В гости на день рождения
план-конспект урока (2, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока речевой практики
Тема: «В гости на день рождения»
Цели:
Обучающие:
- формирование у учащихся этикетных норм поведения в ситуации «я – гость»;
- формирование и развитие активной речевой практики детей посредством составления диалогов по теме речевой ситуации;
Коррекционно-развивающие:
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- коррекция речевых недостатков (произношения, словарного запаса, грамматического строя);
Воспитывающие:
- воспитание общей культуры поведения, активности, творчества, эстетических чувств.
Оборудование: таблички с названиями этапов праздника; 2 игрушечных телефона; маски смешариков; фрагмент м/ф «День рождения Нюши» и видеоролик «Смешарики танцуют»; печатная игра «Одень куклу» (мальчик и девочка); картинка-«лабиринт» «Кто что подарит?»; подарки для игры в «День рождения» (коробка конфет, банты, цветок, настольная игра (пазлы), картина, книга, кукла); накрытый стол (скатерть, салфетки, чайный сервиз, муляжи угощений); картинки с правилами поведения за столом; маленькие фигурки смешариков, рисунки двух полянок.
Ход урока:
- Орг. момент. Психологический настрой:
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Речевая разминка.
- Дыхательная:
"Мычалка" ( Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох).
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
- Артикуляционная:
Упражнения для язычка «Лошадка» - «Грибок»
- Дикционная:
Скороговорка: «Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала».
- Сообщение темы.
Тему урока вы попробуете угадать сами:
Почему и отчего К нам пришло веселье? Ведь сейчас не Новый год И не новоселье. Но не зря нам сейчас Весело с друзьями. Что у нас? Что у нас? Отгадайте сами. Почему и отчего Мы довольны очень | И сегодня без конца Весело хохочем? Почему и отчего Лампы светят ярко И кому-то в этот день Дарим мы подарки? И не зря в этот час Пироги с вареньем. А у нас, а у нас Чей-то …….. (ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ). |
- Итак, сегодня мы с вами отправимся в гости на день рождения к … . Впрочем, пусть это пока останется секретом.
- Основная часть. Подготовка и обыгрывание речевых ситуаций.
- Приглашение на день рождения.
- Поскольку у нас с вами это уже не первый урок по теме «День рождения», давайте вспомним, что предшествует любому походу на этот праздник? Без чего не принято приходить в гости? (без приглашения)
Вывешивается табличка «ПРИГЛАШЕНИЕ»
- Кто напомнит, каким образом можно пригласить друга в гости. (лично, по телефону, письменно)
- Мы с вами уже тренировались на прошлом уроке составлять приглашения. Предлагаю сегодня повторить ситуацию приглашения на день рождения по телефону.
(Дети разыгрывают ситуацию)
- Выбор подарка.
Итак, приглашение вы получили. О чем нужно позаботиться теперь? (….) Конечно, о подарке.
Вывешивается табличка «ПОДАРОК»
- Мы уже говорили с вами, что выбор подарка – дело непростое и подумать о нем надо заранее. Не всегда подарок должен быть дорогой по цене. Главное, чтобы он принес имениннику радость, и был преподнесен с вниманием и любовью. А что делать, если у вас нет денег на подарок? (….)
- В любом случае следует учитывать, для кого именно вы готовите подарок.
А значит, настало время вам узнать, кто же сегодня ждет нас на свой День рождения. Попробуйте догадаться, кто это.
Хрюшка, которая уверена, что в каждой девочке должна быть загадка, а ещё лучше — тайна. Очень активна и жизнерадостна. Следует модным тенденциям и часто это пристрастие портит нервы остальным Смешарикам. Она надеется найти своего принца на белом коне. При этом старается под влиянием Совуньи быть хорошей хозяйственной девочкой. Любимое выражение: похрюкивание или «Не, ну ты ваще!» (Вывешивается портрет Нюши)
-Я предлагаю посмотреть фрагмент м/ф, а затем мы с вами решим, что подарить Нюше на День рождения. (Просмотр фрагмента м/ф «День рождения Нюши»)
- Как вы думаете, почему Ежику так трудно было выбрать подарок? Понравится ли Нюше подарок Кроша? (…)
- А теперь узнаем, какие подарки приготовили на сегодняшний день рождения для Нюши ее друзья.
Коррекционно-развивающее упражнение на развитие восприятия «Кто что подарит» (Портреты смешариков соединены перепутанными цветными линиями с изображениями подарков)
Составляются полные предложения по схеме, записанной на доске: «Кто? – подарит - кому? – что? – для чего?»
(Образец: «Кар-Карыч подарит Нюше игру «Пазлы», чтобы она собрала красивую картинку»)
- Выбор наряда.
- Итак, подарок готов, красиво упакован. Можно идти? (…)
Сначала нужно аккуратно одеться, причесаться, до блеска начистить обувь. Ведь по правилам этикета на праздник приходят нарядными.
Вывешивается табличка «ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД»
- - Вот здесь на столах разложены различные наряды для мальчиков и девочек. Вам нужно выбрать. Девочки выбирают все вместе один наряд для девочки, а мальчики – для мальчика. Попробуйте в процессе выбора сами дружно договориться, чтобы выбранный наряд всех устраивал.
