Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению клуба "Азбука экологии"
рабочая программа
Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_azbuka_ekologii.docx | 120.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
клуба «Азбука экологии»
1-4 классы
2023-2024 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Н.А.Лакпаева
- Пояснительная записка
Актуальность:
Рабочая программа клуба «Азбука экологии» общеинтеллектуального направления предназначена для обучающихся начальных классов (1-4 классы), составлена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» на 2023/2024 учебный год.
Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. Окружающая природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Внимание детей привлекают сезонные изменения в живой и неживой природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Реализация развивающей функции программы обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общенаучных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция программы предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладения знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятия им гуманистических норм существования в среде обитания, эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование экологической культуры и грамотности, нравственных и эстетических чувств.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческого материала, усиливает эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Особая актуальность кружка связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Крайнего Севера будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Программа внеурочной деятельности клуб «Азбука экологии» предназначена для 1-4 классов начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир» автор А.А.Плешаков.
Цель программы: формирование основ экологической культуры учащихся начальной̆ школы, их социального опыта; умения контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы:
• формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
• формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
• формировать экологически ценностные ориентации в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
• воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни;
• развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
• развивать альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
• развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
• развивать знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
• развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
• формирование представлений о природе как универсальной ценности;
• изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
• развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
• развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
• развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
• формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
• вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Общая характеристика курса
Сроки реализации программы
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 135 занятий: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – по 34 часов, 1 час в неделю.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических ситуаций нравственного выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей клуба. Итогом прохождения программы станет защита исследовательских работ, квест-игра с использованием развивающей зоны, проект «Спаси и сохрани»
- Ожидаемые результаты освоения программы
Личностными результатами являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
- Содержание программы
1 класс (33 ч)
Введение 1ч.
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Полярный день и полярная ночь. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Календарь погоды в ЯНАО. Как волк травой пообедал. Кто не спрятался?
Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей 3ч.
Как изучают подводный мир. Рыбный мир водоемов ЯНАО. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Викторина «Цветы на Севере»
«Букеты не рвите, дети! Станет беден мир на нашей планете!»
Планета насекомых 5ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Не навреди! 1ч.
Скоро лето. Правила сбора ягод, грибов
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
2 класс (34 ч)
Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Водные ресурсы ЯНАО. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений ЯНАО. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Красная Книга ЯНАО. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Надымском районе. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Крайнего севера. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.
Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
3 класс
Выясняем, что такое экология 2ч.
Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
Изучаем способы охраны природы 2 ч.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микро-заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Виртуальное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3 ч.
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве 1 ч.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4 ч.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы). Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе 4 ч.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух, ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5 ч.
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц 1ч.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам 3 ч.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2 ч.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).
Обсуждаем примеры экологических катастроф 1 ч.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год 2ч.
Обобщение основных теоретических знаний.
4 класс
Введение. Жизнь на Земле (1ч).
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Среда обитания (4ч).
Занятие 1: Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Занятие 2:
Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников).
Занятие 4:
Практическое занятие: экскурсия «Когда начинается осень в Надыме?»
Жизнь животных (4ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Занятие 3 :
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».
Народные промыслы Севера (5ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы народов Крайнего Севера
Занятие 2 :
Практическое занятие: Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Занятие 3: Растения тундры — кормильцы и врачеватели. Природное «меню». Лекарственные растения тундры. Лесная аптека ЯНАО.
Занятие 4 -5:
Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе (краеведческий музей). Знакомство с творчеством надымских художников (фотографов) и народных умельцев.
О городах и горожанах: человек в городе (5ч).
Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Занятие 4 :
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 :
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные-падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Занятие 3:
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. (9ч)
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3:
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5:
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения.
Занятие 6:
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 8-9:
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов, блоков, тем |
1. Введение 1ч | ||
1 | Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1час) | |
1.Тайны за горизонтом 4ч | ||
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | |
3 | Перемещение солнца на небосводе. | |
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | |
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | |
2 Загадка смены времен года 6ч | ||
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | |
7 | Движение солнца над горизонтом. Полярная ночь и полярный день | |
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | |
9 | Загадки. Год и времена года. | |
10 | Названия месяцев на Руси. | |
11 | История происхождения названий дней недели. | |
3.Тайны круговорота веществ в природе 4ч | ||
12 | Круговорот веществ в природе. | |
13 | Живая и неживая природа. Календарь погоды ЯНАО | |
14 | Как волк травой пообедал | |
15 | Кто не спрятался? | |
4. Загадки круговорота воды в природе 4ч | ||
16 | Загадки о состояниях воды. | |
17 | Наблюдение в природе за водой. Экскурсия на о. Янтарное. | |
18 | Природа дождевого облака | |
19 | Природа снежного облака | |
5.Загадки под водой и под землей 5ч | ||
20 | Как изучают подводный мир. | |
21 | Рыбы водоемов ЯНАО | |
22 | Жизнь в темных глубинах океана | |
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | |
24 | История открытия гигантского кальмара. | |
6.Загадки растений 3ч | ||
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | |
26 | Сказка о цветке-недотроге. Викторина «Цветы на Севере» | |
27 | «Букеты не рвите, дети! Станет беден мир на нашей планете!» | |
7.Планета насекомых. Не навреди 5ч | ||
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | |
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. | |
30, | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. | |
31 | Охрана насекомых. | |
