Родительское собрание "Традиции семейного чтения"
методическая разработка (2, 3, 4 класс)

Татьяна Владимировна Сахарова

Примерная разработка совместного с детьми родительского собрания, проведенного в форме интерактивной беседы-викторины, с представлением семейных информационно-исследовательских проектов "Папы-мамина книжка". Может быть организовано на Неделе детской книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Традиции семейного чтения»

Форма проведения: Презентация семейных проектов,

                                 конкурс «Папамама, я - читающая семья»

Цель: продолжать сотрудничество с семьями обучающихся по вопросам взаимоотношения детей и их родителей посредством чтения художественной литературы;

способствовать воспитанию любви к чтению у младших школьников.

Задачи:

1. Расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

2. Повышать культуру чтения;

3. Продолжать раскрывать возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Участники: Родители, учащиеся начальных классов, классные руководители, воспитатели.

План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Представление семейных проектов «Папы-мамина книжка»
  3. Конкурсная программа
  4. Постановка спектакля-экспромта
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов собрания. Принятие решения

Ход собрания:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека. Тема эта неслучайна именно в предверии весенних каникул. Поскольку по традиции, которой кстати в этом году исполняется вот уже 75 лет, в нашей стране в последнюю неделю марта проводится Неделя детской и юношеской книги.

        Мы с ребятами активно начали эту неделю, и уже много нового узнали о детских книжках. И вот сегодня решили пригласить и Вас, уважаемые родители и воспитатели, чтобы всем вместе поддержать замечательную традицию семейного детского чтения.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события и. т. д. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.

Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к книге у детей.

        

        Чтобы встреча наша прошла более живо и интересно, мы решили провести ее не совсем обычно – в форме конкурса-викторины «Папа, мама, я – читающая семья»

  1. Семейное домашнее задание «Папы-мамина книжка»

Выходят папа и ребенок.

Чтение стихотворения «Бедный папа» Александра Кушнера:

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня — картинок двести,

А у папы — ни одной.

У меня — слоны, жирафы —

Звери все до одного,—

И бизоны, и удавы,

А у папы — никого!

У меня — в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет!

Действительно, взрослые сейчас если берут почитать книгу, то чаще всего она выглядит примерно так. (показываю) Толстая, без картинок, с мелким шрифтом.

Но так было не всегда. Ваши папы и мамы, учителя и воспитатели тоже когда-то были детьми, и у них тоже была любимая детская книжка…

(Далее выступления по проектам)

2. «Кто здесь был и что забыл?»

На экране поочередно демонстрируются картинки: участники называют героев произведений и название книги.

1. Грядка, на ней репка, на грядке видны следы героев («Репка»);

2. Прорубь, из нее торчит волчий хвост («Лисичка сестричка и серый волк»);

3. Изображены дома трех поросят: соломенный, из хвороста, каменный («Три поросенка»)

4. Стоят красные сапоги. Кот в сапогах.

Тем, кто быстрее других правильно ответил, ведущий дает фишки.

3. Конкурс загадок

-Ведущий: -Вам предстоит встреча с загадочной гостьей. Узнать ее вам поможет загадка:

Ох! Ох! Ох!

Здесь такой переполох!

Все бегут, несутся, скачут,

Им кричат«Куда-куда?»

Ну а кто-то горько плачет

От досады и стыда.

Но отлично все кончается.

Все на место возвращается.

Все виновную прощают.

Сладким чаем угощают.

(Федора // К. Чуковский. Федорино горе)

Раздается стук, входит Федора.

Федора: - Здравствуйте, детки, здравствуйте, гости! Я уже поняла, к чему приводят неряшливость и лень. Теперь я очень чисто мою посуду, и никто не обижается на меня. Посмотрите на меня: я не замарашка, а чистенькая и аккуратная старушка. Знаю я, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте и мои сказочные загадки. (Достает книги и загадывает загадки к каждой из них.)

Книжку, ребята, в руках я держу.

А как называется, вам не скажу.

Но все ж вы сейчас догадаетесь сами.

Вот дедушка в лодке поплыл за дровами.

А вот островок небольшой на воде,

Зверушки на нем,

Ой, зверушки в беде!

Вода прибывает, зверушек несет.

Нет, дедушка добрый сейчас их спасет.

Усядется в лодку команда косая,

А книжка, ребята, про деда. (Мазая).

А еще про кого? (Про зайцев.)

В этой книге именины,

Много было там гостей.

Но на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть ее не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

(К. Чуковский. «Муха-цокотуха»)

Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок все ж попался. («Колобок»).

Летела стрела и попала в болото.

