Поощрения и наказания в педагогике
статья
Каждый человек. которому приходится иметь дело с воспитанием или обучение детей, знает, что при помощи наказаний и поощрений воспитатель может добиться ответственного, дисциплинированного поведения ребенка. Очень важно учитывать при этом, что в процессе воспитания детей в обществе, в семье, дома «мы в виду имеем именно ту дисциплину, которая построена не на страхе, лишающем людей уверенности и порождающем честность, а о дисциплине, которая построена на высокой ответственности и сознательности людей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pooshchreniya_i_nakazaniya_v_pedagogike.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Поощрения и наказания в педагогике.
Каждому, кому приходится заниматься детским воспитанием, приходилось применять в своей практике как методы поощрения, так и наказания.
Данные понятия воспринимаются зачастую как антиподы. Между тем, в этих понятиях смысловая гамма является достаточно широкой. Одни из этих значений довольно сильно расходятся, другие же, в обратном случае, сближаются. К примеру, понятие «наказание» может рассматриваться как «стимулирование», «ускорение», «содействие», «одобрение» и т д . В свою очередь, понятие «наказание» может означать «штраф», «требование», «кара», «выговор», «наставление» и т д . Но слово «наказать» во все времена Древней Руси означало «наставлять», «учить». Не смотря на «антиподство», все-таки, наказание и поощрение имеет точки соприкосновения.
Поощрение понимается как сигнал о состоявшемся самоутверждении, так как содержится в нем общественное признание того образа действия, того подхода и того отношения к действиям, которые реализуются, избраны. Чувство удовлетворения, испытываемое при поощрении, у него вызывает прилив сил, уверенность в собственных силах. подъем энергии и сопровождается, как следствие, результативностью и высокой старательностью. Но заключается основной эффект от поощрения в возникновении острого желания себя вести так, чтобы испытывать подобное состояние психического комфорта намного чаще.
Наказание является понимается, наоборот, как самоутверждении, которое порождает потребности изменять собственное поведение, а при планировании своей будущей деятельности появляется чувство опасения еще раз пережить этот комплекс неприятных чувств. Среди главных чувств наказанного можно отметить чувство отстраненности, отчужденности от коллектива, от других.
В практике и теории воспитания довольно широко распространена такая точка зрения, согласно которой всякая похвала, одобрение, педагогическое воздействие, которое рассчитано на стимулировании положительных эмоций, выражение доверия принято понимать как поощрение. К наказаниям можно отнести любое порицание, угрозу, осуждение. Назначение наказания заключается в коррекции поведения ребенка в сложной конкретной ситуации.
Как утверждают педагоги, наказание имеет, в некотором смысле, тройное значение:
- снятие вины;
- способствует тому, чтобы подобные действия не повторялись, то есть имеет отпугивающий характер;
- оно исправляет некоторый вред, который причинен дурным поведением.
Личность в прежние времена рождалась в унижении. Это проявлялось даже в пословицах, например, а таких:
– Не слушаешь духа кротости, так палкой по кости.
– Не слушался отца, послушаешься кнутца.
Но народ уже тогда пытался отходить от принципа физического наказания:
– Виноватого бог простит, а правого царь пожалует.
– Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
«Но, - как писал П. Ф. Каптеров, - с ослаблением страха телесного наказания в результате постепенного изгнания последних, очень многие признавали, что в детях обязательно нужно возбуждать страх более деликатный и тонкий – мук поражения, борьбы, соперничества, неудовлетворенного тщеславия и честолюбия, страх мучений уязвленного самолюбия, страх духовных страданий. Во многих школах введены были некоторые «позорящие наказания», которые задевали самолюбие школьника.
Подобные позорящие наказания были разнообразными и состояли в лишении «части» костюма (к примеру, в женских школах было лишение передника), в записывании ученика с черную книгу, в постановке дурных отметок, сажании за последнюю парту, вождении виновного по школе и т п.
