Классный час " Освобождение города Курска"
классный час
Классный час на тему «Освобождение города Курска»
Подготовила:
Спивакова Алла Николаевна,
учитель начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_fevralya_den_osvobozhdeniya_kurska_klassnyy_chas.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» г. Курска
Классный час на тему «Освобождение города Курска»
Подготовила: Попова О.В.
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания её истории своей, невозможно построить будущего.
Ход классного часа
1 ученик
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Учитель:
Народы нашей страны не раз поднимались на борьбу с захватчиками, на защиту своей свободы и независимости и всякий раз одерживали победу. В годы Великой Отечественной войны наш народ отстоял честь и независимость Родины и спас человечество от угрозы фашистского порабощения. Навечно сохранится в народной памяти подвиг славных защитников нашей Родины – Москвы, героев Бреста и Севастополя, Ленинграда и Волгограда, Одессы и Киева, Новороссийска и Керчи, Минска и Тулы и других городов.
Сообщение Юрия Левитана (… Говорит Москва….)
2 ученик ( на фоне песни «Священная война…»)
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз поставило нашу страну в очень тяжелое положение. К началу войны наша страна во многом уступала агрессору в численности войск, в количестве и качестве вооружений, в наличии опыта ведения сражений, в перестройке экономики страны на военный лад.
3 ученик
Начавшаяся война приобрела поистине всенародный характер. Проявились высокие морально – боевые качества наших людей, беззаветная преданность Родине, непреклонная воля к победе, массовый героизм. Вместе со всеми советскими людьми поднялись на борьбу с врагом и куряне.
4 ученик
Неоценимый вклад в победу внесли труженики тыла.
«Всё для фронта, всё для победы!» - под таким лозунгом шла работа в тылу.
5 ученик
Плечом к плечу с воинами Красной армии сражались бойцы народного ополчения. В самые трудные дни лета – осени 1941 года было сформировано около 60 дивизий, отдельных полков и других подразделений народного ополчения численностью более 2 миллионов бойцов.
6 ученик: (песня «Журавли»)
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Учитель:
Сегодняшний разговор пойдет о нашем Курском крае, о его героическом подвиге в годы Великой Отечественной войны.
29 августа 1941года - это день, когда впервые произошла бомбардировка города Курска.
В этот день уже были первые погибшие в нашем городе.
Август-октябрь 1941 года: в течение этого промежутка времени на территории Курской области и Курска создаются истребительные батальоны и отряды народного ополчения. В них входят жители города, которые не попали на фронт: женщины, старики и даже дети.
- Подумайте, какую работу могли выполнять истребительные отряды?
(Они дежурили на крышах домов и оповещали о приближении вражеских самолётов, ликвидировали последствия бомбёжек, тушили пожары в то время, когда горожане находились в бомбоубежищах).
7 ученик
В октябре 1941 года начались оборонительные бои на территории Курской области. Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Курской области. Им потребовался месяц, чтобы дойти до Курска. Враги двигались с северной стороны, где сейчас п. Щетинка. Они перешли реку Тускарь и стали подниматься вверх на холм к зданию мединститута. Отряды народного ополчения в этом месте уже построили баррикады. Здесь были самые ожесточённые бои. Но враг был лучше вооружён и превосходил в силе, поэтому наши отряды отступали назад по улице К. Маркса.
К вечеру 2 ноября город был полностью в руках захватчиков.
3 ноября 1941 года - 7 февраля 1943 года - это самая страшная и горькая страница в истории нашего города – время оккупации, когда на территории города и области хозяйничали фашисты.
8 ученик
-Немецко-фашистские захватчики установили кровавый террор: за это время было расстреляно 18 тысяч мирных жителей, около 9 тысяч военнопленных, полностью сожжено более 300 сел и деревень, угнано в Германию на принудительные работы, в рабство 39 тысяч курян, в основном юношей и девушек. Были полностью уничтожены все сахарные заводы, хлебозаводы, взорваны пединститут, цирк, 96% школ. Даже землю нашу – курский чернозём они вывозили вагонами в Германию.
Это страшное время длилось 15 месяцев.
9 ученик
В Железногорском районе Курской области имеется памятник жертвам фашизма «Большой дуб». Он напоминает о страшной трагедии, которая разыгралась здесь в 1942 году. Глубокой осенью в село Большой дуб нагрянули каратели. Всех жителей они выгнали из домов. Затем мужчин загнали в сарай и подожгли его. На глазах у женщин и детей они были заживо сожжены. После этого каратели подожгли все дома, а стариков, женщин и детей расстреляли.
