16 ноября "День толерантности"
классный час (4 класс)

Абрамчик Мария Александровна

Данный классный час разработан для учеников 4 класса. Материалы включают в себя презентацию и описание классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx562.27 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Толерантность – путь к миру»

Слайд 2

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский). Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский). Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский). Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. (Испанский). Толерантность - ( от лат. tolerantia – терпение) способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо) (Русский).

Слайд 3

«… Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии . Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель , которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира ». («Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года).

Слайд 4

16 ноября –международный день толерантности

Слайд 5

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего). «Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (Не убий). «Ничто притворное не может быть продолжительным». (Не лги). «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою). Воровство порождает лень и жадность. (Не кради).

Слайд 7

Толерантная личность Интолерантная личность Терпимость Бессердечность Сострадание Непонимание Прощение Вспыльчивость Снисходительность Злорадство Милосердие Лживость Сотрудничество Раздражительность Доверие Зависть Умение владеть собой Пренебрежение Чуткость Равнодушие Альтруизм Агрессивность Доброжелательность Эгоизм

Слайд 8

Отличия толерантной личности от интолерантной Знание самого себя толерантные интолерантные Больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

Слайд 9

защищенность толерантный интолерантный Обычно чувствует себя в безопасности, поэтому он не стремиться защищаться от людей и групп. Трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов.

Слайд 10

ответственность толерантный интолерантный Не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Считает, что происходящие события от него не зависят. Стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

Слайд 11

потребность в определенности Признает мир его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. Делят мир на две части – черное и белое. Для них нет полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. толерантный интолерантный

Слайд 12

Каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 13

Уважай собеседника Старайся понять то, о чем говорят другие Отстаивай свое мнение тактично Ищи лучшие аргументы Будь справедливым, готовым признать правоту другого Стремись учитывать интересы других ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ

Слайд 14

Если каждый друг к другу будет терпим, То вместе мы сделаем толерантным мир!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.И.Шатова»

Классный час

«Толерантность – путь к миру».

2022 год

Цель: 

- формирование у обучающихся толерантности мышления, уважения не только к своим правам, но и правам других людей;

- формирование у обучающихся представления о толерантности;

- воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

- развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромисс для решения возникающих проблем;

- повышение уровня творческой активности учащихся, развитие способности к познанию себя и других людей.

Задачи: 

- развитие навыков самоанализа и самосовершенствования;

- формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.

Ход классного часа:

Эпиграф классного часа:

«Прийти вместе – это начало,

остаться вместе – это развитие,

работать вместе – это успех»

                                                   Г.Форд.

Учитель: - Все быстрее мчится время. Прогресс с неумолимой силой движется вперёд. Техника заменила множество человеческих профессий. Должно быть, жизнь стала размереннее, спокойнее? К сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

Сегодня в нашем обществе происходит активный рост агрессии, расширение зон политических, гражданских, межрасовых конфликтов. Эти социальные явления всегда затрагивают молодёжь, которой в силу своего возраста присуще стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. Это привело к тому, что в последнее время у молодежи наблюдается высокий рост вразных форм асоциального поведения.

Знакомство с понятием «толерантность».

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» в нашей стране мы привыкли слышать немного иначе, мы больше принимаем и понимаем понятие «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. Арабы считают, что толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. Англичане говорят: толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. В свою очередь у испанцев толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. А в Китае толерантность –  способность позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Учитель: что объединяет эти понятия?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

В «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года сказано:

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН.

Задание 1. «Соотнеси  высказывание с заповедью».
(Учащиеся работают в группах)

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего) 
  • «Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: понятие «толерантность» изображено в виде солнышка. Почему?
Учитель:
 - солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Учитель: - Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Задание 2. «Толерантная и интолерантная личность».

Распределить  в две колонки: I – черты, присущие толерантной личности, II – интолерантной личности.

Черты:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Непонимание
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Снисходительность
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Лживость
  • Сотрудничество
  • Доверие
  • Раздражительность
  • Зависть
  • Пренебрежение
  • Умение владеть собой
  • Равнодушие
  • Чуткость
  • Агрессивность
  • Эгоизм
  • Альтруизм
  • Доброжелательность

Проверка качества выполнения задания. Таблица «Толерантная и интолерантная личность»

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпимость

Бессердечность

Сострадание

Непонимание

Прощение

Вспыльчивость

Снисходительность

Злорадство

Милосердие

Лживость

Сотрудничество

Раздражительность

Доверие

Зависть

Умение владеть собой

Пренебрежение

Чуткость

Равнодушие

Альтруизм

Агрессивность

Доброжелательность

Эгоизм

Решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

Задание 3. Составить памятку «Как себя вести в конфликтной ситуации».

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.

Беседа:

- Обижали ли вас когда-нибудь?

- Какими качествами должен обладать человек, умеющий прощать?

- Умеете ли вы прощать?

- А как вы думаете, прощение – удел слабых или сильных?

Задание 4. «Собери пословицу».

  1. Есть слёзы – (есть и совесть).
  2. Упавшего не считай  (за пропавшего).
  3. Кайся, да опять (за старое не принимайся).
  4. Тому тяжело, (кто помнит зло).
  5. Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит)

- Когда нам наносят глубокую рану – мы никогда не исцелимся, пока не простим. Прощение никогда не изменит прошлое, но оно освободит будущее, сделает вас счастливыми!

Игра «Комплимент».

- Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сделайте комплимент или похвалите своего одноклассника.

  • Что чувствовал каждый из вас, когда о нём говорили?
  • Поднимите руку те, кому были приятны сказанные слова?
  • Кто был смущён?
  • Почему комплименты были разными?

Учитель: - Все вы разные, и как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплоченный коллектив.

- А что у вас общее?

Дети отвечают:

А) учёба;

Б) цель – получить образование;

В) класс, т.е коллектив;

Г) возрастные интересы.

Учитель: - Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все ребята класса были преданными друзьями…Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать друг друга такими, какие есть, т.е. быть толерантными.

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...