Мониторинг нравственных качеств младших школьников
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_nravstvennyh_kachestv.docx | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас обращаться к проблеме нравственности, рассматривать аспекты ее сущности, содержание и структуру становления личности.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Одним из показателей результативности системы воспитания, должно быть развитие ребенка, изменение в его нравственной сфере. Это проявляется в устойчивости нравственного поведения в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков.
Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, его обозначают как период складывания личности, его морально-нравственных ориентиров. Именно поэтому одним из наиболее важных блоков моей деятельности является работа в рамках программы «Школа взаимопонимания». Для изучения результативности данной программы мною проводился мониторинг развития личностных качеств детей, пребывающих в нашем центре.
В мониторинге принимали участие дети ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец»» в возрасте от 7-10 лет в количестве 23 человек.
Перед проведением социально-реабилитационной работы с детьми проводилась следующая диагностическая методика: «Диагностика нравственной воспитанности». Цель методики: определение уровня нравственной самооценки детей.
Анализируя входную диагностику нравственной воспитанности у детей, можно отметить основные проблемы, препятствующие преодолению проблемного поведения ребенка:
- некомпетентные способы реагирования в различных коммуникативных ситуациях (игнорирование попыток другого вступить в контакт, неумение оказывать сочувствие и поддержку);
- агрессивные реакции при взаимодействии с другими (неумение спокойно реагировать на критику и провоцирующее поведение со стороны других).
Изучение полученных данных по входящей диагностики свидетельствует о том, что уровень нравственной самооценки детей различный:
- 35% (7 детей) имеют уровень нравственной самооценки, находящийся на уровне чуть ниже среднего;
- у 44% (9 детей) нравственная самооценка находится на среднем уровне;
- 21% (5 человек) имеют высокий уровень нравственной самооценки;
- ни один из опрошенных не имеет низкий уровень нравственной самооценки.
Эффективность проведенной работы можно увидеть, сравнив уровень нравственной воспитанности детей до и после посещения занятий (Таблица 1, Диаграмма 1).
Таблица№1. Показатели эффективности программы.
Уровень нравственной самооценки | Первичная диагностика, количество детей (процентное соотношение) | Повторная диагностика, количество детей (процентное соотношение) |
высокий | 22% (5 чел.) | 27% (6 чел.) |
средний | 44% (9 чел.) | 56% (11 чел.) |
ниже среднего | 34% (7 чел.) | 17% (4 чел.) |
низкий | - | - |
Диаграмма 1. Сравнение уровня развития нравственной самооценки детей.
Как показано в таблице высокий уровень нравственной самооценки детей повысился на 5% и составил 27%, т.е. ребенок осознает нравственные нормы, правильно оценивает свое поведение и поведение окружающих. Средний уровень нравственной самооценки также повысился и составил 56%, это означает, что дети в большинстве случаев адекватно оценивают происходящие ситуации и проявляют требуемые нравственные качества, уровень нравственной самооценки ниже среднего понизился и определяется 17% детей.
Исходя из проведенного мониторинга программы по развитию нравственных качеств детей «Школа взаимопонимания», можно сделать вывод об эффективности данной программы. Прежде всего, программа помогает изменить отношение ребенка к нравственным нормам и правилам, развивает положительное отношение к ним. Ребенок анализирует собственное поведение и поступки, знакомится ребенка с конструктивными способами реагирования в различных ситуациях, а также получает положительный опыт взаимодействия со сверстниками.
Диагностика нравственной воспитанности
(для среднего школьного возраста).
Диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами:
«Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них.
Подумайте, насколько вы с ними согласны, насколько они про вас.
Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла;
если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла;
если вы не совсем согласны – оцените ответ в 2 балла;
если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл».
Текст вопросов
№
п/п
Содержание вопросов Оценка
1 2 3 4
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми
взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить
неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать
среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на
несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные
поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не
правы.
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла
– 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла – это 4 единицы,
3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
от 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;
от 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки;
от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне среднего.
от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...
Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника
В статье раскрываются цель и методы формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в совр...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....