(Используется печатная игра «Одень куклу»)
- А теперь опишите, во что одет ваш будущий гость? (,,,)
Физкультминутка (танцевальная под песенку из м/ф «Смешарики»)
- Приход в гости. Поздравление.
- Ну, наконец, все готовы, чтобы пойти в гости. Начинается самое интересное. Сейчас мы все превратимся в Смешариков. Для начала предлагаю выбрать хозяйку праздника – Нюшу (…)
Я буду Кар-Карычем… (Далее остальные дети разбирают маски)
- Отлично. Осталось вспомнить, какой подарок чей (подарки разложены на полке, картинка-«лабиринт» по-прежнему на доске). Пойти «в гости». И подарить этот подарок со словами поздравления нашей имениннице.
Вывешивается табличка «ПОЗДРАВЛЕНИЕ»
Дети по очереди идут в гости (не забывая о приветствии), дарят свои подарки, стараясь не повторяться в пожеланиях. Нюша благодарит, провожает гостей к столу.
- Чаепитие
- Прежде, чем мы подойдем к столу, расскажу вам веселое стихотворение, подходящее к такому случаю. А вы мне поможете – будете договаривать последнее словечко.
- Конечно, это шутка. Посмотрите, какой замечательный стол накрыла для нас хозяйка. Здесь все угощение на месте. Расскажите, что вы видите на столе. (….)
- А давайте, назовем , что в чем находится.
Хлеб – в хлебнице, масло – в …., сахар – в ….., конфеты – в …., варенье – в …., чай – в ….., фрукты – в … .
- Как называется посуда, которая используется для чаепития? (чайная)
- Ну, а теперь, Нюша, приглашай гостей за стол.
Вывешивается табличка «ЧАЕПИТИЕ»
(Ребята рассаживаются. Хозяйка помогает. Учитель напоминает о необходимости извиниться, если кого-то побеспокоил)
- Мы с вами уже не раз говорили о правилах поведения за столом. Давайте еще раз вспомним некоторые из них.
Задание: рассмотри картинку и закончи фразу:
Перед едой всегда …. (мой руки).
Не садись за стол в … (шапке).
Если напиток горячий, то надо … (подождать, пока немного остынет).(показ)
За столом сиди … (прямо). Ешь … (небольшими) кусочками, пережевывай с закрытым ртом. (показ)
Не … (облизывай) пальцы, не вытирай рот руками, а пользуйся … (салфеткой). (показ)
Не оставляй чайную ложку в чашке, а … (положи ее на блюдце).(показ)
Косточки от компота не выплевывай, а … (аккуратно вынимай на ложечку).(показ)
-Молодцы. Все правила помним. А еще все с самого раннего детства знают такое правило: «Когда я ем – я глух и нем!»
Согласны с этим? (….)
Дети обсуждают, всегда ли люди за столом молчат.
- Конечно, за праздничным столом люди не только едят, но и общаются. Как это надо правильно делать? (…) Да так же как и везде – вежливо, не перебивая друг друга, не крича, и, конечно же, ни в коем случае не с набитым ртом.
Дополнительные речевые ситуации:
- Попросить, чтобы передали сахарницу, конфеты.
- Похвалить блюдо, которое понравилось.
- Вежливо отказаться от предложенного блюд.
- Прощание
- Пора, пожалуй, заканчивать наше чаепитие. Ведь долго засиживаться в гостях тоже невежливо. Пришло время поблагодарить хозяйку и вежливо попрощаться.
Табличка «ПРОЩАНИЕ»
(обыгрываем)
- Итог урока.
- Итак, чему же мы сегодня учились на уроке?
А вывод, наверно, такой:
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками -
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье -
Трудно будет вынимать.? ))))) Согласны? (…)
- О чем не следует забывать, отправляясь на день рождения? Находясь в гостях?
(Подводя итог, обращаем внимание на таблички)
- Рефлексия.
У каждого ученика фигурка смешарика (из киндер-сюрприза), соответствующая его маске (роли на уроке). У учителя на столе 2 рисунка с изображением полянки: черно-белый и цветной.
- Если сегодняшний урок устной речи понравился вам, был для вас интересен, поставьте фигурку на разноцветную полянку, а если вам было скучно или трудно, то на серую.
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по основам социализации и общению по теме: «День рождение. Поход в гости»
занятие для коррекционной школы...
День осенних именинников «Мой день рожденья осенью!»
Данный материал поможет провести "День осенних именинников" весело и интересно....
День именинника "День рождения с Карлсоном"
Цель этого праздника - не только поздравление с днём рождения именинников, но и развитие интеллектуально-творческих, организаторских способностей школьников, развитие смекалки, творческой ...
День именинника. День рождения - лучший праздник.
Поздравление зимних именинников. Стихи, игры, песни, Чаепитие...
Конспекты уроков :"Праздники в нашем доме:день рождения, день ангела". "Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы".
Конспекты уроков по ОПК...
6.06.16 г. День русского языка.День рождения А.С.Пушкина
Великий и могучий русский язык......
В гости к сказке "День рождения зайца"
В гости к сказке «День рождения зайца»Цель:Развитие связной речиОбразовательные задачи1.Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему.2. Использовать описания, диало...