К. Д. Ушинский считал: «если семья и школа организуют процесс воспитания и обучения детей разумно, то никогда перед ними не будет остро стоять вопрос о наказании школьника или других «излечивающих» мерах. Будет лучше, если воспитатель сможет добиться того, что никакие наказания или поощрения будут не нужны». «Так же воспитатель никогда не должен хвалить другого ребенка и сравнивать его одновременно с другими, необходимо сравнивать только с его прежним несовершенством или, даже лучше, сравнивать с нормой того совершенства, которое должно быть достигнуто» - так писал К. Д. Ушинский. Он придавал большое значение моральному поощрению в деле нравственного воспитания. Он говорил: «Дети практически всегда ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься признания или одобрения того, что сделано хорошо. Это убивает в учащихся стремление к совершенству».
В то же время А. И. Герцен делал такое утверждение: воспитатель мстит учащемуся наказанием за собственную неспособность. А. Дистервег считал, что большей частью меры наказания и вовсе бесполезны, они не нужны там, что ведется обучение правильно, то есть согласно природе ребенка, а так же природе самого предмета обучения – «Наказание должно вообще ставить себе цель, как устранение наказаний».
В. Н. Худяков наказание определял как метод воздействия педагога, который должен предупреждать нежелательный поступок, тормозить его, вызывать чувство вины перед самим собойи перед другими. Суть наказания, по его мнению, заключается в том, чтобы ребенок переживал чувство раскаяния, проанализировал собственную деятельность и поведение, сделал соответствующие выводы.
Неосуществимость вышеназванных и подобных высказываний становилась при первом столкновении с действительностью очевидной. Но сам этот факт отрицания данной действительности становилось прогрессивным явлением.
Роль А. С, Макаренко так же важна. Он считал, что нужно поощрять чаще, а наказывать лишь изредка, только в самом необходимом случае. Среди педагогов в наше время бытуют самые различные взгляды на воспитание ребенка. Ш. А. Амонашвилли считает, напрмер, что необходимо поощрять, и в то же время наказывать не нужно совершенно.
В воспитании детей нет единого подхода. К разным детям один и тот же подход не может дать одинаковых результатов. Это объясняется тем, что сколько существует детей, столько же и разных характеров, неповторимых, присущих только одному ребенку, отдельных, индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с детским воспитанием, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка при выборе методов воспитательного воздействия.
Понятия «поощрение» и «наказание» обычно воспринимаются как антиподы. Если обратиться к смысловой семантике этих понятий, то можно заметить чрезвычайное разнообразие. Сравнивая изначальные толкования слов «поощрение» и «наказание», в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском) обратим внимание на то, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.
Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «придание храбрости» («куражу»), «стимулирование» и т.п.
«Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор» («реприманд»), «обременение», «кару», «требование», «рекламацию», «штраф», «стимулирование» и пр. В этимологии этих понятий есть и общее понятие стимулирования, что помогает видеть их целостность в воспитательном процессе. Поощрение содержит в себе благоприятный эмоциональный заряд и является стимулирующим средством, тогда как наказание – есть негативное вспомогательное воспитательное средство, которое используется, когда позитивные средства не приносят желаемого успеха. К объяснению сущности поощрений и наказаний обращались:
М.Ф. Квинтилиан, И. Кант, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, А.Е. Щеглова, Е.И. Николаева.
Впервые в истории педагогики ценные мысли о значимости поощрений высказал римский педагог М.Ф. Квинтилиан. Являясь противником физических наказаний: «Наказывать детей телесно низко и свойственно только рабам. Ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям и будет переносить их с рабским упрямством», к поощрению относил по И. Кант в «Метафизике нравов» дает формулировку наказания как причинения страдания за совершенное человеком преступление, проступок.
