Новая модель дополнительного образования в школе
статья (1 класс)

Королева Юлия Викторовна

Данный материал раскрывает цели и задачи дополнительного образования в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_model_dopolnitelnogo_obrazovaniya_v_shkole.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Новая модель дополнительного образования в школе

       В современном мире, образование имеет много ветвей и направлений , перед воспитанниками и родителями стоит большой выбор образовательных услуг. Они свободно и демонстративно могут осуществлять выбор этих услуг не только с помощью , так сказать, интуиции, но также могут непременно проверить уровень той образовательной услуги которую они выбрали.

Дополнительное образование - это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, раскрепощенность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Работа в блоке дополнительного образования обеспечивает разнообразные потребности ученика и направлено на сохранение физического, психологического и нравственного здоровья ребенка, формирования сплоченного и творческого школьного коллектива, воспитание самоуважения, уважения и терпимости к другим людям, воспитание понимания ценности образования, открывающего путь к новым возможностям, к осуществлению своих мечтаний, в том числе и выборе профессии.

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

  1. Художественно-эстетическое;
  2. Научно-техническое;
  3. Спортивно-техническое;
  4. Эколого-биологическое;
  5. Физкультурно-оздоровительное;
  6. Туристско-краеведческое;
  7. Военно-патриотическое;
  8. Социально-педагогическое;
  9. Культурологическое;
  10. Экономико-правовое.

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Цель создания системы дополнительного образования детей - раннее обнаружение склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и помощь в профессиональном самоопределении. В целом система ДО учащихся: отвечает потребностям школьников; помогает раскрытию личности и творческого потенциала; обеспечивает психологический и социальный комфорт детей; налаживает взаимоотношения между учащимися; побуждает к саморазвитию и самодисциплине; реализует потенциал общего школьного образования за счет углубления и применения знаний, полученных на уроках. Ценность дополнительного образования в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации тех знаний, которые они получают на уроках. Ребенок, проявляя себя с юных лет, в дальнейшем сможет добиться больших результатов и сделать на своем жизненном и профессиональном пути меньше ошибок. Система дополнительного образования в школе побуждает учеников развиваться самостоятельно, формирует привязанность к творческой деятельности и способствует повышению собственного статуса в глазах его сверстников. Занятость ребенка вне школы формирует у него дисциплинированность, организованность и самоконтроль. Совместные занятия приучают школьников работать в составе группы, укрепляют командный дух, развивают коммуникабельность и ответственность не только перед собой, но и перед членами всего коллектива.

Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Причем интересно, что отдых и развлечения как жизненные ценности ставятся учащимися на одно из последних мест в ранжировании.

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

- обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

Экологическое воспитание как часть дополнительного образования в школе.

Дополнительное образование всегда было частью школьной жизни. Дополнительное образование школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в...

Работа дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса

Творчество есть необходимое условие существования,                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключенахоть йота нового, обязано своим п...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Модульный подход к организации взаимодействия учреждения дополнительного образования со школой

Автор статьи предлагает описание одной из вариативных моделей организации внеурочной деятельности, построенной на основе программы по декоративно-прикладному искусству и ручному труду, как средству ху...

«Дополнительное образование в школе- составная часть общего образования (на примере ГБОУ С(К)ОШИ V вида)»

Мы все знаем, что младший школьный возраст - важнейший период формирования и обогащения мировосприятия и развития личностных качеств ребенка. В силу специфики нашего учреждения, мы, педагоги школы-инт...