Методическая разработка внеклассного мероприятия для уч-ся 3-4 классов по теме: «Верные спутники бойца»
методическая разработка (3 класс)

Чернышёва Светлана Андреевна

Пояснительная записка.

  1. Гражданское и патриотическое воспитание
  2. Тема мероприятия «Верные спутники бойца»
  3. Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников и младших школьников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о временах Великой Отечественной войны имеет большое значение. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

Материал данного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературного чтения, в театральных кружках, в школьных библиотеках. Продолжительность мероприятия: 40 минут

  1. Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов в преддверии Праздника Дня Победы и ориентирован на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения.
  2. Цель мероприятия: расширить знания учащихся  о Великой Отечественной войне; воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги  Российского народа; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим и выжившим  в годы Великой Отечественной войны, к воинам-ветеранам.
  3. Задачи  мероприятия:

- способствовать развитию речи через чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне;

- способствовать развитию эмоционального воспроизведения через прослушивание музыки военных лет;

- развивать интерес к истории своей Родины, к Великой Отечественной войне;

- воспитывать патриотические чувства к Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны;

- способствовать расширению знаний детей о важности и значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- вызвать интерес к истории и культуре нашей Родины;

- формировать патриотические качества: храбрость, сила духа, мужество, честность, любовь к своей Родине, гордость за Россию.

8.  Планируемые результаты:

- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;

- формирование интереса к истории своей Родины;

 -уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны;

-повышение социальной компетентности детей младшего школьного возраста.

9. Тип мероприятия: информационно-творческий, занятие предполагает также использование интерактивного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданское и патриотическое воспитание

Тема внеклассного мероприятия

«Верные спутники бойца»

Чернышева Светлана Андреевна

Учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Новомичуринская  средняя  общеобразовательная школа №1

2023 год

Методическая разработка внеклассного мероприятия

для уч-ся  3-4 классов по теме:

«Верные спутники бойца»

Пояснительная записка.

  1. Гражданское и патриотическое воспитание
  2. Тема мероприятия «Верные спутники бойца»
  3. Растить патриотов в наше время непросто. Гражданско-патриотическое воспитание детей-дошкольников и младших школьников на основе реальных событий, воспоминаний, художественной и познавательной литературы, наглядных пособий и презентаций о временах Великой Отечественной войны имеет большое значение. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа. Пробудить в детях любовь к родной земле, формируя такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

Материал данного мероприятия можно использовать для закрепления на классных часах, уроках Мужества, уроках литературного чтения, в театральных кружках, в школьных библиотеках. Продолжительность мероприятия: 40 минут

  1. Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов в преддверии Праздника Дня Победы и ориентирован на воспитание нравственно - патриотических качеств подрастающего поколения.
  2. Цель мероприятия: расширить знания учащихся  о Великой Отечественной войне; воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за подвиги  Российского народа; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим и выжившим  в годы Великой Отечественной войны, к воинам-ветеранам.
  3. Задачи  мероприятия:

- способствовать развитию речи через чтение стихотворений и рассказов о Великой Отечественной войне;

- способствовать развитию эмоционального воспроизведения через прослушивание музыки военных лет;

- развивать интерес к истории своей Родины, к Великой Отечественной войне;

- воспитывать патриотические чувства к Родине, уважительное отношение и чувство благодарности к ветеранам войны;

- способствовать расширению знаний детей о важности и значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- вызвать интерес к истории и культуре нашей Родины;

- формировать патриотические качества: храбрость, сила духа, мужество, честность, любовь к своей Родине, гордость за Россию.

8.  Планируемые результаты:

- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни каждого человека и гражданина своей страны;

- формирование интереса к истории своей Родины;

 -уважение к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны;

-повышение социальной компетентности детей младшего школьного возраста.

9. Тип мероприятия: информационно-творческий, занятие предполагает также использование интерактивного задания.

10. Патриотическое воспитание является одним из важных компонентов в воспитании младших школьников. Знание истории своего народа и его культуры поможет молодому поколению в будущем с уважением и гордостью относиться к своей Родине и ветеранам. Тема Великой Отечественной войны будет актуальна во все времена. Память о Победе в Великой Отечественной войне передается из поколения в поколение. Необходимо всеми силами сохранить ее у подрастающего поколения, пробудить в детях любовь к родной земле и передать детям чувство ответственности за Россию и ее будущее. Данное мероприятие знакомит учащихся с такими предметами и вещами, которые сопровождали бойцов на протяжении всей войны. Простые в быту вещи для бойцов были верными  помощниками  и спутниками как во время сражений, так и в минуты отдыха от боев.

