Классный час "Откуда к нам Азбука пришла"
классный час
В процессе проведения классного часа дети знакомятся с истоками славянской письменности и культуры и её роли в развиии человечества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №30»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«ОТКУДА К НАМ АЗБУКА ПРИШЛА»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №30 Абрашина Лариса Викторовна |
Дзержинск
2022г.
Цель:
Расширение знаний и представлений учащихся об истории возникновения славянской письменности и её роли в развитии человечества.
Задачи:
- Приобщение детей к русской культуре и традициям.
- Знакомство детей с истоками славянской письменности и культуры.
- Развитие познавательного интереса учащихся к истории и русскому языку на основе углубленного изучения материала, применения игровых моментов.
Оборудование:
для учителя: икона святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, плакаты с пословицами о языке, мультимедийный проектор,
презентация Power Point, аудиозаписи, колокольного звона.
Ход мероприятия
(Звучит спокойная музыка)
Учитель.
- Всероссийский День славянской письменности и культуры. Это большой праздник для всех нас, потому что все мы говорим и пишем на родном русском языке.
А знаете ли вы, кому мы должны быть благодарны за все это? За наше письменное слово, на котором записаны наши любимые книжки?
За нашу грамоту, которой мы учимся в школе? За нашу великую русскую литературу, с которой вы еще только познакомитесь в старших классах. А благодарны мы должны быть Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. Они были иноками (монахами) и всю свою жизнь посвятили созданию нашей письменности.
Святые Кирилл и Мефодий прежде всего перевели на славянский язык Евангелие и богослужебные книги. Благодаря этому русский народ с самого начала мог учиться православной вере на понятном ему языке. И сейчас, уже более тысячи лет церковнославянский язык используется в русской православной церкви во время богослужения.
Книги сохранили до нас Слово Божие и предания далеких лет. Словом Божиим сотворена Вселенная, а человек поставлен Богом выше всего земного. Словом объединяются люди, им созидается все в этом мире. Но самое главное – слово в молитве восходит к Богу, беседуя с Ним.
Чтец. (Слайд 2)
Мы благодарны просвещенью,
наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный
иди в историю смелей.
К апостолам высокославным
любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в
России будут жить века.
1 вед.
- Люди пользуются устной речью с незапамятных времен. Письмо возникло гораздо позднее. Письменность — одно из самых важных культурных завоеваний человечества. Цивилизация возникает вместе с появлением письма. Без письма были бы невозможны те достижения науки, техники, культуры, которыми современный мир отличается от первобытного. (Слайд 3)
Учитель.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, чему будет посвящен наш классный час.
Буквы—значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд:
Каждый в условленном месте стоит
И называется…/алфавит/
Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй..
Строй как строй, да не простой,
Он зовётся …/азбукой/ (Слайд 4)
2 вед.
-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: « Чем отличается азбука от алфавита?» Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА (Слайд 6)
1 вед.
-А знаете ли вы, как, откуда пришла к нам азбука?
На берегу теплого моря в городе Солунь (Салоники) жили два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, а мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Оба брата получили хорошее образование. Однажды к византийскому императору прибыли послы от князя Ростислава. Послы просили направить к ним учителей, которые вели бы церковные службы на славянском. Император позвал Кирилла и сказал, что кроме него никто другой сделать этого не сможет. (Слайд 7)
2 вед.
-Азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, тогда еще не существовало. Но славяне, видимо, уже пытались записывать свою речь при помощи латинских и греческих букв. Настоящая азбука была создана Константином Философом в 863 году. В работе ему помогал Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Создав славянский алфавит, братья начали переводить с греческого на славянский главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Язык этих переводов, выполненных Константином, Мефодием, а затем их учениками, теперь называют старославянским языком. (Слайд 8)
1 вед.
- Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (Салониках). Это был многоязычный город Македонии. В нем жили греки, армяне, арабы, евреи, персы и славяне. Старший брат, Мефодий, родился в 815 году. Он успешно начал военную службу и был назначен воеводой в населенную славянами область. Воеводой Мефодий пробыл десять лет, а затем ушел в монахи. Младший брат, Константин, родился в 827 году. Уже в юности он отчетливо осознавал, что его путь — это путь ученого-книжника. После смерти отца Константин попал в Константинополь, где учился в знаменитой школе в Магнаурском дворце, а позже стал библиотекарем при соборе Святой Софии и фактически секретарем патриарха. Затем Константин на некоторое время поселился в одном из монастырей близ Босфора в Малой Азии, а в конце 850-го или начале 851 года вернулся в Константинополь, чтобы занять кафедру философии в университете. (Слайд 9-10)
2 вед.
- Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. (Слайд 11)
«То было чудное мгновенье!.. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые», записано в летописи тех времен. (Слайд 12)
1 вед.
- Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к X веку, выполнены двумя графическими системами. Одну из них называют кириллицей, а другую — глаголицей (старославянское слово глаголь означает речь, слово). (Слайд 13)
2 вед.
- Глаголица — изобретение более яркое и самобытное, нежели кириллица. Количество букв в глаголице почти точно соответствует количеству звуков (точнее, фонем) старославянского языка. Иными словами, создатели глаголицы основательно разобрались в славянской фонетике и благодаря этому создали для нее подходящую письменность. Буквы глаголицы не скопированы с другого алфавита (как кириллица — с греческого), а созданы самостоятельно. Похоже, глаголицу ее творцы предназначали специально для священных книг: первая буква «аз» по форме напоминает крест. Начертания многих других букв тоже имеют в основе крест, треугольник и круг. (Слайд 14)
Учитель.
- А теперь вы будете работать в группах. Посмотрите внимательно на записи (Слайд 15). Прочитайте слова, записанные с помощью глаголицы.
(Проверка)
1 вед.
- Кириллица, в сущности, — это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Первоначально кириллица включала 43 буквы. Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице. (Слайд 16 - 17)
Учитель. (Слайд 18)
- А теперь группам дается следующее задание.
Прочитайте слова, написанные по-старославянски. Попробуйте их перевести на современный русский язык. Подберите к ним родственные слова, которые используются в наши дни:
ПЬРСТЪ - палец - напёрсток
ЛОВИТВА - охота - ловить
ДЛАНЬ – ладонь
ТЪЩЕТА - суета – тщетный
Чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. (Слайд 19)
Учитель. (Слайд 20)
- В старых церковных текстах встречаются самые разные надстрочные знаки, чаще всего используются следующие:
- Ударения
- Придыхания
- Титло - знак для сокращения слов и обозначения числовых значений
- Послушайте как звучит старославянский язык.
(Звукозапись молитвы на старославянском языке)
2 вед.
-В начале XVII века ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Реформу азбуки в начале XVIII веке провел Петр I. Петру I удалось лишь устранить буквы «от», «омега» и «пси», он также узаконил две разновидности букв — прописные и строчные — и отменил знаки титл, которые использовались для сокращенного написания слов. Реформа 1708—1710 гг. разделила единый алфавит на два: один — традиционный, для написания церковных книг, а другой — новый, светский, гражданский.
(Слайд 21)
1 вед.
- В 1735 г. Были исключены из алфавита буквы «кси» и «зело», а также «ижицу», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква й. ( Слайд 22-23)
2 вед.
- В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв. Эту букву называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) немало огорчений. (Слайд 24)
1 вед.
- В 1735 году в алфавит были введены две буквы: Э и Й». Буква э сравнительно молодая. Она появилась в азбуке, как было сказано, только в 1735 г. Самая молодая буква в русском алфавите — это буква ё. Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 г. ей исполнилось 200 лет. В 1797 г. писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. (Слайд 25)
Учитель.
-А теперь, ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины, и мы посмотрим, кот был из вас самым внимательным.
