«Освобождение города Курска. Страницы памяти».
классный час (4 класс)
Подготовила:
Переверзева С.С., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Железногорска
Цель:
- воспитание патриотизма, гордости за достижения малой родины, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою страну и простых людей – победителей;
- формирование основ эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- воспитание гуманистических качеств личности.
Познавательные:
- применение методов информационного поиска;
- развитие познавательной деятельности обучающихся.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить простое монологическое высказывание;
- формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.
Регулятивные:
- формирование умения сохранять заданную цель.
Предметные: создать хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области; познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_klassnomu_chasu_ug_1_1_1_1.pptx | 2.85 МБ |
klassnyy_chas_na_konkurs_ug.docx.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
22 июня 1941 года
29 августа 1941 года
Августꢀ-ꢀсентябрьꢀ 1941ꢀгода
Октябрь 1941 года
1 -2 ноябрь 1941 года
Музей партизанской славы «Большой дуб»
8 февраля 1943 года
Зданиеꢀмедицинскогоꢀинститутаꢀнаꢀ площадиꢀПерекальского
ЗданиеꢀꢀФилармонииꢀ
Краеведческий музей
Кинотеатрꢀим.Щепкина,ꢀ Сергиево-Казанскийꢀсобор,ꢀ библиотекаꢀим.Асеева,ꢀдомꢀОфицеров
С.Н.ꢀПерекальский Е.И.Зеленко Н.Ф.Ватутин И.Е.Сонин Н.Г.ꢀПигорев И.Д.Черняховский ГероиꢀВеликойꢀПобеды
Мемориальный ꢀ комплекс ꢀ « Памяти ꢀ павших ꢀ в ꢀ Великой ꢀ Отечественной ꢀ войне ꢀ1941-1945ꢀгодов»
Стелаꢀ«Героям-курянам»ꢀ (Краснаяꢀплощадь)
ПамятникꢀКатеꢀЗеленко
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме:
«Освобождение города Курска. Страницы памяти».
Подготовила:
Переверзева С.С., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Железногорска
Цель:
- воспитание патриотизма, гордости за достижения малой родины, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою страну и простых людей – победителей;
- формирование основ эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- воспитание гуманистических качеств личности.
Познавательные:
- применение методов информационного поиска;
- развитие познавательной деятельности обучающихся.
Коммуникативные:
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить простое монологическое высказывание;
- формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.
Регулятивные:
- формирование умения сохранять заданную цель.
Предметные: создать хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области; познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе.
Ход занятия:
(Читает ребенок): Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
(отрывок из стихотворения Б.Окуджавы)
1. Коллективное составление «ленты времени»
Слайд 1
Учитель: Тема нашего внеклассного мероприятия «Освобождение города Курска. Страницы памяти.»
- Предположите, о чём пойдёт речь? (о Курске, о войне, о страницах…)
- А где бывают страницы? (в книге) Слайд 2
- К концу занятия мы вместе составим книгу, книгу о войне и о Курске. Её авторами будем мы. А главными героями - люди, и не только люди, но и улицы, дома. По жанру – это быль, героическая быль. Почему я так обозначила жанр? (то, о чём будет написано в нашей книге, было реально, поэтому это – быль, а героическая потому, что люди, участвовавшие в войне, совершали героические поступки)
Учитель: Перед вами отдельные листы – страницы нашей книги. Среди разбросанных страниц найдите ту, которая соответствует началу Великой Отечественной войны (22 июня 1941года) Слайд 3 (учитель вывешивает страницу на доску)
Учитель: Кто развязал эту страшную войну? Слайд 4 Что вы знаете о начале войны? (Возможные ответы учеников: 22 июня 1941 года ранним утром без объявления войны немецко-фашистские войска перешли границу нашего государства. В первые дни войны наша страна понесла большие потери.)
(учитель приклеивает на 1 страницу создаваемой книги фото-плакат «Родина – мать зовёт!»)
Учитель: Какая следующая дата из предложенных идёт по хронологии? Выберите следующую страницу нашей книги Слайд 5 (29 августа 1941года)
- Известно ли вам, что связано с этой датой? (скорее всего ответ будет «нет»)
Учитель: Это день, когда впервые произошла Слайд 6 бомбардировка города Курска. В этот день уже были первые погибшие в городе. (страница прикрепляется в продолжении первой, приклеивается иллюстрация «Бомбардировка»)
- Какая страница следует дальше? Слайд 7 (август-сентябрь 1941года)
- В течение этого времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. (щелчок мышкой) В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети. Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды? (Возможные ответы учеников: они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
Учитель: Какой месяц будет в продолжении нашей «ленты времени»? (октябрь 1941 года) Слайд 8
- Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до самого города Курска. В каком месяце враги вошли в город? (в ноябре)
- Выберите ту страницу, которая нам об этом рассказывает (1 – 2 ноября 1941 года) Слайд 9
- Как вы думаете, почему на этой странице отмечены два дня? (Возможные ответы: сразу город захватить не удалось, жители сопротивлялись)
Учитель: Враги двигались с северной стороны города. Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса. И к вечеру 2 ноября город был полностью в руках захватчиков. И вот начинается самый длинный и самый страшный период в жизни города Курска. Найдите страницу с самым продолжительным временным отрезком (с 3 ноября 1941 года по 7 февраля 1943 года) Слайд 10
- Почему я назвала эту страницу самой страшной? (Возможные варианты ответов: в это время город был под властью фашистов, это время оккупации, погибло много мирных жителей)
- Посчитайте, сколько месяцев длилась оккупация? (15 месяцев)-щелчок мышкой
Учитель: Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор. За это время было расстреляно 13 тысяч мирных жителей, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 44 тысячи женщин и подростков. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк, 96% школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию. Карательные отряды сжигали заживо целые деревни. Расстреливали женщин и детей, помогавшим партизанам.
