Классный час "Откуда к нам Азбука пришла"
классный час

В процессе проведения классного часа дети знакомятся с истоками славянской письменности и культуры и её роли в развиии человечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №30»

КЛАССНЫЙ ЧАС

 «ОТКУДА К НАМ АЗБУКА ПРИШЛА»

                   001

Выполнила:

учитель  начальных классов

 МБОУ СОШ №30

Абрашина Лариса Викторовна

Дзержинск

2022г.

Цель:

 Расширение знаний и представлений учащихся об истории возникновения славянской письменности и её роли в развитии человечества.

 Задачи:

- Приобщение детей к русской культуре и традициям.

- Знакомство детей с истоками славянской письменности и   культуры.  

-  Развитие познавательного интереса учащихся к истории и русскому языку на основе углубленного изучения материала, применения игровых моментов.

Оборудование:

для учителя: икона святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, плакаты с пословицами о языке, мультимедийный проектор,

презентация Power Point, аудиозаписи, колокольного звона.

Ход мероприятия

(Звучит спокойная музыка)

Учитель.

- Всероссийский День славянской письменности и культуры. Это большой праздник для всех нас, потому что все мы говорим и пишем на родном русском языке.        

А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за все это? За наше письменное слово, на котором записаны наши любимые книжки?

За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы еще только познакомитесь в старших классах. А благодарны мы должны быть Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Они были иноками (монахами) и всю свою жизнь посвятили созданию нашей письменности.

Святые Кирилл и Мефодий прежде всего перевели на славянский язык Евангелие и богослужебные книги. Благодаря этому  русский народ с самого начала мог учиться православной вере на понятном ему языке. И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.

Книги сохранили до нас Слово Божие и предания далеких лет. Словом Божиим сотворена Вселенная, а человек поставлен Богом выше всего земного. Словом объединяются люди, им созидается все в этом мире. Но самое главное – слово в молитве восходит к Богу, беседуя с Ним.

Чтец. (Слайд 2)

Мы благодарны просвещенью,

наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный

иди в историю смелей.
К апостолам высокославным

любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в

России  будут жить века.

1 вед.

- Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло гораздо позднее. Письменность — одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного. (Слайд 3)

Учитель.

- Отгадайте загадки и вы узнаете, чему будет посвящен наш классный час.

Буквы—значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется…/алфавит/

Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй..

Строй как строй, да не простой,

Он зовётся …/азбукой/                             (Слайд 4)

2 вед.

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: « Чем отличается азбука от алфавита?» Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА                    (Слайд 6)                                                                                                  

1 вед. 

-А знаете ли вы, как, откуда пришла к нам азбука?

На берегу теплого моря в городе Солунь (Салоники) жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Оба брата получили хорошее образование. Однажды к византийскому императору прибыли послы от князя Ростислава. Послы просили направить к ним учителей, которые вели бы церковные службы на славянском. Император позвал Кирилла и сказал, что кроме него никто другой сделать этого не сможет. (Слайд 7)

2 вед.

-Азбуки,  приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком. (Слайд 8)

1 вед.

- Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь — это путь ученого-книжника. После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете. (Слайд 9-10)

2 вед.

- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. (Слайд 11)

 «То было чудное мгновенье!.. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые»,   записано в летописи тех времен. (Слайд 12)

1 вед.

- Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую — глаголицей (старославянское слово  глаголь означает речь, слово). (Слайд 13)

2 вед.

- Глаголица — изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность. Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица — с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник и  круг. (Слайд 14)

Учитель. 

- А теперь вы будете работать в группах. Посмотрите внимательно на записи (Слайд 15). Прочитайте слова, записанные с помощью глаголицы.

 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Image198.gif  

(Проверка)

1 вед.

- Кириллица, в сущности, — это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Первоначально кириллица включала 43 буквы. Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице. (Слайд 16 - 17)

 

Учитель. (Слайд 18)

- А теперь группам дается следующее задание.

Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:

ПЬРСТЪ - палец - напёрсток

ЛОВИТВА - охота - ловить

ДЛАНЬ – ладонь

ТЪЩЕТА - суета – тщетный

Чтец.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей
. (Слайд 19)

Учитель. (Слайд 20)

- В старых церковных текстах встречаются самые разные надстрочные знаки, чаще всего используются следующие:

  • Ударения
  • Придыхания
  • Титло - знак для сокращения слов и обозначения числовых    значений

- Послушайте как звучит старославянский язык.

 (Звукозапись молитвы на старославянском языке)

2 вед.

-В начале XVII века ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Реформу азбуки в начале XVIII веке провел Петр I.  Петру I удалось лишь устранить буквы «от», «омега» и «пси», он также узаконил две разновидности букв — прописные и строчные — и отменил знаки титл, которые использовались для сокращенного написания слов. Реформа 1708—1710 гг. разделила единый алфавит на два: один — традиционный, для написания церковных книг, а другой — новый, светский, гражданский.  