11. Для проведения мероприятия используются :

оборудование: презентация, аудиозапись, мультимедийная установка с экраном;

наглядность: шинель, гимнастерка, пилотка, фляжка, котелок, саперная лопатка, письмо-треугольник.

Основная часть.

1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Организация внеклассного мероприятия начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Урок проводится в классном кабинете.  Тема мероприятия написана на доске. Перед учащимися расположены вещи, о которых будет идти речь (гимнастерка, пилотка, фляжка, шинель, котелок, сапёрная лопатка). У учащихся  будет возможность потрогать эти вещи, познакомиться с ними поближе. Продолжительность внеклассного мероприятия  40 минут. Проведение приурочено к празднованию 9 Мая. 

2. Сценарий мероприятия.

1 часть. Мотивационная.

Учитель. В этом году наша страна будет отмечать очередную годовщину Дня Победы в ВОВ.

-Когда мы отмечаем день победы? (9 Мая)

Навеки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Почти 4 года -1418 дней наш народ шел к Великой Победе, сражался с ненавистным врагом и разгромил врага. Победа в Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа. Победа досталась нам очень дорого, ценой человеческой жизни. Война унесла более 20 миллионов жизней наших людей. Пожалуй, нет в нашей стране семьи, которой не коснулась бы война, которая не пережила бы тяжесть военных лет. Память о Великой битве и Великой Победе бережно хранится в наших сердцах и передается от поколения к поколениюСреди них есть и ваши прадеды. Память о них бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в наших сердцах.

Учитель. А сейчас, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Представьте, что вы гуляете по лесу и вдруг, вы видите землянку.    

- Ребята, кто знает, что такое землянка? (Ответы детей)

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Землянки сооружались в полевых условиях солдатами и служили местом  для отдыха между боями. (Звучит песня «Землянка»)

- Вы входите и видите, что в землянке лежат вещи. Как они называются?            (гимнастерка, пилотка, фляжка, шинель, котелок, сапёрная лопатка)

Учащиеся подходят к столу и показывают по одному предмету всему классу)

2. Основная часть.

Учитель. Это вещи, которые помогали солдатам на протяжении всех четырех лет войны. И зимой, и летом, и в стужу, и в жару эти предметы были всегда  рядом и были верными помощниками и спутниками, которые помогали выживать во времена тяжелых испытаний.

Гимнастёрка - (Для чего был нужен этот предмет?) верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротом, принятая как военная форменная одежда.  Гимнастерка появилась во времена царской России и  называлась «гимнастическая рубашка». Гимнастерку предпочтительно носили с ремнем на поясе. Миллионы гимнастерок, пропахшие дымом, окропленные  кровью при ранении, прошли  вместе с солдатами трудный путь военных дорог.

- Ребята, а как вы думаете, почему гимнастерка защитного цвета? (Для маскировки)

Пилотка - (Для чего был нужен этот предмет?) самый распространенный летний головной убор в годы ВОВ. Впервые в нашей армии пилотки появились  среди летчиков и назывались «полётками. В дальнейшем,  пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной и удобной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов.

А вот перед вами солдатская фляжка. (Для чего был нужен этот предмет?)  Солдаты носили фляжку на поясе, привязывая её к ремню. Это емкость для воды, сделанная из алюминия, с откручивающейся крышкой. Практичную и надежную алюминиевую фляжку солдаты использовали для кипячения воды на открытом огне, например, на костре. Не боялась фляжка и замерзания. В солдатской фляжке вода долго не портилась.

 «Смастерил себе постель,

    Что под низ, и в изголовье,

И наверх,- и все – шинель.

Эх, суконная, казенная,

Военная шинель,-

У костра в лесу прожженная,

Отменная шинель»

Эти строчки из поэмы «Василий Теркин» автор посвятил еще одному предмету одежды солдата  – шинели. Шили шинель из прочного серого сукна. В военные годы она спасала от холода, была солдату и постелью, и крышей над головой. 

- А кто из вас знает, куда девали шинель летом, в жару?

