Методическая разработка внеклассного мероприятия для уч-ся 3-4 классов по теме: «Верные спутники бойца»
методическая разработка (3 класс)
Пояснительная записка.
- Гражданское и патриотическое воспитание
- Тема мероприятия «Верные спутники бойца»
- Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников и младших школьников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о временах Великой Отечественной войны имеет большое значение. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Материал данного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературного чтения, в театральных кружках, в школьных библиотеках. Продолжительность мероприятия: 40 минут
- Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов в преддверии Праздника Дня Победы и ориентирован на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения.
- Цель мероприятия: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги Российского народа; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим и выжившим в годы Великой Отечественной войны, к воинам-ветеранам.
- Задачи мероприятия:
- способствовать развитию речи через чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию эмоционального воспроизведения через прослушивание музыки военных лет;
- развивать интерес к истории своей Родины, к Великой Отечественной войне;
- воспитывать патриотические чувства к Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны;
- способствовать расширению знаний детей о важности и значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- вызвать интерес к истории и культуре нашей Родины;
- формировать патриотические качества: храбрость, сила духа, мужество, честность, любовь к своей Родине, гордость за Россию.
8. Планируемые результаты:
- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;
- формирование интереса к истории своей Родины;
-уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны;
-повышение социальной компетентности детей младшего школьного возраста.
9. Тип мероприятия: информационно-творческий, занятие предполагает также использование интерактивного задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданское и патриотическое воспитание
Тема внеклассного мероприятия
«Верные спутники бойца»
Чернышева Светлана Андреевна
Учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №1
2023 год
Методическая разработка внеклассного мероприятия
для уч-ся 3-4 классов по теме:
«Верные спутники бойца»
Пояснительная записка.
- Гражданское и патриотическое воспитание
- Тема мероприятия «Верные спутники бойца»
- Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников и младших школьников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о временах Великой Отечественной войны имеет большое значение. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Материал данного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературного чтения, в театральных кружках, в школьных библиотеках. Продолжительность мероприятия: 40 минут
- Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов в преддверии Праздника Дня Победы и ориентирован на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения.
- Цель мероприятия: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги Российского народа; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим и выжившим в годы Великой Отечественной войны, к воинам-ветеранам.
- Задачи мероприятия:
- способствовать развитию речи через чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию эмоционального воспроизведения через прослушивание музыки военных лет;
- развивать интерес к истории своей Родины, к Великой Отечественной войне;
- воспитывать патриотические чувства к Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны;
- способствовать расширению знаний детей о важности и значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- вызвать интерес к истории и культуре нашей Родины;
- формировать патриотические качества: храбрость, сила духа, мужество, честность, любовь к своей Родине, гордость за Россию.
8. Планируемые результаты:
- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;
- формирование интереса к истории своей Родины;
-уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны;
-повышение социальной компетентности детей младшего школьного возраста.
9. Тип мероприятия: информационно-творческий, занятие предполагает также использование интерактивного задания.
10. Патриотическое воспитание является одним из важных компонентов в воспитании младших школьников. Знание истории своего народа и его культуры поможет молодому поколению в будущем с уважением и гордостью относиться к своей Родине и ветеранам. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна во все времена. Память о Победе в Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. Необходимо всеми силами сохранить ее у подрастающего поколения, пробудить в детях любовь к родной земле и передать детям чувство ответственности за Россию и ее будущее. Данное мероприятие знакомит учащихся с такими предметами и вещами, которые сопровождали бойцов на протяжении всей войны. Простые в быту вещи для бойцов были верными помощниками и спутниками как во время сражений, так и в минуты отдыха от боев.
11. Для проведения мероприятия используются :
оборудование: презентация, аудиозапись, мультимедийная установка с экраном;
наглядность: шинель, гимнастерка, пилотка, фляжка, котелок, саперная лопатка, письмо-треугольник.
Основная часть.
1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Организация внеклассного мероприятия начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Урок проводится в классном кабинете. Тема мероприятия написана на доске. Перед учащимися расположены вещи, о которых будет идти речь (гимнастерка, пилотка, фляжка, шинель, котелок, сапёрная лопатка). У учащихся будет возможность потрогать эти вещи, познакомиться с ними поближе. Продолжительность внеклассного мероприятия 40 минут. Проведение приурочено к празднованию 9 Мая.
2. Сценарий мероприятия.
1 часть. Мотивационная.
Учитель. В этом году наша страна будет отмечать очередную годовщину Дня Победы в ВОВ.
-Когда мы отмечаем день победы? (9 Мая)
Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Почти 4 года -1418 дней наш народ шел к Великой Победе, сражался с ненавистным врагом и разгромил врага. Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Победа досталась нам очень дорого, ценой человеческой жизни. Война унесла более 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет. Память о Великой битве и Великой Победе бережно хранится в наших сердцах и передается от поколения к поколению. Среди них есть и ваши прадеды. Память о них бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в наших сердцах.
Учитель. А сейчас, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Представьте, что вы гуляете по лесу и вдруг, вы видите землянку.
- Ребята, кто знает, что такое землянка? (Ответы детей)
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Землянки сооружались в полевых условиях солдатами и служили местом для отдыха между боями. (Звучит песня «Землянка»)
- Вы входите и видите, что в землянке лежат вещи. Как они называются? (гимнастерка, пилотка, фляжка, шинель, котелок, сапёрная лопатка)
Учащиеся подходят к столу и показывают по одному предмету всему классу)
2. Основная часть.
Учитель. Это вещи, которые помогали солдатам на протяжении всех четырех лет войны. И зимой, и летом, и в стужу, и в жару эти предметы были всегда рядом и были верными помощниками и спутниками, которые помогали выживать во времена тяжелых испытаний.