32, | Скоро лето. Правила сбора грибов и ягод. | |
33 | Конкурс рисунков на тему «Человек и природа» | |
Итого: | 33 ч. |
Тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов, блоков, тем |
1.Изучение природы 3ч | ||
1. | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | |
2. | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | |
3. | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | |
| ||
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | |
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | |
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | |
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | |
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | |
9 | Вода - это жизнь. Озеро Янтарное. Природные родники и их охрана. | |
| ||
Мир растений и человек | ||
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений ЯНАО. Свет, тепло, влага в жизни растений. | |
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | |
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги ЯНАО | |
13 | Грибы - удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Надымском районе. | |
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | |
Мир животных и человек 11ч | ||
15 | Многообразие животных родного края | |
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | |
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | |
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | |
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | |
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | |
21 | Домашние птицы. Кормление и уход за ними. | |
22 | Млекопитающие родного края. Редкие животные Крайнего Севера | |
23-24 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | |
25 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | |
4.Человек и природа 9ч | ||
26 | Зависимость человека от природы. | |
27 | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | |
28 | Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. | |
29 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | |
30 | Отрицательное воздействие человека на природу. | |
31 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | |
32 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | |
33 | Что охраняют в заповедниках и заказниках. | |
34 | Охранять природу - значит охранять здоровье. | |
Итого: | 34 ч. |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | дата | Наименование разделов, блоков, тем |
| 1.Выясняем, что такое экология 2ч | |
1 | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | |
2 | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | |
2.Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч | ||
3 | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | |
4 | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | |
5 | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | |
3.Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч | ||
6 | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | |
4.Изучаем способы охраны природы 2ч | ||
7 | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | |
8 | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | |
5.Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3ч | ||
9 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | |
10 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | |
11 | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | |
6.Открываем жизнь в почве 1ч | ||
12 | Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | |
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4ч | ||
13 | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | |
14 | Знакомство с хвощами и плаунами. | |
15 | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные | |
16 | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. | |
8. Изучаем экологические связи в живой природе 4ч | ||
17 | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | |
18 | Сеть питания, или пищевая сеть | |
19 | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | |
20 | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | |
9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5ч | ||
21 | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | |
22 | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | |
23 | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | |
24 | История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. | |
25 | Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | |
10.Мастерим домики для птиц 1ч | ||
26 | Мастерим домики для птиц. | |
11. Учимся передавать свои знания другим ребятам 3ч | ||
27 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | |
28 | Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания. | |
29 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | |
12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2ч | ||
30 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека | |
31 | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье | |
13. Обсуждаем примеры экологических катастроф 1ч | ||
32 | Загрязнение природы. | |
14. Подводим итоги работы за год 2ч | ||
33 | Обобщение основных теоретических знаний. | |
34 | Экскурсия в природу совместно с родителями | |
Итого: | 34 ч. |
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов, блоков, тем |
1 | Введение. Жизнь на Земле (1ч). | |
Тема 1. Среда обитания (4ч) | ||
2 | Времена года на Земле | |
3 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | |
4 | Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. | |
5 | Практическое занятие: экскурсия «Когда начинается осень в Надыме?» | |
Тема 2. Жизнь животных (4ч). | ||
6 | Динозавры – вымерший вид животных. | |
7 | Первобытные «коллекционеры». | |
8 | Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | |
9 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | |
Тема 3. Народные промыслы (5ч). | ||
10 | Традиционные народные промыслы. | |
11 | Практическое занятие: Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками. | |
12 | Растения тундры — кормильцы и врачеватели. Природное «меню». Лекарственные растения тундры. Лесная аптека ЯНАО. | |
13 | Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической живописи, фотовыставка, посвящённые природе. | |
Тема 4. О городах и горожанах: человек в городе (5ч). | ||
14 | Появление городов. | |
15 | Зависимость города от окружающей его среды. | |
16 | Экологические проблемы города. | |
17 | Практическое занятие: Разные города — разные люди. | |
18 | Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». | |
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы (6ч). | ||
19 | Разнообразие систем. | |
20,21 | Понятие «экосистема». | |
22 | Практическое занятие: Моделирование экосистем. | |
23,24 | Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. | |
25 | Влияние человека на природные экосистемы. | |
Тема 6. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы. 9ч | ||
26 | Глобальные экологические проблемы. | |
27 | Пути решения экологических проблем. | |
28 | Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов. | |
29 | Охраняемые природные территории и объекты. | |
30 | Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». | |
31 32 | Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!» | |
33 34 | Экскурсия к водоему Экскурсия в парк | |
Итого: 34 ч. |
V. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 20012.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2017.
Электронные образовательные ресурсы
- https://multiurok.ru/all-files/vneurochka/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5
- https://potomy.ru/
- http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525
- http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525
- http://nachalka.info/demo?did=1001906&lid=1005525
- https://eor-np.ru/taxonomy/term/4
- ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.
- wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).
- edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах
- zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- ecosystema.ru -- экологическое образование детей и изучение природы России.
- etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований, поддерживается интернет-порталом Ро-ге§1;.ги.
Материально-техническое обеспечение
- Сканер
- Принтер
- Ксерокс
- Медиапроектор
- Ноутбук
Информационное обеспечение.
- наличие Интернета,
- наличие библиотеки, медиатеки, аудиотеки, видеотек, компьютерных программ по предметам,
- обеспеченность научно-методической литературой,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ кружок «Служу Отечеству пером»
Рабочая программа по внеурочной деятельности предназначена для учителей начальной школы (пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, тематическое планирование, список литера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Логика"
Программа расчитана на четыре года обучения.Содержит диагностические материалы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Путешествие в Компьютерию»
Данная рабочая программа является первым звеном в цепи непрерывного курса обучения информатике и информационным технологиям....
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Природа родного края"
Цель программы Природа родного края «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности учащихся начальной школы....