Консультация для родителей «Театрализация- путь к детскому творчеству».
консультация

Нечаева Ирина Николаевна

Консультация для родителей

 «Театрализация-

путь к детскому творчеству».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._dlya_vospitat.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Театрализованная деятельность как средство

 развития речи дошкольника»

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

          Можно успешно использовать упражнения, направленные на развитие речи. С маленькими детьми хорошо использовать такой прием как совмещение  действий с проговариванием слов. Дети легко усваивают речевой материал, в котором много глаголов. При помощи этих слов детям легче показать разнообразные движения персонажей, например,  «Самолеты загудели», «Машина сигналит»,  выполнять эти игровые упражнения детям легко и интересно.

Чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи целесообразно подбирать тексты на активизацию словаря. Очень нравятся малышам, когда на занятие приходят куклы театра би-ба-бо ( дед, бабка, и другие сказочные персонажи). Дети с удовольствием вступают с ними в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы, которые им предлагают рассмотреть. Хороший эффект дают потешки,  короткие стихи и обыгрывание их, используя жесты, движения, мимику.

             Связная устная речь существует в двух формах: диалогическая и монологическая. Текст должен быть последовательным, логичным, точным, выразительным в языковом оформлении. Одним из эффективных средств развития связной речи является театрализация. Театрализованная игра, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием развития речевой активности детей. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон речи детей:

- словаря;

- грамматического строя;

- диалогической и монологической речи;

- совершенствованию звуковой стороны речи.

       Интенсивному речевому развитию способствуют  самостоятельная театрализованная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно-речевой деятельности:

- выбор темы;

- передача знакомого содержания;

- сочинение;

- исполнение от лица персонажей.

             Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят начиная с младших групп. Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра  «Назови мне свое имя», «Чей это голос?» ,  сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Бычок»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки. Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного. Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.). В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: продолжается работа по интонационной выразительности речи закрепляются умения сочетать движения с речью (пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр), закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией. Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью. В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка, театрализованные игры). Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля, инсценировка.

           Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования связной речи, эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий: - единства социально-эмоционального и когнитивного (познавательного) развития; - насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием; - постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности; - наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; - совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличный материал для детского творчества - изолон.

Продолжаю рассказывать о использовании строительного материала - изолон    для детского творчества. Правда, очень интересные возможности у этого материала.   После «животн...

Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»

Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»...

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ НА УРОКАХ.

методы управления детским творчеством...

Родительское собрание-консультация "Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине"

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ. Родительские собрания для меня - важнейшая форма работы с родителями ученика, направленная на повышение эффективности как учебного, так и воспитательного проце...

Консультация для родителей на тему: Декоративно-прикладное творчество.

Консультация для родителей на тему: Декоративно-прикладное творчество....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...

Сообщение для педагогов «Театрализованные игры — путь к детскому творчеству»

Сообщение для педагогов «Театрализованные игры — путь к детскому творчеству»...