И.Ф. Гербарт – немецкий педагог, видел в поощрении и наказания средства дисциплинирования. Ребенка нужно, прежде всего, дисциплинировать, ввести в круг элементарных норм и правил поведения. По утверждению И.Ф. Гербарта, эта задача не собственно воспитания, а «управления», осуществляемого, главным образом, с помощью системы наказаний и поощрений.
Другой немецкий педагог А. Дистервег был противником наказаний. Он считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведется правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обу- чения. Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний». Я.А. Коменский отмечал: «…когда учащийся под руководством учителя преодолеет трудность, проявит особые успехи в учебе и поведении, его нужно поощрять похвалой, отметкой, подарком и т. д. Правда, говоря о формах поощрения, считая возможным использовать даже денежное вознаграждение…».
Ушинский писал: «Поощрения и наказания лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью. Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше».
«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение. Чутье, опыт и понимание в каждом случае подскажут воспитателю, в какой мере и в какой форме данный ребенок нуждается во внимательном отношении к нему, в ласке, в поощрении» Е.А. Аркин.
Русский религиозный философ И.А. Ильин в книге «Взгляд вдаль» в главе «Наказанное дитя» писал, что наказание само по себе является отрицательным явлением, сигналом тревоги для родителей о том, что у них есть такие промахи, ошибки и упущения, которые не должны иметь места. Он отмечал, что воспитание наказанием – это несчастное воспитание, это постоянно тлеющая борьба, это тайная гражданская война в семье.
А.С. Макаренко утверждал, что «Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осужден коллективом, зная, что он поступил неправильно, т.е. в наказании нет подавленности, а есть переживание ошибки. «Наказание – очень трудная вещь, оно требует от педагога огромного такта и осторожности». Применение наказаний – показатель плохой вооруженности как воспитателя, плохую мою вооруженность педагогической техникой и плохое состояние нервов, отчаяние.
В толковом словаре С.И. Ожегова под поощрением понимается «вознаграж- дение, награда», под наказанием же «мера воздействия на совершившего проступок».
Е.И. Николаева в своей статье «Кнут и пряник» пишет: «Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка и выполняет стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, чуткость, ответствен- ность и многие другие.
Таким образом, изучив различные подходы к пониманию понятий «поощрение» и «наказание», делаю вывод, что однозначного определения нет. Мнения авторов несколько расходятся, одни считают, что поощрение противоположно наказанию, и последнее не может использоваться в образовательном процессе, называя его «отрицательным явлением», другие авторы придерживаются мнения, что поощрения и наказания всё же имеют связующее звено, и видят его в функции стимулирования деятельности.
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных форм и видов педагогического требования показывает, что и отрицательная группа форм косвенного требования (осуждение, недоверие, угроза), и положительная (одобрение, доверие, просьба) используется на каждом шагу, причем в таких ситуациях, когда нет необходимости как-то из общей массы выделить того или иного ученика.
Использованию наказаний и поощрений как методов педагогического воспитания отвечать должно наличие определенной ситуации. Характеризуется оно известным решением коллектива или педагога, которое связано с выделением одного из группы воспитанников, как правило, однако, без резкого противопоставления их обязанностей и прав в коллективе, взаимоотношений коллектива и педагога с ними. Совокупностью данных признаков и обеспечивает коррекцию поведения. Ситуация наказания и поощрения собой представляют особые случаи сложных психологических и педагогических ситуаций, которые характеризуются необходимостью регулирования отношений, внесения в них конкретных дозированных изменений, другими словами – педагогической коррекции.
Для самостимуляции в использовании наказаний и поощрений важным условием является соблюдение меры. Даже трудно сказать, что в воспитании более вредно: наказание по всякому поводу, или же наоборот, злоупотребление поощрением. В отличии от некоторых форм косвенного требования, как осуждение и одобрение, которые являются рядовыми, повседневными воздействиями на учащихся, наказание и поощрение должны быть использованы как средства коррекции как можно реже.
