Основы безопасности
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_2_klass_osnovy_bezopasnosti.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №60
социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Основы безопасности»
для учащихся 2 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Дабаева Т.Д
г. Улан-Удэ
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Основы безопасности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевского, Н.В. Иванова.
Введение курса «Основы безопасности » подтверждается потребностями современной жизни: удручающими данными статистики о гибели и травматизме детей на дорогах страны, усугублением криминогенной обстановки, жертвами которой все чаще становятся дети, данными о неблагополучном состоянии здоровья школьников. Программа разработана для учащихся 2 класса МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов». Предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель программы:
Формирование социального опыта школьника и осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
-развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-стимулирование у учащихся самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
-формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
-выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Место и роль предмета.
Введение курса «Основы безопасности» вызвано уменьшением количества базисных часов по окружающему миру и переноса некоторых тем на изучение вместе с родителями под руководством учителя.
На изучение курса «Основы безопасности» во 2 классе отводится 1час в неделю.
2 часа добавлено из курса «Окружающий мир»: Пожар, Опасные незнакомцы.
Программа рассчитана на 34 часа. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.
Планируемые результаты
1 уровень – приобретение школьником социальных знаний
- правила перехода дороги;
- виды транспортных средств;
- правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара;
- правила обеспечения сохранности личных вещей;
- соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- первая медицинская помощь при отравлении газами;
- профилактика отравлений;
- чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия.
2 уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
- правильно переходить дорогу, перекрёсток;
- обеспечить сохранность личных вещей;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии;
3 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
- показать (инсценировать) правильную посадку в транспортное средство и высадку из него;
- соблюдать меры безопасности при пользовании электрическими приборами в быту;
- развести и погасить костёр;
- вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
- оказать первую помощь при отравлении вдыхаемыми токсическими веществами.
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства. О государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, о здоровом образе жизни, об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях, о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
Содержание программы
#1054;пасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
#1041;езопасное поведение в быту(5 ч)
Лифт — наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами.
Безопасное поведение на улицах и дорогах(12 ч)
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре ( 4ч)
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения. Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (3 ч)
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
#1054;сновы медицинских знаний и охрана здоровья детей (3 ч)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.
Отравление. Причины отравлений газообразными, или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
#1055;рактические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи(1 ч)
Оказание первой помощи при отравлениях.
#1047;ащита человека в чрезвычайных ситуациях ( 6 ч)
#1063;резвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий. Тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. Закрепление пройденного.
Формы и виды обучения
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся 2 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях. Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения
в случае их возникновения.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые.
При обучении наиболее целесообразны следующие устные виды изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций.
Тематическое планирование ОБЖ 2 кл
№ | Тема занятий | Кол час | Дата |
1 | Движение пешеходов по дорогам. | 1 | |
2 | Правостороннее и левостороннее движение. | 1 | |
3 | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 1 | |
4 | Перекрестки. Их виды. | ||
5 | Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | |
6 | Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | 1 | |
7 | Скорость движения городского транспорта. | 1 | |
8 | Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. | 1 | |
9 | Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге. | 1 | |
10 | Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | 1 | |
11 | Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. | 1 | |
12 | Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза. | 1 | |
13 | Пожар. Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. | 1 | |
14 | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. | 1 | |
15 | Страх, навыки безопасного поведения. | 1 | |
16 | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. | 1 | |
17 | Лифт – наш домашний транспорт. | 1 | |
18 | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | 1 | |
19 | Профилактика отравлений. | 1 | |
20 | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. | 1 | |
21 | Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами. | 1 | |
22 | Безопасное поведение в ситуациях криминального характера. | 1 | |
23 | Правила обеспечения сохранности личных вещей | 1 | |
24 | Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону. | 1 | |
25 | Особенности поведения с незнакомыми людьми. Опасные незнакомцы. | 1 | |
26 | Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление. | 1 | |
27 | Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. | 1 | |
28 | Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом. | 1 | |
29 | Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия | 1 | |
30 | Примеры стихийных бедствий. Тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите. | 1 | |
31 | Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. | 1 | |
32 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. | 1 | |
33 | Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. | 1 | |
34 | Закрепление пройденного. | 1 |
Приложение 1.
Список литературы:
Учебник.
1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 2класс. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2013г.
2. Плешаков. А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М.: Просв-е, 2014.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы / А. А. Плешаков. - М. ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Рабочая тетрадь
#1040;настасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2013.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. - М. :Просв-е, 2014.
Методические пособия
- Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
- Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. :Просв-е, 2014.
Печатные пособия
- Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Основы безопасности жизнедеятельности 4 класс
Основы безопасности жизнедеятельности4 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРазвернутое тематическое планирование составлено на основе:- Федерального закона России «Об образовании», «О защите населе...
Урок - викторина по теме «Основы безопасности жизнедеятельности».
Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым совершать поездки на велосипедах. Всё это делает н...
Внеурочная деятельность в 1 классе. Предметный кружок "Основы безопасности жизнедеятельности"
Программа внеурочной деятельности в 1 классе по предметному кружку с использованием УМК "Перспектива"...
НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК по "Основам безопасности жизнедеятельности"
Аннотация:НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Местом проведения урока может быть открытая площадка, классная комната или актовый зал. Цель: воспитание у детей высокой общей к...
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности «Безопасное детство»
На ступени начального образования происходит становление мировоззрения обучающихся, принятие ими нравственных установок. Поэтому важно в этом возрасте сформировать у школьников культуру безопасности ж...
Конспект урока по предмету « Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Безопасность в доме», 7Б класс
Данна разработка может быть использована дла проведения урока ОБЖ и в воспитательной работе....