Полевой котелок – (Для чего был нужен этот предмет?) неотъемлемая часть снаряжения солдата, предназначен для приема пищи в походных условиях. Котелок был сделан из пищевого алюминия и имеет плотно закрывающуюся крышку. Крышка использовалась в качестве сковородки, а за проволочную рукоятку котелок, как и фляжка, подвешивался к ремню. Прием пищи для солдата был не просто утолением голода, но и редкими минутами спокойствия.

Саперная лопатка (Для чего был нужен этот предмет?) еще один незаменимый предмет, без которого не обходился ни один солдат.  «Лопата – друг солдата» - так говорили о ней в военные годы. Лопатка предназначалась для копания. Ею рыли окопы и землянки, делали оборонительные сооружения. Но позже выяснилось, что она помогает бойцам и во время боя. Ее использовали для нападения на врага, когда заканчивались патроны. А еще лопатка использовалась как топор, когда надо было нарубить дрова для костра.

- А теперь представьте, как тяжело было каждому солдату во время войны. Ведь им приходилось не только воевать, но и носить все эти вещи на себе каждый день.
Учитель. А вот к этому предмету каждый солдат относился очень бережно и трепетно.  

- Ребята, что я держу в руке? (Письмо в виде треугольника)  

  Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне,
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Это фронтовые письма.  Такие письма солдаты посылали домой с фронта. Обратите внимание, что это письмо имеет треугольную форму. Оно сложено особым способом.

- Ребята, как вы думаете, почему письма имели такую форму? (Ответы детей)

Учитель. Солдаты во время войны не всегда имели возможность посылать письма в конвертах. Поэтому для них существовала особая военно-полевая почта. Солдаты могли отправлять письма без марки, без конверта. Достаточно было свернуть листок с письмом особым способом - треугольником, так чтобы лист не развернулся. Их писали днем в окопах, пользуясь передышками между кровавыми боями, ночью в холодных землянках, когда, несмотря на усталость, никак не удавалось уснуть и перед глазами всплывали родные любимые лица. Письма из родного дома спасали наших воинов, поднимали боевой дух, помогали хоть немного отвлечься от тягот войны. Они давали воинам надежду на будущее, напоминая о том, что дома их ждёт семья. С нетерпением и замиранием сердца ждали писем и в тылу, чтобы порадоваться победам в боях и вместе погоревать о неудачах. Некоторые письма люди читали всей деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта.

- Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник? 
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника. Дома вы напишите свои пожелания ветеранам, красиво оформите свое письмо. Если у вас в семье есть родные, которые были участниками и свидетелями войны, вы им их вручите. А еще, вы можете передать свои письма с пожеланиями ветеранам 9 Мая, когда мы будем праздновать День Победы.

Вопросы к викторине.

  1. С виду вам напомнит лодку

 Головной убор …. (пилотка)

  1. Какой предмет одежды спасал солдата от холода, был и постелью, и крышей над головой? (шинель)
  2. Углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй? (землянка)
  3. Верхняя рубашка из плотной ткани, обычно с прямым стоячим воротом, защитного цвета? (гимнастерка)
  4. Ёмкость для воды, сделанная из алюминия, с откручивающейся крышкой? (фляжка)

3. Заключение.

Учитель. Больше 75 лет  прошло с того дня, когда на нашу землю пришёл мир. Время летит неумолимо. Все меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны, мало людей могут рассказать о настоящих военных событиях. Пройдёт ещё немного времени и рассказывать будет некому. Но забывать об этой страшной войне нельзя. И только, приходя в музей и увидев эти вещи, мы будем с благодарностью вспоминать тех людей, которые встали на защиту своего Отечества. Нужно помнить тех, кто отдал свою жизнь за нашу спокойную и счастливую жизнью.

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Мои методические рекомендации предназначены для педагогов начальных классов, с целью подготовки и проведения внеклассного мероприятия для учащихся 1-4 классов. Материал не только откроет новые знания у младших классов, но и способствует развитию патриотического воспитания. Данная методическая разработка «Верные спутники бойца» подготовлена к очередной годовщине Дня Победы в Великой Отечественной Войне, однако имеет достаточно универсальный характер. Она может быть приурочена и к другим знаменательным датам: Дню защитника Отечества и Дням воинской славы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике 1 класс

Не стандартные формы проведения внеклассного мероприятия....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта".

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса на тему: "8 Марта"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"

Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень"

внеклассное занятие предназначено для воспитанников группы продленного дня, учащихся начальных классов. Элементы занятия так же могут использовать воспитатели детских садов, педагоги дополнительного о...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме «Осень»

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме «Осень»...