Воспитание культуры поведения у младших школьников.
статья (4 класс)
Статья "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya_u_mladshih_shkolnikov.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры поведения у младших школьников.
Правила культурного поведения являются одним из путей, помогающих решить проблемы, связанные с общением. Правила помогают легко найти такие формы поведения, которые будут соответствовать требованиям нравственности, эстетики, отражать ту культуру, которая накоплена обществом в процессе её развития.
«Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и этические нормы этого поведения». Такое определение культуры поведения даёт «Словарь по этике».
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. От внутренней культуры во многом зависит внешняя культура. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. В культуре поведения значительное место занимают навыки и привычки. Воспитание навыков и привычек культурного поведения начинается в семье, в яслях, а детском саду.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укрепились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них боле тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринуждённости, изящества манер и т, д.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения является одним из путей формирования нравственных и других качеств личности. Личный опыт общения ребёнка ещё очень беден, поэтому он может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать. Часто дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением своих родителей, взрослых, которые для них являются авторитетом. Однако осознание ребёнком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных форм поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости. Выработка навыков и привычек культурного поведения достигается систематическим приучением школьников к выполнению правил.
Работа по культуре поведения будет успешной, если педагог или воспитатель удачно сочетает разъяснение правил и упражнения. Упражнения – это не только простое повторение. Оно должно подкрепляться позитивными эмоциями, приятным переживанием. Это может быть молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с младшими школьниками. Основные методы работы над правилами поведения – разъяснения и приучения, организация жизни детей в соответствии с требованием правил. Младшие школьники должны усвоить большой объём знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Так как правил приличия и поведения очень много и познакомить детей со всеми трудно. Очень важно учить детей умению находить правильный способ поведения в незнакомой ситуации на основе уже известных правил. Необходимо помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Приведу такой пример. Дети знают, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. Школьник здоровается в школе с учителями, воспитателями, одноклассниками, родителями. А за пределами школы на улице ребёнок может не выполнить это правило. Он просто не знает, что встретив на улице, в кино, в магазине знакомого (учителя, воспитателя, директора школы, родителей одноклассников и др.), надо с ними поздороваться. Или другой пример. Дети учатся уважать старших. Девочка рассказывает о своей бабушке с большой любовью, проявляет уважение к ней. Но стоит прийти бабушке в группу продлённого дня за своей внучкой, которая очень ждала её, девочка продолжает играть, разговаривает со своими друзьями, заставляет бабушку длительное время ждать её. Девочка не знает, как вести себя в присутствии бабушки.
Воспитание культуры поведения проходит наиболее успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению школьников. «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»,- отмечал К. Д. Ушинский. Макаренко А.С. говорил, что детей и молодёжь воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. На первом месте находятся родители, которые постоянно влияют на детей своим поведением и моральным обликом. При воспитании культуры поведения у школьников обязательно нужно контролировать выполнение правил поведения, давая положительную или отрицательную оценку. Отрицательная оценка должна быть тактичной. Требования к поведению детей постепенно должны усложняться. Они могут быть в виде советов, указаний, но ни в коем случае не в виде запрета. Не зря гласит пословица: «Запретный плод сладок». Воспитателю следует как можно реже употреблять слово «нельзя». Обязательным условием в воспитании детей является предъявление одинаковых требований к поведению детей со стороны всех взрослых в школе и дома.
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой были убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Работа по воспитанию культуры поведения будет эффективна, если она проводится в определённой системе, а не от случая к случаю. В результате работы у детей накапливаются опыт поведения, полезные привычки, приобретаются моральные представления. Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».
Культура поведения во многих случаях тесно связана с нормами нравственности. В основе многих правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребёнок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Необходимо помнить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой, и всегда были важными направлениями воспитательной работы школы. Однако часто такое воспитание сводилось к набору внеклассных мероприятий, которые не всегда учитывали личностные переживания и чувства учащихся, их потребности и личную заинтересованность.
Формирование правового общества предъявляет новые требования к гражданам страны. Среди них: умение принимать ответственность за собственные решения и поступки. Способность жить таким образом, чтобы, проявляя инициативу и реализуя свои потребности, не нарушать конституционные права людей. Современная психология вводит новый термин «эмоциональный интеллект», под которым понимается умение понимать эмоции других, отождествлять свои собственные эмоции и владеть своими переживаниями. Курс «Я в мире других» состоит в том, чтобы научить ребёнка отождествлять свои переживания и чувства с конкретными словами, управлять своими эмоциями. Определять эмоциональное состояние других людей и адекватно реагировать, ответственно поступать в ситуациях нравственного выбора. В содержание курса входят следующие темы: «Ответственность», «Вежливость и благодарность», «Сочувствие», «Неожиданные ситуации», «Культурный человек» и многие другие. На занятиях, проводимых во внеурочное время, широко применяются беседы, использование литературных произведений, рисование, инсценировки произведений и т. д.
Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определённых норм будут исходить не только от взрослых, но и от школьного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5487...
Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание
Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....
Воспитание культуры поведения у младших школьников
Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....
Воспитание культуры поведения у младших школьников
Родительское собрание. Тема: «Воспитание культуры поведения у младших школьников». В материале представлены беседа учителя и презентация....
Программа, на опережение конфликтного поведения для младших школьников
Данная программа, разработана на основе сюжетно-ролевой игры. Применяются перчаточные куклы или костюмы ввиде масок.Жизнь человека складывается из трех основных этапов: детства, юности и «взрослости»....
Cтатья Взаимосвязь детско-родительских отношений и проявлений агрессивного поведения у младшего школьника
Тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Проблема агрессивного поведения детей чрезвычайно актуальна для современного общества. Исследование особенностей агр...