- В том году мы с вами посещали мемориальный комплекс Большой Дуб. Вспомните, какая история у этого места? (Ответы детей) Слайд 11
(Учитель предлагает найти место для этой информации среди страниц с хронологией и добавить её в макет книги)
Учитель: Это страшное время длилось 15 месяцев. Какая дата стала переломной в истории оккупации города? Найдите эту страницу.
(8 февраля 1943 года). Слайд 12
- Как вы думаете, что это за дата? Почему она «переломная»?
- Посчитайте, сколько лет назад это было? (79 лет)
Учитель: В ночь на 7 февраля 1943 года командующий 60 армии генерал-майор И.Д.Черняховский Слайд 13 отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались (щелчок мыши) с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8 февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием С.Н. Перекальского. Слайд 14 Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. (щелчок мыши) Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник , командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Степан Николаевич отдал свою жизнь за наш город. Поднимая солдат в атаку, он был смертельно ранен. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!»
Слайд 15 С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище в городе Курске, где ему установлен памятник. К вечеру 8 февраля город Курск был полностью очищен от фашистов.
(Читает ученик). Стоял мой Курск в огне, разрушен,
И облака были черны.
Но он не сломлен, не задушен
Рукой безжалостной войны.
Дома смотрели на расстрелы,
Дрожали, плача от беды.
Кричали вихри и метели,
И тихо пели соловьи.
Но жизнь вернулась в город славный,
Измученный, но не пустой…
Теперь я знаю – самый главный
Был подвиг стойкости людской.
А. Волщукова
Это стихотворение написала девочка, которая являлась свидетелем тех событий.
3. Заочное путешествие по улицам Курска
Учитель: - Действительно, «дома смотрели на расстрелы». Следующие страницы нашей книги – это иллюстрации, фотографии. Ваша задача – найти те здания, о которых сейчас пойдёт речь. Вспомните, возле какого здания шли ожесточённые бои и когда фашисты захватывали город, и когда советские войска его освобождали (здание медицинского института на площади Перекальского). Слайд 16
- В самый первый день захвата города у стен мединститута было расстреляно 25 человек. Среди страниц найдите это здание: как оно выглядит сейчас и как оно выглядело в годы войны.
Здания, которые пережили это ужасное время, могли бы многое нам рассказать. Здание Филармонии в 1941 году было штабом истребительных батальонов, а 10 февраля 1943 года на его балконе выступал командир 60 армии И.Д.Черняховский, Слайд 17 освобождавшей Курск. В честь него была названа улица в городе. Там же установлен памятник.
Вот тот самый балкон Филармонии… Слайд 18
Слайд 19 Краеведческий музей внешне почти не пострадал, но был разграблен фашистами. Многие его экспонаты вывезены в Германию.
-Рассмотрите фотографии, сделанные в годы войны. Слайд 20
Учитель: Кинотеатр им. Щепкина, Сергиево-Казанский собор, библиотека им. Асеева, Дом Офицеров – были очевидцами тех событий. Но они молчат.
Слайд 21 А стены этого дома помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась.
Слайд 22 Шарипова С. Екатерина Зеленко была лётчицей. Совершила 40 боевых вылетов, участвовала в 12 боях с истребителями противника. Она единственная женщина-лётчица, которая совершила воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941 года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза).
Слайд 23 Учитель: Перед вами список с фамилиями. Как вы думаете, что объединяет этих людей? (Возможные варианты ответов: это участники войны, это герои войны)
Учитель: Все они – Герои Советского Союза. Видите ли вы знакомые фамилии? Где вы их встречали? (Возможные ответы: о некоторых мы сегодня говорили на занятии, встречали в названии улиц).
Учитель: Действительно, почти все они – наши земляки. В их честь названы улицы города. В этом списке только двое никогда не жили в Курске. (С.Н.Перекальский и И.Д.Черняховский)
- Почему же их имена живут в городе Курске? (Они участвовали в освобождении нашего города. С.Н. Перекальский погиб, освобождая Курск.)
Учитель: Как вы думаете, этот список может быть страницей нашей книги? Какой заголовок мы подберём к этой странице? (выбирается наиболее точный заголовок, страница подписывается и добавляется в макет)
Учитель: Чем же эти люди заслужили высшую награду страны – звание Героя Советского Союза? (ответы детей)
Слайд 24 Учитель: Не только названия улиц города Курска напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Что ещё напоминает нам о героизме людей в годы войны? Конечно, это памятники.