(Слайд 21)

1 вед.

- В 1735 г. Были исключены из алфавита буквы «кси» и «зело», а также «ижицу», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква й. ( Слайд 22-23)

2 вед.

- В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв. Эту букву называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) немало огорчений. (Слайд 24) 

1 вед.

- В 1735 году в алфавит были введены две буквы: Э  и Й». Буква э сравнительно молодая. Она появилась в азбуке, как было сказано, только в 1735 г. Самая молодая буква в русском алфавите — это буква ё. Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. В 1797 г. писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. (Слайд 25)

Учитель.

-А теперь, ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины,  и мы посмотрим, кот был из вас самым внимательным.

Викторина (Слайд 27-28)

1.Где родились  Св. Кирилл и Св. Мефодий?

( Салоники. Македония)

2.Кем был отец Кирилла и Мефодия?

(Большим военачальником)

3.Как звали Св. Кирилла в миру, до пострига в монахи?

(Константин)

4.Какой алфавит предок русского алфавита?

(Греческий)

5.Какой знак в кириллице ставится над числом для того, чтобы не перепутать его со словом?

 (титло) 

6. Какую букву называли и «самой русской буквой», и «буквой страшилищем?»

(Ять)

7.Какую букву называли «бездельником», «лодырем», «дармоедом»?  

(ъ-ер)                                                    

8.Какие три буквы были добавлены в наш алфавит последними?

(Ё,Й,Э)

9.Как называлась первая книга на Руси для обучения грамоте?

(Псалтырь)                                                            

10. Назовите последнюю букву кириллицы?

(Ижица)

11. Кто провел первую реформу азбуки?

(Пётр1)

-Молодцы, ребята! Вижу, что вы внимательно слушали наших ведущих.

Учитель.

- Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33.

Начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

1 чтец.

Когда май месяц расцветает,

Числа двадцать четвертого

Славянский мир весь восхваляет

Кирилла и Мефодия.

2 чтец.

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются. (Слайд 29)

3 чтец.

И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
 И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
 Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает! (Слайд 30)

Учитель.

- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит! (Слайд 31)

Наш классный час подходит к концу.

  - И в заключении я предлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Азбука»

( Зачитываются синквейны)

Учитель

-Благодарю вас, ребята, за активное участие в нашем классном часе. Желаю вам быть верными служителями и хранителями животворного высокого славянского слова и письменности, которую двенадцать столетий назад подарили славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

Вы милые, юные,  чистые дети,

Любите угодников этих святых!

И пусть перед вами в таинственном свете

Сияют их лица в венцах золотых.

В тяжёлом сомненье, в душевной невзгоде,

В беде – призывайте вы их имена.

Учители наши Кирилл и Мефодий,

Хранят нас молитвой на все времена!

(звучит гимн “Слава вам, братья славян просветители”)

Список литературы

1.Житие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. М. «Русский  Дом». 2007.

2. Перехвальская Е. В. – Откуда азбука пошла, Издательство « Малыш» 1989 г.

3. Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. С-Пб. «Ижица» 2002.

4. Энциклопедия для детей « Аванта». История. России от древнейших времён до Петра Великого. Издательский дом « Аванта +» 2004 г.

5. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Культура. – М.: ООО «Изд.-во АСТ», 1998.

Интернет-ресурсы

1. www.pravoslavie.dubna.ru

2. maggimnaz24.moy.su›dir/biblioteka/biblioteka/quot…

3. www.mordovmedia.ru 

4. primetour.ua

5. www.krnews.com.ua 

6. www.sedmitza.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Тема: Дорожная азбука. Автор: Каримова Ф.Х.

Классный часТема: "Дорожная азбука" 1-4 классы.цель: систематизировать знания учащихся по ПДДспособствовать формированию умений ориентировки на улицах города...

Классный час "Прощание с Азбукой"

Материал содержит сценарий праздника"Прощание с Азбукой"....

Классный час по ПДД "Азбука добра"

Представленное занятие является итоговым в 1 классе. Предполагается, что к концу года дети должны знать:- историю возникновения ПДД;-дорожные знаки;- сигналы светофора;-виды транспорта;-причины ДТП;-п...

Классный час " Прощание с Азбукой"

Внеклассное мероприятие в 1 классе " Прощание с Азбукой"...

Классный час на тему: "Азбука вежливости"

                                                    ...

Конспект информационно-познавательного мероприятия по теме: «Откуда азбука пришла»

Цель: познакомить обучающихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием, пробудить в обучающихся чувство гордости за прошлое своей  Родины.Задачи:Образовательные: сообщить п...