Мониторинг нравственных качеств младших школьников
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас обращаться к проблеме нравственности, рассматривать аспекты ее сущности, содержание и структуру становления личности.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Одним из показателей результативности системы воспитания, должно быть развитие ребенка, изменение в его нравственной сфере. Это проявляется в устойчивости нравственного поведения в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков.
Младший школьный возраст от 7 до 10 лет является важнейшим периодом детского развития, его обозначают как период складывания личности, его морально-нравственных ориентиров. Именно поэтому одним из наиболее важных блоков моей деятельности является работа в рамках программы «Школа взаимопонимания». Для изучения результативности данной программы мною проводился мониторинг развития личностных качеств детей, пребывающих в нашем центре.
В мониторинге принимали участие дети ГБУ «ОЦСПСД «Юный нижегородец»» в возрасте от 7-10 лет в количестве 23 человек.
Перед проведением социально-реабилитационной работы с детьми проводилась следующая диагностическая методика: «Диагностика нравственной воспитанности». Цель методики: определение уровня нравственной самооценки детей.
Анализируя входную диагностику нравственной воспитанности у детей, можно отметить основные проблемы, препятствующие преодолению проблемного поведения ребенка:
- некомпетентные способы реагирования в различных коммуникативных ситуациях (игнорирование попыток другого вступить в контакт, неумение оказывать сочувствие и поддержку);
- агрессивные реакции при взаимодействии с другими (неумение спокойно реагировать на критику и провоцирующее поведение со стороны других).
Изучение полученных данных по входящей диагностики свидетельствует о том, что уровень нравственной самооценки детей различный:
- 35% (7 детей) имеют уровень нравственной самооценки, находящийся на уровне чуть ниже среднего;
- у 44% (9 детей) нравственная самооценка находится на среднем уровне;
- 21% (5 человек) имеют высокий уровень нравственной самооценки;
- ни один из опрошенных не имеет низкий уровень нравственной самооценки.
Эффективность проведенной работы можно увидеть, сравнив уровень нравственной воспитанности детей до и после посещения занятий (Таблица 1, Диаграмма 1).
Таблица№1. Показатели эффективности программы.
Уровень нравственной самооценки | Первичная диагностика, количество детей (процентное соотношение) | Повторная диагностика, количество детей (процентное соотношение) |
высокий | 22% (5 чел.) | 27% (6 чел.) |
средний | 44% (9 чел.) | 56% (11 чел.) |
ниже среднего | 34% (7 чел.) | 17% (4 чел.) |
низкий | - | - |
Диаграмма 1. Сравнение уровня развития нравственной самооценки детей.
Как показано в таблице высокий уровень нравственной самооценки детей повысился на 5% и составил 27%, т.е. ребенок осознает нравственные нормы, правильно оценивает свое поведение и поведение окружающих. Средний уровень нравственной самооценки также повысился и составил 56%, это означает, что дети в большинстве случаев адекватно оценивают происходящие ситуации и проявляют требуемые нравственные качества, уровень нравственной самооценки ниже среднего понизился и определяется 17% детей.
Исходя из проведенного мониторинга программы по развитию нравственных качеств детей «Школа взаимопонимания», можно сделать вывод об эффективности данной программы. Прежде всего, программа помогает изменить отношение ребенка к нравственным нормам и правилам, развивает положительное отношение к ним. Ребенок анализирует собственное поведение и поступки, знакомится ребенка с конструктивными способами реагирования в различных ситуациях, а также получает положительный опыт взаимодействия со сверстниками.
Диагностика нравственной воспитанности
(для среднего школьного возраста).
Диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами:
«Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них.
Подумайте, насколько вы с ними согласны, насколько они про вас.
Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла;
если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла;
если вы не совсем согласны – оцените ответ в 2 балла;
если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл».
Текст вопросов
№
п/п
Содержание вопросов Оценка
1 2 3 4
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми
взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить
неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать
среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на
несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные
поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не
правы.
Обработка результатов:
Номера 3,4,6,7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла
– 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла – это 4 единицы,
3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
от 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки;
от 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки;
от 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне среднего.
от 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/28/picture-2672.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-100575-1364543347.jpg)
Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-157673-1354724420.jpg)
Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника
В статье раскрываются цель и методы формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-216889-1370417886.jpg)
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в совр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/12/picture-295455-1379012437.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....