Гимнастёрка - (Для чего был нужен этот предмет?) верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротом, принятая как военная форменная одежда. Гимнастерка появилась во времена царской России и называлась «гимнастическая рубашка». Гимнастерку предпочтительно носили с ремнем на поясе. Миллионы гимнастерок, пропахшие дымом, окропленные кровью при ранении, прошли вместе с солдатами трудный путь военных дорог.
- Ребята, а как вы думаете, почему гимнастерка защитного цвета? (Для маскировки)
Пилотка - (Для чего был нужен этот предмет?) самый распространенный летний головной убор в годы ВОВ. Впервые в нашей армии пилотки появились среди летчиков и назывались «полётками. В дальнейшем, пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной и удобной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов.
А вот перед вами солдатская фляжка. (Для чего был нужен этот предмет?) Солдаты носили фляжку на поясе, привязывая её к ремню. Это емкость для воды, сделанная из алюминия, с откручивающейся крышкой. Практичную и надежную алюминиевую фляжку солдаты использовали для кипячения воды на открытом огне, например, на костре. Не боялась фляжка и замерзания. В солдатской фляжке вода долго не портилась.
«Смастерил себе постель,
Что под низ, и в изголовье,
И наверх,- и все – шинель.
Эх, суконная, казенная,
Военная шинель,-
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель»
Эти строчки из поэмы «Василий Теркин» автор посвятил еще одному предмету одежды солдата – шинели. Шили шинель из прочного серого сукна. В военные годы она спасала от холода, была солдату и постелью, и крышей над головой.
- А кто из вас знает, куда девали шинель летом, в жару?
Полевой котелок – (Для чего был нужен этот предмет?) неотъемлемая часть снаряжения солдата, предназначен для приема пищи в походных условиях. Котелок был сделан из пищевого алюминия и имеет плотно закрывающуюся крышку. Крышка использовалась в качестве сковородки, а за проволочную рукоятку котелок, как и фляжка, подвешивался к ремню. Прием пищи для солдата был не просто утолением голода, но и редкими минутами спокойствия.
Саперная лопатка – (Для чего был нужен этот предмет?) еще один незаменимый предмет, без которого не обходился ни один солдат. «Лопата – друг солдата» - так говорили о ней в военные годы. Лопатка предназначалась для копания. Ею рыли окопы и землянки, делали оборонительные сооружения. Но позже выяснилось, что она помогает бойцам и во время боя. Ее использовали для нападения на врага, когда заканчивались патроны. А еще лопатка использовалась как топор, когда надо было нарубить дрова для костра.
- А теперь представьте, как тяжело было каждому солдату во время войны. Ведь им приходилось не только воевать, но и носить все эти вещи на себе каждый день.
Учитель. А вот к этому предмету каждый солдат относился очень бережно и трепетно.
- Ребята, что я держу в руке? (Письмо в виде треугольника)
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне,
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Это фронтовые письма. Такие письма солдаты посылали домой с фронта. Обратите внимание, что это письмо имеет треугольную форму. Оно сложено особым способом.
- Ребята, как вы думаете, почему письма имели такую форму? (Ответы детей)
Учитель. Солдаты во время войны не всегда имели возможность посылать письма в конвертах. Поэтому для них существовала особая военно-полевая почта. Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Достаточно было свернуть листок с письмом особым способом - треугольником, так чтобы лист не развернулся. Их писали днем в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица. Письма из родного дома спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая о том, что дома их ждёт семья. С нетерпением и замиранием сердца ждали писем и в тылу, чтобы порадоваться победам в боях и вместе погоревать о неудачах. Некоторые письма люди читали всей деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта.
- Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника. Дома вы напишите свои пожелания ветеранам, красиво оформите свое письмо. Если у вас в семье есть родные, которые были участниками и свидетелями войны, вы им их вручите. А еще, вы можете передать свои письма с пожеланиями ветеранам 9 Мая, когда мы будем праздновать День Победы.
Вопросы к викторине.
- С виду вам напомнит лодку
Головной убор …. (пилотка)
- Какой предмет одежды спасал солдата от холода, был и постелью, и крышей над головой? (шинель)
- Углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй? (землянка)
- Верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротом, защитного цвета? (гимнастерка)
- Ёмкость для воды, сделанная из алюминия, с откручивающейся крышкой? (фляжка)
3. Заключение.
Учитель. Больше 75 лет прошло с того дня, когда на нашу землю пришёл мир. Время летит неумолимо. Все меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны, мало людей могут рассказать о настоящих военных событиях. Пройдёт ещё немного времени и рассказывать будет некому. Но забывать об этой страшной войне нельзя. И только, приходя в музей и увидев эти вещи, мы будем с благодарностью вспоминать тех людей, которые встали на защиту своего Отечества. Нужно помнить тех, кто отдал свою жизнь за нашу спокойную и счастливую жизнью.
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Мои методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, с целью подготовки и проведения внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов. Материал не только откроет новые знания у младших классов, но и способствует развитию патриотического воспитания. Данная методическая разработка «Верные спутники бойца» подготовлена к очередной годовщине Дня Победы в Великой Отечественной Войне, однако имеет достаточно универсальный характер. Она может быть приурочена и к другим знаменательным датам: Дню защитника Отечества и Дням воинской славы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике 1 класс
Не стандартные формы проведения внеклассного мероприятия....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/20/picture-282362-1376974305.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта".
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-123755-1510166933.jpg)
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.
Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348313-1632233242.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия в группе продленного дня на тему: «Безопасность в пути. Правила дорожного движения»
метод.разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-519092-1671969155.jpg)
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень"
внеклассное занятие предназначено для воспитанников группы продленного дня, учащихся начальных классов. Элементы занятия так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме «Осень»
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме «Осень»...