Учитель:
8 февраля 1943 года – это переломная дата в истории оккупации нашего города. В ночь на 7 февраля 1943 года командующий 60 армии генерал-майор Иван Данилович Черняховский отдал приказ о проведении Курской операции. Три дивизии двигались с севера, две с юга, одна бригада с востока. Первыми в ночь на 8февраля в Курск прорвались бойцы 322 дивизии под командованием Степана Николаевича Перекальского. Завязались тяжёлые уличные бои. И вновь ожесточённая схватка возле мединститута. Именно здесь вёл в атаку своих солдат полковник, командир 322 дивизии С.Н.Перекальский, который уже был дважды ранен. Но он продолжал командование. Его последние слова: «Я погибаю, но вы, друзья, вперёд, за город Курск!» С. Н. Перекальский похоронен на Никитском кладбище, где ему установлен памятник.
К вечеру 8 февраля город Курск был полностью освобожден от фашистов.
10 ученик:
Летом на курской земле 1943 года произошло крупнейшее в мировой истории сражение, победа в котором обеспечила коренной перелом не только в Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войне.
10 ученик:
ПРОХОРОВКА Н.Истомин
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в народе стала знаменита,
Как Подмосковное Бородино.
Вот здесь по взгорьям,
По лощинам узким
К нам двигалась немецкая орда,
Чтоб кровь пролить на мостовые Курска
На наши села, нивы, города.
В дыму дома, в дыму бугры и склоны,
Горят хлеба, в сплошном огне простор,
Но нет, плотину нашей обороны
Не сдвинул с места вражеский напор.
Учитель:
Победа в Курской битве досталась нашей стране дорогой ценой. В ходе ее советские войска потеряли в общей сложности свыше 863 тыс. человек.
11 ученик:
Земля святая Курска Г.Ильин
Стань на колени, руками коснись
Курской Святой земли,
Если ты веруешь, ей поклонись,
Тяжесть с души свали.
Это она в ту пору могла
Огненной зваться Дугой,
Нас сохраняла и берегла,
Часть уносила с собой.
Слышишь, как тысячи этих сердец,
Слившись в одно, стучат.
Видишь, кругом проступает свинец.
Тот, что косил солдат…
12 ученик:
Стоял мой Курск в огне, разрушен,
И облака были черны.
Но он не сломлен, не задушен
Рукой безжалостной войны.
Дома смотрели на расстрелы,
Дрожали, плача от беды.
Кричали вихри и метели,
И тихо пели соловьи.
Но жизнь вернулась в город славный,
Измученный, но не пустой…
Теперь я знаю – самый главный
Был подвиг стойкости людской.
А.Волщукова
Фильм об освобождении Курска(8 мин)
Учитель: Рядом с Сергиево – Казанским собором на улице Горького есть неприметный двухэтажный дом №23, который пережил войну и не пострадал. Но его стены помнят весёлый, озорной голос девочки Катюши Зеленко, которая родилась и жила в нём до начала войны, но больше сюда так и не вернулась.
- Что вы знаете о Екатерине Зеленко?
13 ученик:
Екатерина Ивановна Зеленко была лётчицей. Детство и юность девушки прошли в г. Курске. Она единственная женщина-пилот, совершившая воздушный таран. Погибла 21 сентября 1941года, через 3 месяца после начала войны. Посмертно получила звание Героя Советского Союза. Её именем названа одна из улиц нашего города. Старшему лейтенанту Герою Советского Союза Е.И. Зеленко 23 сентября 1988 года в Курске был открыт Памятный знак
Учитель:
Но у нас в городе есть ещё улицы, названные в честь Героев Советского Союза.
Об этом нам сейчас расскажут ребята.
14 ученик:
Николай Фёдорович Ватутин
Н.Ф. Ватутин внёс значительный вклад в развитие теории и практики контрнаступления, окружения и разгрома крупных группировок противника. 29 февраля 1944 года во время выезда в войска был смертельно ранен. За умелое руководство войсками во время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Н.Ф. Ватутину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
15 ученик:
Сонин Иван Егорович
Родился в Курской области в крестьянской семье. Во время ВОВ с 1942 года Иван Егорович активно участвует в боевых действиях, уничтожает огневые точки противника. За боевые заслуги его награждают Орденом Красной Звезды. Во время сражения на Курской дуге лейтенант Сонин получает ранение, но несмотря на это, продолжает вести бой. Бойцы, воодушевленные его мужеством и храбростью ведут огонь по танкам и автоматчикам противника. Благодаря этому батарея удерживает занимаемые позиции.
16 ученик:
Николай Григорьевич Пигорев
Родился в 1925 г. в селе Мосальское Воронежской области в семье крестьянина. В раннем детстве вместе с родителями переехал в Курск, где учился в школе № 4. В Советскую Армию призван в марте 1943 г. На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1943 г. Награжден орденом Красной Звезды. В бою за деревню Романовку Збаражского района Тернопольской области 21 марта 1944 г., прикрыв своим телом вражеский пулемет, был смертельно ранен. Умер 23 марта 1944 г.
26 апреля 1944 г. автоматчику отдельной разведывательной роты гвардии рядовому Пигореву Николаю Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (ему было 19 лет).
