Осенние мотивы
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа по теме :Осенние мотивы.
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.
Задачи:
- Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
- Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
- Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
- Формирование коммуникативных навыков.
Творческие группы:
- Фотокорреспонденты
- Издатели
- Художники
- Дизайнеры
Ход урока
I. Организационный момент
Группы приветствуют гостей, занимают свои места.
II. Подготовительный этап СЛАЙД 1
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
- Осень! ( Хором)
- По каким признакам узнали это время года?
- Почему осень сравнивают с лисицей?
- У кого из поэтов есть подобное сравнение?
- Д. Кедрин « Осенняя песня». Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.
- Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках – литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени. Мы выбрали общее название.
Прочитаем: Осенние мотивы! СЛАЙД 2
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?
- Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов?
Ответы детей -( В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
Наполнить себя красотой и поделиться с другими, нам понравилось это время года)
- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства.
III. Работа по группам. СЛАЙД 3
Задания:
Подобрать недостающие слова – глаголы, чтобы получилась рифма.
1.
Осень пёстрая ……….(пришла)
И рябины подожгла.
Возле них дрозды снуют
И плоды – огонь ……….(клюют)
2.
……. В роще листопад (бродит)
По кустам и кленам,
Скоро он …… в сад (заглянет)
Золотистым звоном.
Потерялась первая буква.
3.
…синку красила
…сень
…синка мне нравится
…чень.
…на позолотой блистает,
…дно только жаль –
…блетает.
4.
…леет за лесом закат
…лые
…исты к лесу летят.
…стры зарделись на клумбах в саду
…лые тени дрожат на пруду. СЛАЙД 4
- Осень – искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.
Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
IV. Анализ художественных произведений
- Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею?
- А.С.Пушкин. «Унылая пора!»
- Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса! Читает учитель.
- Поэт, как кисточкой – словом рисует очень яркую картину золотой осени. Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина «Осенняя песня»
Читает ученица
- Какое настроение передаёт автор? (Немного грустное)
- Какой образ вам особенно нравится и почему?
- Кто такие духи осени? (Ветер, дождь, шуршание листьев)
- Что позволило нам так ярко представить эту картину?
- Каким приёмом пользуется поэт? (Олицетворение)
- Давайте посмотрим как поэты говорят об осени?
Солнце спряталось за ситцевой СЛАЙД 5
Занавескою небес.
Д. Кедрин.
Колесом за сине горы
Солнце тихое скатилось.
С. Есенин.
Солнце реже смеётся…
К. Бальмонт
И редкий солнца луч.
А.С.Пушкин
- Для чего используются олицетворения? ( Для создания поэтических образов)
- Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки.
V. Творческий отчёт групп
- Слово вам, издатели книги. (Выступление детей).
- Спасибо за труд.
Художники
- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов) СЛАЙД 6,7,8.
Выступления детей
1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как – бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое – где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.
3. Левита н изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.
Слева – берёзовая роща, справа – лишь отдельные деревья, вдали – осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
- Что объединяет все картины? ( ТЕМА)
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками? ( Да, есть)
- Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин?
(- Лес, точно терем расписной… И.Бунин.)
- Что изображали вы на своих рисунках?
Дети рассказывают по своим рисункам, что они нарисовали.
Музыканты
- Природа и музыка – эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем – то очень похожи. СЛАЙД 9
-Наши исследования были бы не столь яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П. И .Чайковского. Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Фортепианные пьесы «Времена года» композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по – своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но пролетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
- Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, где светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуто для журавлиного полёта.
- «Времена года» являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
Фотокорреспонденты
- А теперь слово нашим фотокорреспондентам
Выступления детей
- Нам было интересно сфотографировать в нашем городе приметы осени.
1. Мы с мамой были на даче и сфотографировали осенние астры, грозди калины, на этой фотографии мне очень понравилось сочетание желтой травы и ещё зелёной листвы деревьев.
2. А мы сфотографировали центральную площадь города. Краснеют гроздья рябины и много золота – каштаны, тополя одели жёлтые наряды.
- Спасибо, ребята вам за работу.
А теперь слово вам дизайнеры.
- Нам очень хотелось, используя различные материалы создать свои осенние картины.
1. Эту работу мы назвали «Осень-лиса». Это вырезная аппликация-получилось очень красиво.
#1069;ту работу мы назвали «Королева осеннего бала». Ажурное бальное платье, шляпа все сделано из осенних листьев.
- В нашем городе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим произведением Людмилы Захаровой. Она пишет стихи, картины, а также является руководителем ансамбля бального танца «Импульс». Послушайте ее стихотворение «Осень».
Тиха, чиста, сошедшая с небес, СЛАЙД 10
В златых одеждах и в сиянье нимба,
Шуршащею листвой в багряный лес
Вошла обворожительная нимфа…
Легка стопа, и гибкою лозой
Твой стан напрягся под тяжелой ношей
Даров божественных земли, красою
Твоей косы пшеничной и порошей
Мельчайших капель утренней росы…
Прозрачнее, чем слезы милой…
О, дивнейшая! Сколь Твоей красы-
Отрада для души потерянной сирой…
Вывод:
- Ребята, вы создали удивительную красоту – словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
(- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.)
СЛАЙД 11
«Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!»
- Как вы понимаете эти слова?
Ответы
- Подлинная культура – она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце - это высшее проявление культуры человека.
-Ребята, мы долго работали над нашим проектом и чтобы сохранить его, я предлагаю вам создать книгу. Пусть страничками нашей книги будут ваши работы. Заготовку для обложки приготовила вам я, а оформят ее наши дизайнеры.
-А вы послушайте песню про осень.
-Вот такая замечательная книга у нас получилась.
- Спасибо вам за работу!
- На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Осенние мотивы"
Празднование Дня именинника в 3 классе. Цель праздника:развитие творческой активности, чувства прекрасного,любви к родной природе.Учащиеся разучивают стихи, песни, ставят сценки,танцуют....
Урок - творческий проект "Осенние мотивы"
Урок-творческий проект "Осенние мотивы"...
Классный час "Осенние мотивы"
Классный час о прекрасной осенней поре....
"Осенние мотивы". Интегрированный урок
Презентация позволяет развивать познавательную активность учащихся, дает возможность учителю логично выстроить объяснение на уроке....
Внеклассное мероприятие "Осенние мотивы"
Обобщающее заняти по проекту "Осенний фотоальбом"...
Сценарий праздника "Осенние мотивы"
Коррекционная педагогика...
Конспект урока по технологии 2 класс "Пластилинография. Осенние мотивы"
Тема: Пластилинография. «Осенние мотивы».Цели:Содержательная: сознание условий для расширения представлений учащихся о технологических и декоративных возможностях техники «пластилино...