ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ МНЕМОТЕХНИКИ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
план-конспект занятия (4 класс)
Аннотация В работе рассматриваются особенности организации использования модельных схем при заучивании стихов, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью детей в условиях учреждения интернатного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika._mashtanova_s.a.docx | 350.49 КБ |
mnemotehnika.pptx | 2.91 МБ |
prilozhenie-pamyatka.docx | 184.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОЭТИЧЕКОГО ЗАПОМИНАНИЯ ПОСРЕДСТВАМ МНЕМОТЕХНИКИ ВОСПИТАННИКАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
Маштанова Светлана Анатольевна
Воспитатель
Аннотация В работе рассматриваются особенности организации использования модельных схем при заучивании стихов, которые облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью детей в условиях учреждения интернатного типа.
Ключевые слова: дети-сироты, интернатное учреждение, мнемотехника.
Актуальность проблем социализации и реабилитации детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обусловлена приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории. В "Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)" определено: "В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество." [1. С.9].
Основными задачами социально-педагогической деятельности учреждений для детей-сирот является: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей-сирот; оказания им помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам; создания благоприятных условий проживания и развития детей.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что у ребенка во-первых, появляется обязанности перед школой; во-вторых, ребенок должен адаптироваться в новом «доме», в новой «семье» и на сколько успешно пройдет адаптация в приюте, а затем и в школе во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. У младших школьников, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность планомерно, исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Воспитанники приютов не так успешны в решение конфликтов в общение с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общение со взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении.
У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; 80% детей, воспитывающихся в приютах, имеют задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности.
Агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину.
Бедность мотивационной сферы, поверхностность, нервозность контактов, неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.
Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защиты», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других.
Воспитатель в должен быть организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создавать ситуацию успеха.
Основными направлениями создания коррекционно-развивающей среды должны стать:
- разработка разновариантных моделей занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой мог бы пользоваться любой воспитатель;
- создание психолого-педагогического обоснования работы каждого конкретного воспитателя с учётом его личностных особенностей, его склонностей и способностей. Дети очень чутко реагируют на то, что воспитатель любит и умеет, и готовы принять, освоить этот социальный опыт.
- организация досуговой деятельности (игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, занятия в кружках дополнительного образования и др.)
Для того чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу, организуемая деятельность должна быть совместной, а воспитатель и воспитанник – партнёры для достижения результата.
При работе с детьми мной было замечено, что они без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Моя работа вносит существенные дополнения в тему мнемонических приемов при выполнении домашнего задания. Здесь важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет воспитанников, с которыми я выполняю домашнюю работу, безучастными, равнодушными, другими словами, делает их заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
«Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», - говорил один немецкий педагог. Данная работа при подготовки домашнего задания с моими воспитанниками – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники.
Я убеждена, что использование мнемотехники с детьми нашего учреждения просто необходимо. Во-первых, теория мнемотехники реализована на практике и позволяет систематизировать первые удачные опыты; во-вторых, применение мнемоники необходимо с точки зрения психологических, возрастных, предметно-методических особенностей воспитанников; в-третьих, мнемоматериал нашел живой отклик у воспитанников, способствовал развитию интереса к заучиванию стихов, активизации их мышления, повышению успеваемости.
Мнемотехника помогает детям перешагнуть барьер неуверенности, заниженной самооценки. Дети лучше запоминают стихи, повышается способность детей к воспроизведению учебного материала, возрастает интерес к выполнению домашнего задания. Эффективность методов проверена веками. Ещё Цицерон произносил свои 56 объемных речей без запинки и записок при помощи мнемотехник, которые работают и сегодня. Мы получаем возможность помогать ребенку в обучении, пользоваться единым инструментарием запоминания и лучше находить общий язык. Домашние задания из угнетающей повинности превратятся в увлекательный и творческий процесс с надежным результатом.
Мнемонические приёмы легко использовать в повседневной жизни, они работают сразу, как только ребенок освоил их на практике и начал подбирать приемлемые для себя. В увлекательной игровой форме в небольшой группе и комфортной атмосфере, все сложное и непонятное отрабатывается на практике и становится простым и доступным.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений детьми с интеллектуальными проблемами. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе мы с детьми младших классов вместе готовим план - схему, а по мере обучения подростки сами также активно включается в процесс создания своей схемы.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! (А.Н. Плещеев) | Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится гонит со двора. (Ф. И. Тютчев) |
Постепенно память укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.
Практическое, целенаправленное применение мнемонических приемов позволило трансформировать ее в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.
Мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши дети могут стать творческими личностями, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчество – это потаенное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу: готовим еду, моем одежду, мастерим что-то, оставляем и ремонтируем квартиру, выращиваем растение, составляем букеты, делаем прическу, макияж, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем - можно внести что-то новое, неповторимое. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень. Для нас неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нашим воспитанникам: учить детей или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интереснее. Это значит, что творчески развитый выпускник приюта найдет соратников и друзей, будет иметь свои симпатии. Его переход к самостоятельной жизни несомненно облегчится.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Зиганов М. А. Козаренко В. А. Мнемотехника. М.: Образование, 2000. — 300 с
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Высшее образование: Изд-во МГППУ, 2009. — 461 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка.
Мнемотехника (мнемоника) - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации .
Слово «мнемотехника» обозначает техника запоминания. Оно происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти – Мнемози́на . Мнемози́на , Мнемоси́на ( др.-греч . Μνημοσύνη ) в древнегреческой мифологии — богиня, олицетворявшая память, она обладала способностью извлекать из прошлого давно забытые события.
Мнемотехника – как прием заучивания стихотворений Цель обучения с использованием мнемоники – развитие памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы . Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 4-6 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории или запоминать короткие стихи. Пришла Таня в желтом сарафане. Кто ее раздевает, тот слезы проливает. Сидит девица в темнице, А коса на улице.
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы хорошо использовать для запоминания стихов, пересказа, составление рассказов по картине или творческого рассказа.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы , т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Шапка шерстяная, на верху помпон Круглый словно мячик, и пушистый он. Есть еще у шапки отворот цветной Буду в этой шапке бегать я зимой!
Детям старшего возраста предлагаются монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для старших, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём — «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения. Ходит осень в нашем парке, Дарит осень всем подарки: Бусы красные – рябине, Фартук розовый – осине, Зонтик желтый тополям Фрукты осень дарит нам.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету ». К. Ушинский Методика использования мнемотехники при заучивании стихотворений
Методика использования мнемотехники при заучивании стихотворений Выразительно прочитать стихотворение. Разобрать стихотворение по содержанию. Еще раз прочитать стихотворение. Задать ребенку вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль стихотворения. Выяснить, какие слова непонятны, объясняю их значение в доступной для детей форме. Зарисовать мнемотаблицу , желательно вместе с ребенком. Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Зарисовывать мнемотаблицу по памяти.
Космонавт В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной — наш дом родной. ( В. Степанов)
Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В тёплые края. А. Плещеев
У Егора огород, там морковка и горох В огороде у Федоры огурцы и помидоры. Тощий Кощей тащит ящик овощей
Мнемонические приёмы легко использовать в повседневной жизни, они работают сразу, как только ребенок освоил их на практике и начал подбирать приемлемые для себя. В увлекательной игровой форме в небольшой группе и комфортной атмосфере, все сложное и непонятное отрабатывается на практике и становится простым и доступным. Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Методика использования мнемотехники при заучивании стихотворений
- Выразительно прочитать стихотворение.
- Разобрать стихотворение по содержанию.
- Еще раз прочитать стихотворение.
- Задать ребенку вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль стихотворения.
- Выяснить, какие слова непонятны, объясняю их значение в доступной для детей форме.
- Зарисовать мнемотаблицу.
- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Рассказать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Зарисовывать мнемотаблицу по памяти.
Зима
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Всё белые поля.
Бери скорее санки,
Из дома выбегай.
Поедем спозаранку
Кататься в снежный край.
Т.Керстен
под | снежным | покрывалом |
покоится | Земля. | В краю |
большом | и малом, | все снежные поля |
Беги скорее | санки, | из дома |
выбегай. | Поедем | спозаранку |
Кататься | в снежный | Край. |
Космонавт
В темном небе звезды светят.
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
( В. Степанов)
Снегири
Вот на ветках, | посмотри, | в красных майках |
снегири. | Распушили перышки, | греются на солнышке. |
Головой вертят, | улететь хотят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование песком как эффективная форма коррекционно - развивающей работы с воспитанниками детских домов
Об использовании в работе стола с подсветкой для рисования песком....
Модели коррекционно-развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников
Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста ребенка, мастерства...
Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта
В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...
Инновационные формы работы с семьями обучающихся и воспитанников начальной школы.
Взаимодействие семьи и начальной школы - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Данная работа посвящена инновацио...
Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социальном приюте.
В статье говорится о правильной организации детского труда в условиях социального приюта, о видах трудового воспитания и задачах....
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством мнемотехники
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. В младшем школьном возрасте познавательная деятельность является одной и...
Статья на тему: РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ МНЕМОТЕХНИКИ
Как же помочь детям научиться запоминать важный для них материал, способствовать тому, чтобы ребенок хотел и мог воспроизводить как можно больше информации, понимая при этом необходимость, того,...