Учитель:
Не только названия улиц напоминают нам о подвигах Великой Отечественной войны. Это ещё и памятники. Подумайте над значением слова и скажите, а почему они так называются?
- В нашем городе много разных памятников. Какие вы знаете, посвященные Великой Отечественной войне?
17 ученик:
Самый большой – Мемориальный комплекс памяти павших в 1941-1943гг.
Он включает в себя и кладбище, где захоронены военные, и несколько памятных знаков, и центральную стрелу с вечным огнём.
На Красной площади находится стела «Героям-курянам».
Открыта 9 Мая 1966 года
На стеле увековечены фамилии 270 Героев Советского Союза, среди которых есть уроженцы г.Курска и Курской области, а также люди, чья судьба была связана с курским краем. В 1967 году в левый торец стелы была вложена капсула с письмом-обращением к потомкам.
Завещано вскрыть ее в 2017 году.
18 чтец:
Памятный знак «Воинам 16-ой воздушной армии» открыт на ул. Союзная Сооружен в честь летчиков 16-ой воздушной армии, сражавшихся летом 1943 года на северном фасе Курской дуги под командованием генерал-лейтенанта авиации С.И. Руденко
Бюст дважды Героя Советского Союза А.Е.Боровых установлен на Красной площади в парке 1 Мая
Андрей Егорович Боровых (1921-1989) –дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), генерал-полковник авиации, заслуженный военный летчик СССР, почетный гражданин г. Курска.
Во время Великой Отечественной войны был летчиком-истребителем, командиром звена, затем эскадрильи. Совершил 470 боевых вылетов, сбил 32 самолета противника лично и 14 в составе группы.
Мемориальный комплекс «Жертвам фашизма» сооружен в 1987-1988 гг. Здесь установлен 46 мемориальных плит в память о советских гражданах, расстреляных фашистами 5 февраля 1943 года. На мемориале горит Вечный огонь.
Учитель:
Предлагаю всех тех, кто не вернулся с полей войны, кто погиб, защищая нашу страну, наш город, почтить минутой молчания.
(Минута молчания)
19 ученик:
Грудной свой возраст помним мы едва ли,
У Сейма мы живём на берегу.
Мы здесь росли, отцы здесь воевали
И разогнули Курскую дугу.
Друзья! Давайте утверждать заранее:
В любое время и в любом году –
У всей планеты славные куряне
Всегда и всюду будут на виду. М.Светлов
20 ученик:
Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашистов. Победа досталась очень дорогой ценой. Более 27 миллионов человек погибло, было разрушено 1710 городов, свыше 70 тысяч сел и деревень, уничтожено 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 427 музеев и 43 тысячи библиотек..
Более 7 миллионов человек были награждены орденами и медалями.
Самые храбрые из них (более 200 человек) удостоены звания Героя Советского Союза.
Учитель:
Память – это связывающее звено между прошлым и будущим. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. Из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений, она вдохновляет на труд и на подвиг. Чем меньше остается в живых свидетелей прошлого, тем больше становится наша всенародная забота о них.
21 ученик:
Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть Вы сейчас отцы и деды,
Виски посеребрила седина.
Вовек Вам не забыть весну Победы,
Тот день, когда закончилась война.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда,
И обещаем Родину свою –
Сберечь для дела, мира и труда!!!
Песня «Солнечный круг»(исполняют ученики)
Учитель:
На этом наш классный час подошёл к концу. Проходя по улицам нашего города, вспоминайте, какой ценой достался нам мир. Берегите его!
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "70 лет освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков"
Классный час предназнаначен для уч-ся начальных классов. Используется презентация. Главная задача состоит в том, чтобы рассказать детям в доступной форме о Великой Отечественной войне, воспитывать чув...
классный час "Освобождение города Михайлова"
Классный час посвящен 70-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков.Предназначен для учащихся 2 класса....
Сценарий классного часа в 3 классе «Невинномысск помнит войну…» ( к Дню освобождения города Невинномысска от фашистской оккупации)
Знакомство учащихся с региональной историей, воспитание любови и уважения к своей малой Родине....
КЛАССНЫЙ ЧАС «70 годовщина освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»
Тема: «Здоровый образ жизни».Цели: 1. познакомить со здоровым образом жизни; 2. формировать убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как ...
Классный час. "Освобождение города Шахты от немецко-фашистских захватчиков"
Классный час для учеников начальной школы, посвящённый 76 годовщине освобождения города Шахты от немецко - фашистских захватчиков....
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Не властны над памятью время и годы», посвященной освобождению города Курска
Авторский сценарий написан с использованием стихотворений поэтов города Курска....
«Освобождение города Курска. Страницы памяти».
Подготовила: Переверзева С.С., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.ЖелезногорскаЦель:- воспитание патриотизма, гордости за достижения малой родины, интереса и уважения к ее...