В каждом городе много разных памятников, даже есть целые комплексы памяти. Какие вы можете назвать, посвященные Великой Отечественной войне?
Слайд 25 Самый большой – Мемориальный комплекс памяти павших в 1941-1943гг. Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём. Именно здесь находится памятник С.Н.Перекальскому, о подвиге которого мы говорили сегодня.
Слайд 26 - На Красной площади находится стела «Героям-курянам», где записаны имена всех наших земляков, награждённых самой высшей наградой страны – звездой Героя.
Слайд 27 - Небольшой памятный знак посвящён Кате Зеленко, которую скульптор запечатлел в обломках разбитого самолёта.
Учитель: Среди фотографий найдите фотографии тех памятников, о которых мы сейчас говорили (задание выполняют ученики)
Слайд 28 Учитель: Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наши города, почтить минутой молчания…
- Вот мы и составили книгу о Курске и о войне, книгу Памяти
Как вы думаете, на этом наша книга окончена? Почему?
Помнят улицы, помнят дома…
Много видели они, но молчат.
Пусть идут чередой года,
Но мы должны это помнить и знать!
А. Волщукова
- Проходя по улицам нашего города, иногда вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его!
Анализ
классного часа «Освобождение города Курска. Страницы памяти».
.
Уже стали традиционными в наших школах мероприятия, посвящённые освобождению города Курска от немецко-фашистских захватчиков. Данная тема сложна для восприятия младших школьников. К тому же имеет место смешение таких понятий как «освобождение города Курска» и «Курская дуга». Часто такие мероприятия проходят традиционно, порой формально. Эффективность такого подхода крайне низкая. Представленный опыт работы – попытка сделать традиционное мероприятие действительно «действенным».
Целью мероприятия является формирование основ патриотизма через осознание своей малой Родины и роли старшего поколения в становлении мирной жизни.
Данное мероприятие направлено на достижение следующих планируемых результатов:
1. Личностных:
-формирование основ гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою страну и простых людей – победителей фашизма;
- формирование основ эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- формирование внутренней позиции школьника.
2. Метапредметных:
Познавательных:
- применение методов информационного поиска;
- логические: установление последовательности с опорой на критерии.
Коммуникативных:
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить простое монологическое высказывание.
Регулятивных:
- формирование умения сохранять заданную цель.
3. Предметных: создать хронологию военных событий, связанных с захватом и оккупацией Курской области; познакомить с героями-курянами, памятными местами в городе.
Классный час проведен в форме КРУГЛОГО стола. Круглый стол - форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке; совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.
Такое занятие является интерактивным:
• ученики активно взаимодействовали на протяжении всего времени с учителем, одноклассниками, источниками информации (текстом, образом, экспериментом и т. д.), стараясь связать новые знания и опыт с тем, что они уже знают и умеют;
• учащиеся совместно решали проблемы, моделировали ситуации, погружались в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Представленное занятие построено в рамках системно-деятельностного подхода. Преимущества данной организации занятия состоят в следующем:
- опора на активную деятельность обучающихся;
- сохранение произвольного внимания обучающихся в ходе всего занятия;
- возможность продолжения работы с итоговым продуктом в рамках иных мероприятий данной тематики.
Итоговым продуктом занятия является созданная в процессе совместной деятельности Книга Памяти «Освобождение города Курска. Страницы памяти».
Эффективность данного мероприятия подтверждается возросшим интересом учеников к тематике Великой Отечественной войны, активизацией исследовательской деятельности, инициативой по созданию аналогичного итогового продукта.
Представленная форма внеклассного мероприятия может быть рекомендована для проведения занятия внеурочной деятельности духовно-нравственного направления в 3-4 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мой любимый город - Курск"
Данный материал является итоговой презентацией к проектной деятельности учеников 2 класса по окружающему миру. Программа "Школа РОссии", раздел:"Путешествия"...
Интеллектуальная игра "Город Курск"
Презентация к игре "Город Курск"...
Линейка памяти "Освобождение города Льгова от немецких захватчиков".
Вряд ли есть семья в нашей стране, которую бы не коснулась война:у кого-то воевал дед, у кого-то отец, сын, муж. Мы рассказываем из поколения в поколение об их светлом подвиге, чтим их память. Передаё...
Литературно - музыкальная композиция "Щит и гордость России", посвященная дню города-героя Смоленска и освобождение города от немецко-фашистских захватчиков.
В день города невозможно не вспомнить и события Великой Отечественной войны, оставившие след не только в его облике, но и в сердце каждого смолянина. 26 сентября в начальной гимназии состоялся пр...
исследовательская работа "Архитектура города Курска"
Творческая исследователская работа обучающегося по программе "Юные туристы - краеведы"...
Классный час " Освобождение города Курска"
Классный час на тему «Освобождение города Курска» ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Не властны над памятью время и годы», посвященной освобождению города Курска
Авторский сценарий написан с использованием стихотворений поэтов города Курска....