Можно с уверенностью сказать, что эффект от применения методов наказания и поощрения находится в обратной пропорциональности их частоте использования. Только в тех некоторых случаях, когда необходимость наказания или поощрения недвусмысленно и жестко диктуется конкретной ситуацией, к ним необходимо прибегнуть.
В.Л. Леви, Б.Т. Лихачев и Л.Ю. Гордин, изучая наказание со стороны коррекционного метода, предлагали следующие принципы в использовании его на практике:
1. Наказание будет действенным, когда ребенку лоно понятно и считается им справедливым. О нем после наказания не напоминают, а с ребенком в то же время сохраняются нормальные отношения.
2. Ребенка ни в коем случае нельзя оскорблять, если ребенок даже очень сильно провинился. Его наказывают по педагогической необходимости, а не по личной неприязни.
3. Если ребенок провинился в той или иной ситуации, то его наказывать можно за это единожды. Если было сразу совершено несколько отрицательных поступков, то наказание может быть достаточно суровым, но только сразу за все, одно.
4. Каким бы наказание ребенка не было, он не должен бояться. Ребенок должен знать, что наказание в определенных случаях неотвратимо. Он должен бояться не самого наказания или гнева, а огорчения родителя (учителя).
5. Наказание не должно ни в коем случае вредить здоровью ребенка – ни моральному, ни физическому. Если ребенок болеет – то от наказании стоит воздержаться вообще.
6. Не нужно допускать превращения наказание в своеобразное орудие мести.
7. Если нет полной уверенности в полезности и справедливости наказания, то не стоит наказывать ребенка.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что использование методов наказания и поощрения основываться должно на принципах гуманизма. В них проявляться должна забота о личностном росте.
Необходимо поэтому не забывать, что в воспитанных правильно семьях, где есть взаимопонимание, сознательная дисциплина, можно длительное время обходиться вообще без наказания. Ведущим должен оставаться метод поощрения, а наказание – вспомогательным.
Такие методы должны учитывать возраст, педагогическую ситуацию, психологические личностные особенности, быть индивидуальными. А так же то, что такт в наказании и поощрении выступает необходимым элементом.
Использование наказаний и поощрений как методов педагогической коррекции отвечать должно наличие конкретной ситуации.
В воспитании детей единого подхода не существует. Один и тот же подход к различным детям одинаковых результатов дать не сожжет, то есть, сколько существует детей, столько существует и разных характеров, индивидуальных, присущих только одному ребенку, отдельных, неповторимых.
Необходимость использовать наказания и поощрения в каждом конкретном случае вытекает не из какой-то шкалы добродетелей и пороков, за которые необходимо производить награды или карательные меры, а из проявляющейся реально в данной ситуации потребности в коррекции детского поведения.
Можно сказать, что максимальный эффект применения наказаний и поощрений находится в обратной пропорциональности их частоте использования. Только в тех случаях, когда недвусмысленно и жестко необходимость наказания или поощрения диктуется в конкретной ситуации, необходимо к ним прибегать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"
Родительское собрание "Поощрение и наказание в семье: разумный балланс"...
Родительское собрание на тему: " Поощрение и наказание детей в семье"
Представлен доклад для выступления на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание "Поощрение и наказание"
Обсуждаются с родителями виды наказаний и поощрений в семье. При помощи обмена мнениями, высказываний из детских сочинений,ситуаций из жизни, родители находят самый действенный метод воспи...
Поощрение и наказание
Поощрение и наказание....
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье
На собрании обсуждается проблема поощрения и наказания ребёнка в семье...
памятки родителям о поощрении и наказании
памятки родителям о поощрении и наказании детей в семье...
Урок для родителей Поощрения и наказания как методы стимулирования в казачьей педагогике.
Поощрение и одобрение как методы воспитания широко применялись в практике воспитания у казаков. Многовековой опыт и специфические условия существования позволили казакам выработать своеобразные дидакт...