А в этом болоте поймал ее кто-то

Кто распростился с зеленою кожей,

Стал мигом красивою и пригожей? («Царевна –лягушка»)

Помогла нам яблонька, помогла нам печка,

Помогла хорошая голубая речка.

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку. («Гуси-лебеди»).

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра. («По щучьему веленью»).

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. («Теремок»)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот какая девочка, как она была.

(«Дюймовочка» Андерсен Г. Х).

О жадной старушке рассказ тут пойдет.

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

 («Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин А. С.).

Федора. Вижу, вы очень любите сказки, поэтому правильно отгадали все загадки. Молодцы! Но мне пора с вами прощаться, я очень хочу успеть на конкурс чистюль к малышам. (Уходит.)

Для родителей (взрослых)

4. «Собери пословицу»

В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц о книге. Давайте их вспомним.

Вариант 1

Каждой семье дано начало пословицы: нужно найти окончание.

Пословицы:

  • «Не красна книга письмом,// красна умом»
  • «Золото добывают из земли,// а знания из книги»
  • «Прочел новую книгу – //встретился с другом»
  • «Сперва аз да буки, //а там и науки»
  • «Кто грамоте горазд, //тому не пропасть»
  • «Книга для ума – //что теплый дождь для всходов»

Вариант 2

Кто быстрее соберет пословицы в одно предложение.

1. Книга для * ума – что теплый дождь * для всходов.

    Съел ковригу – напитался * один, прочитал * книгу – оставил другим.

    Ленивому * Микишке все не * до книжки.

2. Хорошую * книгу читать не в * тягость, а в радость.

    Книга в счастье * украшает, а в несчастье * - утешает.

    Иной глазами по * книжке водит, а разум у него * стороной бродит.

3. Не в пользу книги * читать, коли только вершки * в них хватать.

    Книга не * самолет, а за тридевять земель * унесет.

    Книга не * пряник, а к себе * манит.

В это время для детей

  1.  «Собери обложку книги» (детям)

(собрать обложку из разрезанных частей)

- Что же объединяет (вернее КТО) все эти книги? (автор – С.В. Михалков) (В этом году, 13 марта – 105 лет со дня рождения)

  1. «Продолжи стихотворение»  

Вытягиваем карточку, выразительно читаем начало отрывка из разных стихотворений, а затем команда договаривает. Если кто забыл, помогает вся команда.

Используются стихи С.Михалкова.

  1. «Постановка спектакля»

- А теперь я хочу, чтобы мы с вами вспомнили одну книжку, которая наверняка, я уверена, была одной из самых первых в вашей жизни: и в жизни наших детей, и в жизни наших родителей, и в нашей с вами…

(спектакль-экспромт по сказке «Курочка-Ряба»)

Заключительная часть

Как сделать чтение книг ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Например, в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. А можно придумать с ребёнком свою сказку.

Памятка для родителей

«Золотые ключики» от потайной дверцы в мир чтения.

  • Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать:  так задаются образцы устной речи.
  • Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать рассказы и сказки: так задаются образцы восприятия слова.
  • Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослыми: так задаются образцы определенного жизненного стиля.

Вот и подходит наша встреча к концу и я хочу закончить ее игрой «Я хочу с тобой дружить» (дети и родители встают в круг).

Клубок в руки я возьму

Пальчик обмотаю.

А кому его отдам,

Мы сейчас узнаем

Буду так я говорить,

Я хочу с тобой дружить

(Участники друг за другом передают клубок по кругу, пока он не вернется к ведущему.)

В.: А сейчас я предлагаю сделать шаг назад. Вы чувствуете, как тесно мы с вами связаны? Вот так и в чтении. Семейные чтение тесно связывает отношения между членами семьи, ведь дружная, любящая и читающая семья важна для каждого ребенка. А на память о нашей встрече мы хотим Вам подарить закладки и буклеты «Семья и книга», из которых вы узнаете много интересной информации.

Решения родительского собрания:

1. Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

2. Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

3. Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семейное чтение"

Материал содержит презентацию по теме и приложение с анкетой для детей и родителей, памяткой по воспитанию книгочея и упражнениями  для развити я осознанного чтения....

Родительское собрание.Семейное чтение.

-Цели: - содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;-показать родителям приемы и методы приобщения ребенка к чтению;-привлечь внимание родителей к к...

Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"

Вашему вниманию предоставляю сцений родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....

Сценарий родительского собрания "Семейное чтение"

Вашему вниманию предоставляю сценарий родительского собрания на тему: "Семейное чтение"....

Родительское собрание: "Семейное чтение".

Цели:§    Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников,   приобщению их к семейному чтению;§    Показать родителям приемы и методы приобщения ре...

презентация к родительскому собранию "Семейное чтение"

В презентации представлены материалы к родительскому собранию....