

Проконсультировать родителей по данной проблеме.

2

Наглядный материал для родителей « День смеха»

«День космонавтики»

Привлечь внимание родителей к информации

3

Индивидуальные беседы с родителями: «Прогулки и их значение в развитии и воспитании ребёнка»

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

                       Май.

1

Индивидуальные беседы с родителями: «Пример родителей – основа воспитания»

Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье.

2

Консультация «Осторожно улица»

Проконсультировать родителей по данному вопросу

3

Наглядный материал для родителей «День Победы»

«Советы родителям»

Привлечь внимание родителей к информации

4

Родительское собрание  онлайн  «Вот и стали мы на год взрослей».

Подвести итоги совместной деятельности воспитателей, родителей и детей за прошедший год.

Литература:

  • Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
  • Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

Консультация для родителей "Играйте вместе с детьми"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

учебно-методическая программа для родителей "Учимся вместе"

программа направлена на укрепление взаимопонимания  родителей и детей...

Тренинг для родителей "Мы вместе"

Цель: оптимизация детско - родительских отношений....

Памятка родителям "Не вместо ребёнка, в вместе с ним"

Памятка содержит практические рекомендации родителям школьников по воспитанию самостоятельности в мышлении и в поступках ребёнка...