Викторина (Слайд 27-28)
1.Где родились Св. Кирилл и Св. Мефодий?
( Салоники. Македония)
2.Кем был отец Кирилла и Мефодия?
(Большим военачальником)
3.Как звали Св. Кирилла в миру, до пострига в монахи?
(Константин)
4.Какой алфавит предок русского алфавита?
(Греческий)
5.Какой знак в кириллице ставится над числом для того, чтобы не перепутать его со словом?
(титло)
6. Какую букву называли и «самой русской буквой», и «буквой страшилищем?»
(Ять)
7.Какую букву называли «бездельником», «лодырем», «дармоедом»?
(ъ-ер)
8.Какие три буквы были добавлены в наш алфавит последними?
(Ё,Й,Э)
9.Как называлась первая книга на Руси для обучения грамоте?
(Псалтырь)
10. Назовите последнюю букву кириллицы?
(Ижица)
11. Кто провел первую реформу азбуки?
(Пётр1)
-Молодцы, ребята! Вижу, что вы внимательно слушали наших ведущих.
Учитель.
- Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33.
Начиная с 1992 года, празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает праздничный молебен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.
1 чтец.
Когда май месяц расцветает,
Числа двадцать четвертого
Славянский мир весь восхваляет
Кирилла и Мефодия.
2 чтец.
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются. (Слайд 29)
3 чтец.
И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает! (Слайд 30)
Учитель.
- Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит! (Слайд 31)
Наш классный час подходит к концу.
- И в заключении я предлагаю каждой группе написать синквейн на тему «Азбука»
( Зачитываются синквейны)
Учитель
-Благодарю вас, ребята, за активное участие в нашем классном часе. Желаю вам быть верными служителями и хранителями животворного высокого славянского слова и письменности, которую двенадцать столетий назад подарили славянам святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Вы милые, юные, чистые дети,
Любите угодников этих святых!
И пусть перед вами в таинственном свете
Сияют их лица в венцах золотых.
В тяжёлом сомненье, в душевной невзгоде,
В беде – призывайте вы их имена.
Учители наши Кирилл и Мефодий,
Хранят нас молитвой на все времена!
(звучит гимн “Слава вам, братья славян просветители”)
Список литературы
1.Житие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. М. «Русский Дом». 2007.
2. Перехвальская Е. В. – Откуда азбука пошла, Издательство « Малыш» 1989 г.
3. Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. С-Пб. «Ижица» 2002.
4. Энциклопедия для детей « Аванта». История. России от древнейших времён до Петра Великого. Издательский дом « Аванта +» 2004 г.
5. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Культура. – М.: ООО «Изд.-во АСТ», 1998.
Интернет-ресурсы
1. www.pravoslavie.dubna.ru
2. maggimnaz24.moy.su›dir/biblioteka/biblioteka/quot…
4. primetour.ua
6. www.sedmitza.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Тема: Дорожная азбука. Автор: Каримова Ф.Х.
Классный часТема: "Дорожная азбука" 1-4 классы.цель: систематизировать знания учащихся по ПДДспособствовать формированию умений ориентировки на улицах города...
Классный час "Прощание с Азбукой"
Материал содержит сценарий праздника"Прощание с Азбукой"....
Классный час по ПДД "Азбука добра"
Представленное занятие является итоговым в 1 классе. Предполагается, что к концу года дети должны знать:- историю возникновения ПДД;-дорожные знаки;- сигналы светофора;-виды транспорта;-причины ДТП;-п...
Классный час " Прощание с Азбукой"
Внеклассное мероприятие в 1 классе " Прощание с Азбукой"...
Классный час "К нам опять пришла зима"
Беседа о зиме....
Конспект информационно-познавательного мероприятия по теме: «Откуда азбука пришла»
Цель: познакомить обучающихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием, пробудить в обучающихся чувство гордости за прошлое своей Родины.Задачи:Образовательные: сообщить п...