Родительское собрание "Традиции семейного чтения"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Примерная разработка совместного с детьми родительского собрания, проведенного в форме интерактивной беседы-викторины, с представлением семейных информационно-исследовательских проектов "Папы-мамина книжка". Может быть организовано на Неделе детской книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Традиции семейного чтения»
Форма проведения: Презентация семейных проектов,
конкурс «Папа, мама, я - читающая семья»
Цель: продолжать сотрудничество с семьями обучающихся по вопросам взаимоотношения детей и их родителей посредством чтения художественной литературы;
способствовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.
Задачи:
1. Расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
2. Повышать культуру чтения;
3. Продолжать раскрывать возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.
Участники: Родители, учащиеся начальных классов, классные руководители, воспитатели.
План проведения:
- Вступительное слово ведущего.
- Представление семейных проектов «Папы-мамина книжка»
- Конкурсная программа
- Постановка спектакля-экспромта
- Рефлексия.
- Подведение итогов собрания. Принятие решения
Ход собрания:
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека. Тема эта неслучайна именно в предверии весенних каникул. Поскольку по традиции, которой кстати в этом году исполняется вот уже 75 лет, в нашей стране в последнюю неделю марта проводится Неделя детской и юношеской книги.
Мы с ребятами активно начали эту неделю, и уже много нового узнали о детских книжках. И вот сегодня решили пригласить и Вас, уважаемые родители и воспитатели, чтобы всем вместе поддержать замечательную традицию семейного детского чтения.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события и. т. д. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к книге у детей.
Чтобы встреча наша прошла более живо и интересно, мы решили провести ее не совсем обычно – в форме конкурса-викторины «Папа, мама, я – читающая семья»
- Семейное домашнее задание «Папы-мамина книжка»
Выходят папа и ребенок.
Чтение стихотворения «Бедный папа» Александра Кушнера:
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня — картинок двести,
А у папы — ни одной.
У меня — слоны, жирафы —
Звери все до одного,—
И бизоны, и удавы,
А у папы — никого!
У меня — в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет!
Действительно, взрослые сейчас если берут почитать книгу, то чаще всего она выглядит примерно так. (показываю) Толстая, без картинок, с мелким шрифтом.
Но так было не всегда. Ваши папы и мамы, учителя и воспитатели тоже когда-то были детьми, и у них тоже была любимая детская книжка…
(Далее выступления по проектам)
2. «Кто здесь был и что забыл?»
На экране поочередно демонстрируются картинки: участники называют героев произведений и название книги.
1. Грядка, на ней репка, на грядке видны следы героев («Репка»);
2. Прорубь, из нее торчит волчий хвост («Лисичка сестричка и серый волк»);
3. Изображены дома трех поросят: соломенный, из хвороста, каменный («Три поросенка»)
4. Стоят красные сапоги. Кот в сапогах.
Тем, кто быстрее других правильно ответил, ведущий дает фишки.
3. Конкурс загадок
-Ведущий: -Вам предстоит встреча с загадочной гостьей. Узнать ее вам поможет загадка:
Ох! Ох! Ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда-куда?»
Ну а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично все кончается.
Все на место возвращается.
Все виновную прощают.
Сладким чаем угощают.
(Федора // К. Чуковский. Федорино горе)
Раздается стук, входит Федора.
Федора: - Здравствуйте, детки, здравствуйте, гости! Я уже поняла, к чему приводят неряшливость и лень. Теперь я очень чисто мою посуду, и никто не обижается на меня. Посмотрите на меня: я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю я, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте и мои сказочные загадки. (Достает книги и загадывает загадки к каждой из них.)
Книжку, ребята, в руках я держу.
А как называется, вам не скажу.
Но все ж вы сейчас догадаетесь сами.
Вот дедушка в лодке поплыл за дровами.
А вот островок небольшой на воде,
Зверушки на нем,
Ой, зверушки в беде!
Вода прибывает, зверушек несет.
Нет, дедушка добрый сейчас их спасет.
Усядется в лодку команда косая,
А книжка, ребята, про деда. (Мазая).
А еще про кого? (Про зайцев.)
В этой книге именины,
Много было там гостей.
Но на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
(К. Чуковский. «Муха-цокотуха»)
Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался. («Колобок»).
Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал ее кто-то
Кто распростился с зеленою кожей,
Стал мигом красивою и пригожей? («Царевна –лягушка»)
Помогла нам яблонька, помогла нам печка,
Помогла хорошая голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку? Назовите книжку. («Гуси-лебеди»).
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.
Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью»).
Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. («Теремок»)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она была.
(«Дюймовочка» Андерсен Г. Х).
О жадной старушке рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята, к добру не ведет.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
(«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин А. С.).
Федора. Вижу, вы очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы! Но мне пора с вами прощаться, я очень хочу успеть на конкурс чистюль к малышам. (Уходит.)
Для родителей (взрослых)
4. «Собери пословицу»
В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц о книге. Давайте их вспомним.
Вариант 1
Каждой семье дано начало пословицы: нужно найти окончание.
Пословицы:
- «Не красна книга письмом,// красна умом»
- «Золото добывают из земли,// а знания из книги»
- «Прочел новую книгу – //встретился с другом»
- «Сперва аз да буки, //а там и науки»
- «Кто грамоте горазд, //тому не пропасть»
- «Книга для ума – //что теплый дождь для всходов»
Вариант 2
Кто быстрее соберет пословицы в одно предложение.
1. Книга для * ума – что теплый дождь * для всходов.
Съел ковригу – напитался * один, прочитал * книгу – оставил другим.
Ленивому * Микишке все не * до книжки.
2. Хорошую * книгу читать не в * тягость, а в радость.
Книга в счастье * украшает, а в несчастье * - утешает.
Иной глазами по * книжке водит, а разум у него * стороной бродит.
3. Не в пользу книги * читать, коли только вершки * в них хватать.
Книга не * самолет, а за тридевять земель * унесет.
Книга не * пряник, а к себе * манит.
В это время для детей
- «Собери обложку книги» (детям)
(собрать обложку из разрезанных частей)
- Что же объединяет (вернее КТО) все эти книги? (автор – С.В. Михалков) (В этом году, 13 марта – 105 лет со дня рождения)
- «Продолжи стихотворение»
Вытягиваем карточку, выразительно читаем начало отрывка из разных стихотворений, а затем команда договаривает. Если кто забыл, помогает вся команда.
Используются стихи С.Михалкова.
- «Постановка спектакля»
- А теперь я хочу, чтобы мы с вами вспомнили одну книжку, которая наверняка, я уверена, была одной из самых первых в вашей жизни: и в жизни наших детей, и в жизни наших родителей, и в нашей с вами…
(спектакль-экспромт по сказке «Курочка-Ряба»)
Заключительная часть
Как сделать чтение книг ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Например, в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. А можно придумать с ребёнком свою сказку.
Памятка для родителей
«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения.
- Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи.
- Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются образцы восприятия слова.
- Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определенного жизненного стиля.
Вот и подходит наша встреча к концу и я хочу закончить ее игрой «Я хочу с тобой дружить» (дети и родители встают в круг).
Клубок в руки я возьму
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам,
Мы сейчас узнаем
Буду так я говорить,
Я хочу с тобой дружить
(Участники друг за другом передают клубок по кругу, пока он не вернется к ведущему.)
В.: А сейчас я предлагаю сделать шаг назад. Вы чувствуете, как тесно мы с вами связаны? Вот так и в чтении. Семейные чтение тесно связывает отношения между членами семьи, ведь дружная, любящая и читающая семья важна для каждого ребенка. А на память о нашей встрече мы хотим Вам подарить закладки и буклеты «Семья и книга», из которых вы узнаете много интересной информации.
Решения родительского собрания:
1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семейное чтение"
Материал содержит презентацию по теме и приложение с анкетой для детей и родителей, памяткой по воспитанию книгочея и упражнениями для развити я осознанного чтения....
Родительское собрание.Семейное чтение.
-Цели: - содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;-показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;-привлечь внимание родителей к к...
Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"
Вашему вниманию предоставляю сцений родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....
Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"
Вашему вниманию предоставляю сценарий родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....
Родительское собрание: "Семейное чтение".
Цели:§ Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;§ Показать родителям приемы и методы приобщения ре...
презентация к родительскому собранию "Семейное чтение"
В презентации представлены материалы к родительскому собранию....