Формирование моральных качеств как основа нравственного воспитания детей с ОВЗ.
методическая разработка (2 класс)
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Формы организации воспитательного процесса отражают отношения, которые складываются между воспитателями и детьми.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.
Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через детский коллектив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_organizatsii_nravstvennogo_vospitaniya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование моральных качеств как основа нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Формы организации воспитательного процесса отражают отношения, которые складываются между воспитателями и детьми.
Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.
Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через детский коллектив.
Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста детей. Характер методов нравственного воспитания изменяется в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие воспитанникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения, которые требуют высокой педагогической квалификации.
Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия.
В нашей группе эффективно используются рассказы на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
1.служить источником знаний,
2. обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
3.служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать социальному опыту детей. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Учитывая внушаемость младших школьников, педагог должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации, что вызывает противодействие у воспитанников.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
а) беседа должна носить проблемный характер;
б) нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
в) нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию; Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
Методом формирования сознания личности является - диспут.
Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном с детьми старшего возраста. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы формирования нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. На каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для ребёнка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
- Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.
- Обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников;
- Создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
- Утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
- Учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
- Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса на основе нравственного воспитания детей
Доклад на ГМО учителей начальных классов...
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ через формирование эмоционально-личностной сферы
В статье показаны этапы работы по формированию эмоционально-личностной сферы....
Родительское собрание "Нравственное воспитание детей на основе семейных традиций"
Цель родительского собрания: обмен традиями, и передача их из семьи в классный коллектив.Форма собрания: проект.Родители отгадывают загаданные понятия: "семья" и "традиция", формулируют цель. Пр...
Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».
Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...
Формирование познавательного интереса и духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы Православной культуры"
В предлагаемом материале представлен мой опыт работы с младшими школьниками на уроках курса "Основы православной культуры". В новом федеральном государственном образов...